Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционально - волевой сферы учащихся при подготовке к ЕНТ»
Пензянцева Татьяна Николаевна Портфолио учителя Отчёт А
Группа №2 2 –го уровня
Г.Караганда
Мы не знаем, как высоки, пока не встаем во весь рост.
Затем, убедившись, что мы верны чертежу, головой достаём до звёзд.
Объективным бы стал героизм, о котором песни поём, но мы сами себе урезаем размер, из страха стать королём.
Отчёт А
«Развитие эмоционально – волевого самоконтроля в процессе подготовки обучающихся к сдаче ЕНТ»
Развитие эмоционально –волевой сферы актуально не только для выпускников школ, это важно для любого человека, который стремится к гармонии с самим собой и окружающим миром. Не для кого не секрет- не вовремя сказанное слово, не сдержанная эмоция и наоборот невысказанное своё эмоциональное отношение может поставить крест на карьере и в личных отношениях. Сегодня существует даже такое понятие, как эмоциональный интеллект. Уже стало аксиомой, что наше физическое здоровье целиком и полностью зависит от нашего эмоционального состояния.
Свою миссию как психолога я вижу в том, чтобы научить учащихся мобилизовать свою энергию в ответственный жизненный момент с наименьшими потерями для здоровья Вообще подготовку к ЕНТ рассматриваю шире, чем просто подготовка и сдача экзамена на знания каких – то предметов. Весь процесс подготовки к ЕНТ можно построить как тренинг личностного роста обучающегося: развитие познавательных процессов с целью повышения эффективности подготовки, но самое главное развитие эмоционально – волевой сферы выпускников. В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ сталкиваюсь с такими запросами: как преодолеть сильнейшее эмоциональное давление со стороны учителей и родителей, семейные конфликты – родители находятся в состоянии развода или развелись, дети оказываются втянуты в эти проблемы, ещё более трудная ситуация - смерть очень близкого человека, как работать со своими страхами. Преодоление эмоциональной зависимости, контроль эмоций в экстремальных ситуациях, самомотивация, умение эффективно организовать свою работу, искусство расслабления – все эти навыки, необходимые для успешной личности. Не менее важным для каждого учащегося является формирование адекватной самооценки, позитивного восприятия окружающего мира, ведь все, что меня окружает – это реальное моё внутреннее состояние. Более того, личностный рост учащихся происходит лишь тогда, когда каждый учащийся берёт на себя личную ответственность за свой результат. Многие дети иногда «застревают» на каком – то уровне и не потому что не могут выше, а потому
что сравнивают себя с другими: « В сравнении с ними, я знаю лучше». Это происходит в тех семьях, где ребёнка ориентируют не на процесс развития своих способностей, а на оценку. Ребёнок боится нового уровня – это может испортить
оценку. Здесь важно в школе создать детям развивающую среду. Обучение ребёнка строится с учётом индивидуальных способностей, разрабатываются индивидуальные маршруты обучения учащихся. Не менее важна работа с ценностями семьи, ориентировка на более высокие мотивы не только детей, но родителей (оценка – это не конечная цель) и преодоление страха перед новыми целями. Здесь мне очень помогает книга И. Вагина «Лучшие психотехники успеха», в которой приведены упражнения на мышечное расслабление, преодоление страхов, концентрацию внимания. Очень большое внимание стала придавать техникам расслабления. Человек, который находится в постоянном напряжении, не может быть эффективным даже в малейшей стрессовой ситуации. Благодаря техникам расслабления дети учатся распределять свою энергию оптимально.
В нашей школе для одарённых детей проблемы формирования адекватной самооценки усугубляется тем, что у обучающихся очень высокий уровень притязаний при довольно неэффективных стратегиях взаимодействия. Как же организовать свою работу, чтобы мотивировать учащихся на личностный рост?
Основное качество учащихся, которые обращаются за помощью к психологу - очень сильнаяэмоциональная зависимость от оценок окружающих и как следствие – ощущение мощного давление, которому они не могут сопротивляться, со стороны взрослых
В работе с этой проблемой мне помогает Системная семейная терапия Боуэна. Основное его понятие –это дифференциация. Понятие дифференциации « Я» характеризует индивидуальную психику и отражает степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования. Чем ниже уровень дифференциации, тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций и тем более низкий уровень стресса достаточен, чтобы поведение подпало под власть аффекта.
В своей практике использовала все семь модулей, но более всего использовала знания двух модулей: Новые подходы в обучении ( саморегуляция и метапознания) и управление и лидерство в обучении. Так, Шанк и Циммерман(1994) определили желание самостоятельно работать и развиваться как важный аспект метапознания. «Успешность процесса обучения обусловлена сложным взаимодействием между мотивацией, социальными и эмоциональными факторами, а также - метакогнитивным знанием» (Рук. Для учителя,2012, стр. 219) . В своей работе хотелось, чтобы учащиеся поняли действительно, кто такой Лидер, чтобы они отошли от старого понятия – руководитель. Лидер – это человек, который обладает следующими качествами:
- берёт ответственность за свои поступки;
- учится в любой ситуации принимать эффективные решения;
- эффективно организовывает и распределяет своё время;
- умеет выражать свои эмоции, быть понятным для окружающих;
Эти качества нужны в данный момент всем, кто хочет успешно идти по жизни и реализовывать все ресурсы, что заложены в каждом из нас. Будет человек успешным и счастливым – за ним люди пойдут!!!!
Объект : процесс развития эмоционально – волевой сферы обучающихся
Ежегодно с выпускниками школы проводится психодиагностика по следующим направлениям: профессиональная направленность, тип темперамента, уровень агрессивной реакции, уровень развития мотивации, уровень развития интеллекта. Особое внимание уделяю детям, чей уровень агрессивной реакции выше нормы, а так же, если уровень агрессивной реакции очень низкий. И низкий, и высокий уровень агресси мешает детям эффективно взаимодействовать с окружающим миром. На этих детей обращается внимание6 им самим предлагается индивидуальное консультирование, но большего эффекта в своей работе достигаю тогда, когда удаётся привлечь родителей. Работа получается более целостной
Уровень агрессии( 2009 -2010 уч. г.18 уч)
Из диаграммы видно, что уровень агрессии у обучающихся довольно высок. Уровень притязаний у детей с высоким интеллектом высокий, следовательно, уровень конфликтности с ровесниками, с родителями и учителями растёт. При таких показателях становится совершенно необходимо развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся.
В этом году помимо работы с выпускниками я апробировала элементы программы с учащимися 7 и 10 классов. Мне было интересно и важно узнать какой возраст уже способен воспринимать информацию о трансактном анализе, об эффективных стратегиях поведения. Что касается развития навыков организации труда: концентрация внимания, развития памяти, тайм - менеджмент, то у учащихся седьмых классов процент качества выполнения заданий по данным видам работ выше на 9% ( использовался стимульный материал на избирательность и концентрацию внимания). Очень интересно для учащихся упражнение « Муха», « Четыре слайда» Упражнение « Четыре слайда» в седьмом классе не совсем получилось, детям трудно было представить, визуализировать описываемую картину. А вот уже в 9 -11 классах очень эффективно проходит.
На каждом уроке даются упражнения на мышечное расслабление. Ученикам объясняется, что человек в состоянии напряжения тратит на выполнение одного и того же упражнения намного больше сил. Чтобы дети могли в состоянии волнения восстановить дыхание, даю им упражнение «Теннисный шарик». На уровне груди представляем себе шарик. Глубокий вдох – представили, что шарик поднялся, выдох- шарик опустился. Привожу упражнения на расслабление мышц лица и тела. Объясняю зачем нужно представлять шарик: энергия волнения переключается на сосредоточенности на шарике.
Ученикам объясняется разница: что значит сдерживать эмоции, а что значит контролировать. Образованный человек не копит негативные эмоции. Очень важно сбрасывать негатив, но, естественно, не на людей. Есть способы снятия эмоционального напряжения, которыми должны владеть каждый образованный человек. Например, спорт, ругательное письмо, караоке, игра с детьми, с животными. Очень весело проходит упражнение « Выдувание гнева». Первый раз дети осваивают технику вдувание гнева, представлять себе обиду, причину злости, что хочется сделать и надувать в это время шарик. Потом лопнуть его. Позже можно делать тоже самое, просто представляя, что вдуваешь в шарик, потом крепко завязываешь его и отпускаешь в небо. Доказано, что, если человек полчаса в день занимается любимым делом, то он меньше подвержен стрессу. Обращается внимание детей на то, что способов снятия эмоционального напряжения огромное множество, для кого – то помыть посуду – это уже успокоиться, каждый должен найти для себя свой, более эффективный и безопасный для вас самих и окружающих. Я обязательно объясняю, что немотивированной агрессии нет, есть скопившийся негатив и последняя капля терпения. Кто – то выбирает экстремальные способы снятия напряжения. Обязательно говорю детям: « Когда вам приходит в голову рискнуть жизнью, ради получения секундного удовольствия, вспомните, неужели вам жизнь дана лишь для того, чтобы свернуть шею в процессе глупого развлечения? В наше время экстрим – содержать достойно свою семью, экстрим добиться внимания того человека, которого хочешь именно ты, экстрим развиваться в своей профессии и любить не смотря ни на что своих близких. Вот только почему – то мы это иногда в своей жизни игнорируем, не хотим тратить на это силы, а может быть боимся. Гораздо легче прыгнуть с какой – нибудь тарзанки». В семейной психологии есть такая техника, как «Рефрёминг» - изменение формата восприятия ситуации. Чтобы ценности, взгляды у учеников хоть немного изменились часто применяю эту технику.
Вообще, чтобы снизить степень значимости стресса в нашей жизни иду на хитрость, говорю: « По последним данным учёным, стресса как такового нет. Это всего лишь наша реакция на то, что происходит. Научитесь реагировать адекватно, научитесь жить без стресса» Это опять же возлагает ответственность за своё эмоциональное состояние на самого человека.
На практике я не успела включить в исследование преодоление страхов, но поскольку разработкой этой темы занимаюсь не первый год, обязательно включаю упражнение на преодоление страха: арттерапевтическое упражнение: «Рисуем свой страх», «вперёд в пасть льву», « Рычи, лев, рычи». Некоторым помогает уже просто то, что они говорят о своих страхах. Убедилась в больших группах занятия по преодолению страхов проходят менее эффективно, а вот индивидуальная работа оказывается самой эффективной.
Рисунок 1.Составление учащимися кластеров по понятиям психологическое, психическое,физическое здоровье.
На своих занятиях даю понятия психологическое, психическое и физическое здоровье. Убедилась, что подобные эти понятия можно спокойно давать в седьмом классе. Конечно, понятие психологического и психического здоровья дети путают поначалу. Когда сами кластеры составляют дети всё – таки слабо видят разницу между этими понятиями
А вот как давать теоретические знания по эмоциям и насколько это будет эффективно для семиклассников, оставалось для меня под вопросом. На практике я записывала уроки в седьмых, десятых и одиннадцатых классов. Позже проводила сравнение, анализировала, где урок прошёл эффективно. Одним из критериев эффективности урока были оценки детей: стикеры, устные ответы на вопрос: « На сколько процентов была для вас полезна информация на данном уроке?».
Рисунок 2.Семиклассникам даются понятия Ребёнок, Взрослый, Родитель
Трансактный анализ был очень хорошо усвоен семиклассниками, ролевую игру: « Ребенок звонит родителям и говорит, что разбил витрину. Реакция родителей с трёх позиций: ребёнок, родитель взрослый» семиклассники продемонстрировали ярче, чем 10 и 11 классы. В десятом классе вообще был вопрос: «Чем Родитель отличается от Взрослого». Решила, что с седьмого класса можно спокойно давать тему: « Трансактный анализ».
Рисунок 3.Ролевая игра: « Ребёнок разбил витрину»
Раньше усвоят, раньше смогут выработать свою линию поведения. Казалось бы, какая связь эмоционально - волевой сферы и трансактного анелиза? Очень даже прямая. Усвоив три эго – состояния, ученики могут адекватно оценить любую ситуацию и свою линию поведения. Ведь они будут понимать, что успешное решение проблемы напрямую зависит от того насколько правильно мы выбираем свою линию поведения. На примере трансактного анализа ученикам объясняется, что за каждый наш поступок несём ответственность мы сами – это показатель нашей взрослости. Можно по физиологическим параметрам быть взрослым, но линии поведения придерживаться Ребёнка, некоторым легче. С учениками разбирались конкретные ситуации: Человек обиделся – это какое эго – состояние. Обида, гнев, пассивность– это продуктивные стратегии?
В процессе работы подвела учащихся к выводу: Жизнь человека меняется лишь тогда, когда он берёт на себя ответственность, когда он верит, что наши поступки формируют нашу действительность. Хочется отметить, что «эффект ста» правда есть. Когда пришла в «Мурагер», приходилось одно и тоже говоритьи на уроках, и на тренингах, и на индивидуальных консультациях. Сейчас во многие темы я углубляюсь, простейшими знаниями ученики уже владеют.
В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ очень часто сталкивалась с такой закономерностью: успеваемость учащихся напрямую зависит от того, насколько эффективно функционирует семья. Одиннадцатиклассникам очень трудно сосредоточиться на подготовке к экзаменам, если родители находятся в состоянии развода, нарушены коммуникации или структура семьи ( границы семьи, иерархия, семейные правила –гласные, негласные)На первой консультации использую технику « Циркулярное интервью»( см. приложение2) и «Скульптура» семьи. Особенность циркулярного интервью в том, что психолог задаёт один тот же вопрос или по особому сформулированный вопрос каждому члену семьи. Благодаря этому проблема обозначается чётче. Техника« Скульптура семьи» помогает полностью увидеть структуру семьи: иерархию, границы, системы. Соответственно, где обозначились проблемы, в той сфереи надо работать. Пример, выпускника попросили «слепить» скульптуру своей семьи(расположить членов семьи по своему усмотрению). То же самое попросили сделать родителей( скульптуру семьи можно делать не только на членах семьи, можно брать фигуры различной формы, даже спичечные коробки).
Например, Запрос мамы: одиннадцатиклассник агрессивно ведёт себя с со всеми, не может
Сосредоточиться на подготовке к тестированию
Вопрос: Когда эта проблема стала наиболее остро?
Ответ: с этого года? Мы перешли в новую школу.
Вопрос: В той школе был конфликт, моего сына побили, но обвинили только нас. Мы
Были вынуждены поменять школу.
Вопрос: Где – то ещё есть жалобы на агрессивное поведение ребёнка( кружки, секции,дома)
Ответ: нет
Вопрос: Как реагирует папа на то, что на поведение сына жалуются?
Папа: Себя надо защищать самому.
Вопрос : Как думаете, кто из ваших членов семьи самый счастливый, в процентном соотношении?
Мама: дети, мы заботимся о них.(папа присоединился)
Сын: Я думаю, что папа,
Вопрос : а ты себя на сколько чувствуешь счастливым в семье?
Ответ: на 40%
Это при всём при том, что до этого на консультации выяснилось, что в семье есть традиции, родители действительно уделяют много времени детям. Почему ребёнок так ответил? Ещё одна техника, которая помогла прояснить ситуацию – «Скульптура семьи» Оказалось, в семье нарушена иерархия: дети на одном и том же уровне, что и родители. Как, следствие, ребёнок не чувствует себя защищённым, а предыдущий конфликт это усугубил.
Особое внимание хочу обратить внимание на использование схемы «Цикл потерь». Эту схему мне приходится использовать. К сожалению, такие случаи бывают. Дети переживают потери: разводы, разрывы с близкими друзьями, страшнее–смерть близких. Данная схема помогает быстрее преодолеть горе, сосредоточиться, хотя бы на время на том, что сейчас необходимо, принять свою потерю, а главное осознать, что надо идти дальше, продолжать жизнь.
Очень эффективные упражнения для осознания своего эмоционального состояния - это Арттерапевтические упражнения « Выговаривам печаль», «Две краски». При проведении рефлексии учащиеся осознают, что работа со своими эмоциями – это огромный труд и оказывается наши эмоции развиваются, живут по определённым законам. Упражнение « Две краски»- важный вывод:нет понятия « плохо», « хорошо» - на сколько эффективно, приемлимо это для даннойситуации. Учащиеся с удовольствием выполняют эти упражнения, хотя на первых подобных занятиях некоторым не нравилось работать акварелью, у некоторых вызывало раздражение. На втором занятии уже такого не возникает.
Тренинговая работа тоже очень помогает в формировнии эмоционально – волевого самоконтроля обучающихся. Их очень много, но наиболее эффективные - упражнения Ассоциации», «Спасибо Мисс». Именно данные упражнения помогают детям снизить эмоциональную зависимость. Дети учатся слушать и анализировать восприятие себя окружающими, конечно обязательно ориентировать детей, что это не ярлык, не приговор – это возможность сравнить своё собственное восприятие себя и восприятие вас окружающими, подумать над более эффективными стратегиями поведения, чтобы восприятие вас улучшилось. Особенно опасно проводить упражнение « Спасибо, Мисс». Дети через это упражнение реально осознавали, что нельзя зависеть от мнения окружающих, необходимо формировать своё восприятие и себя, и того, что происходит вокруг. В седьмом классе я не стала проводить упражнение «Спасибо, мисс» ( знаю я эти классы ещё недостаточно хорошо) более того и в 11 D посчитала, что классы ещё не готовы психологически.
Очень сильное впечатление на седьмые класс произвела игра « Семь Ценностей». Эта игра проводится после диагностики мотивации и разъяснений, что значит внешняя, а что значит внутренняя мотивация, что значит высокий мотив. Упражнение проводится после диагностики мотивации и разъяснений, что значит внешняя, а что значит внутренняя мотивация, что значит высокий мотив. Учащимся 7,11 классов была предложена анкета с 14 утверждениями, из которых надо было выбрать 3 утверждения, отвечая на вопрос: «Для чего я учусь?» В ходе анкетирования 9% учащихся седьмых классов и 5% одиннадцатых показали низкий уровень мотивации. Это вовсе не говорит о том, что дети не хотят учиться, просто они выбирают узко – личностные мотивы: мотив благополучия, престижности, избегания неприятностей, что тоже говорит об эмоциональной зависимости от окружающих, что препятствует более эффективному развитию учащихся: их результаты зависят от того, похвалят или нет.
Игра произвела очень сильное впечатление на семиклассников:« Я задумался- а что для меня ценность?», « Трудно принимать решение, трудно смириться с потерями, идти и терять дорогое». В одиннадцатых классах возникли дебаты: « а почему я должен спасать незнакомого мне человека?»
Всегда с мощной переоценкой своих взглядов проходит упражнение« Жест тепла» На первый взгляд очень простое. Самое интересное в этом упражнении – рефлексия, правильно проведённая. Задаётся вопрос: « Куда вы передавали своё тепло? – влево. А откуда получали? -справа.
Вот и простая истина – совершая что – то хорошее для человека, не жди от него сразу платы за Своё добро. Твоё тепло тебе вернётся, только с другой стороны. Большинство детей сразу вспоминают ситуацию, когда они с кем – то даже из- за этого поссорились.
Во время практики я провела занятия с седьмыми классами по развитию лидерских качеств.
Рисунок4.Составление кластера
Рисунок 5. Игра « Дракон ловит свой хвост»
Был составлен кластер, выделены основные качества лидера. Проведены подвижные игры на развитие лидерских качеств: « Дракон ловит свой хвост» Эта игра при правильной интерпритации наглядно показывает наши стратегии поведения в жизни: когда мы во главе, в середине и плетёмся в хвосте. Во время игры к детям обратилась с просьбой попробовать себя во всех ролях и сказать потом, где они себя почувствуют лучше. Кто – то говорил, что понравилось быть головой, кому – то понравилось быть ведущим, очень много детей отметили, что в середине вообще быть лучше всего, а вот про «хвост» все сказали, что там быть страшно, почти ничего от тебя не зависит.
Был сделан вывод, что все роли в жизни приемлимы, даже «хвост» иногда тоже оправдан, каждый выбирает своё. Игра увлекает детей подвижностью, но когда они ещё и про смысл игры узнают, играть в неё становится интересней.
Не менее интересная игра « Прорвись в круг» Провожу её почти на всех параллелях, естественно самые распространённые стратегии: хитрость и сила и лишь один – два человека в каждом классе набираются терпения, выжидают удобный момент и когда круг расслабляется, теряет бдительность, с меньшими энергетическими затратами прорываются в круг. Последнее упражнение « Остров» наглядно показал: в нашем обществе выживает сильнейший. Когда листочек уменьшался, некоторые просто силой выталкивали своих одноклассников. Как ни странно – это не самый агрессивный класс. Чаще всего, все классы правильно понимают задание
– остаться должно как можно больше народу. 9– 11 классы задумались, стали разрабатывать варианты, даже физику вспомнили. А вот в седьмом классе на листочке реально остались сильнейшие.
Подводя итоги я не смогла не рассказать детям про племя Убунту, которое проживает в Африке. Когда один американский учёный собрал детей этого племени и сказал, что там под деревом стоит корзина с яблоками, кто первый добежит, тот и получит все яблоки. Дети взялись за руки и добежали до дерева одновременно. Когда у них спросили, почему вы не побежали по одному, победил бы сильнейший. Они ответили: « Как может радоваться один, если такое количество людей рядом будут огорчены?» Вопрос: « Это племя ходит в набедренных повязках, а мы считаем себя более развитыми, но чьё мышление человечней и цивилизованней?»
Дети задумались. Хочу отметить, что в работе по формированию эмоционально – волевой сферы, мне очень Помогают притчи.
Свою тему я развиваю и через организацию проектной деятельности с учащимися. В этом году ученица нашей школы Нуркенова Айгерим выбрала тему: « Значение развития эмоционально- волевой сферы в успешности человека». Подробно останавливаться на исследовании не буду, скажу лишь выводы: для эффективного функционирования эмоционально – волевой сферы очень важно формирование адекватной самооценки. На основании исследований, полученных в результате проектной деятельности нами будет подготовлен тренинг для нынешних девятиклассников.
Выводы: 1. В работе по развитию эмоционально – волевой сферы учащихся эффективней чередовать коллективные и индивидуальные формы работы. Чем разнообразней формы работы, тем эффективней работа.
2.Развитие эмоционально- волевой сферы способствует более эффективному взаимодействию обучающихся с окружающим миром, а главное результаты достигаются быстрее ис наименьшими потерями.
3. Многие игры, темы можно разбирать с детьми с седьмого класса.
4 Благодаря активной работе с учащимися и родителями количество обращений к психологу увеличилось. Это видно из диаграммы
Рекомендации:
1.Продолжать работу по преодолению психологического барьера между психологической службой и учащимися. 2.Повышать значимость психологических знаний в развитии эмоционально –волевой сферы
Приложение1
Приложение2
На первой консультации использую технику « Циркулярное интервью» и «Скульптура» семьи. Особенность циркулярного интервью в том, что психолог задаёт один и тот же вопрос или по особому сформулированный вопрос каждому члену семьи. Благодаря этому проблема обозначается чётче. При использовании семейной терапии в консультировании(1 сессия) нужно придерживаться основных стадий:
1.Социальная стадия (установление контакта с каждым членом семьи)
2.Проблемная стадия (семья рассказывает о своих проблемах)
3. Стадия определения целей терапии и заключение контракта.
В конце каждого консультирования предусматривается домашнее задание для каждого члена семьи.
Вопросы в циркулярном интервью решают различные задачи:
Получение информации, ка и в любом разговоре;
Обеспечение коммуникаций;
Процессуальное видение происходящего;
Вовлечение в процесс на вербальном и невербальном уровне всех членов семьи.
Проведение прямой терапевтической интервенции.
делятся на следующие группы
Примером вопроса на классификацию, который можно использовать Вопросы «классифицирующие». В первую очередь они ориентированы на то, чтобы увидеть различия во взглядах, с которыми пришла семья.
- Кто радуется в семье больше всех, когда свекровь занимается ведением домашнего хозяйства? Кто меньше всех?
и начало терапии, может быть такой:
- Кто сегодня настроен наиболее оптимистично? А кто сегодня самый большой пессимист?
III. Вопросы для выяснения коалиций. Направлены для выяснения коалиций – «кто с кем?»
Ключевым вопросом для этой группы является вопрос: Видите ли вы эту проблему также или
по-другому?
- Папа держит тебя за маменькина сыночка. Ты смотришь на этот вопрос так же, или ты все-таки больше папенькин сынок?
II. «Процентные» вопросы. С помощью них можно дифференцировать идеи, настроения,
концепции, взгляды на болезнь, мнения. Очень хороши они и для прояснения амбивалентных
позиций.
- Если в сердце вашей жены существуют две тенденции: расстаться с вами или остаться, сколько процентов сердца отдается одной тенденции, а сколько другой?
IV. Вопросы на прояснение реальной ситуации. Эта группа делится на несколько подгрупп.
Вопросы, проясняющие запрос. К прояснению запроса относятся вопросы, касающиеся тех
людей, которые прислали семью.
- Кому пришла в голову идея об этом контакте?
- Что бы вы хотели, чтобы здесь происходило?
- Почему клиентом является именно этот человек?
- Почему семья пришла именно ко мне и почему именно сейчас?
Вопросы, проясняющие, с какими ожиданиями пришла семья.
- Кто чего хочет и от кого?
- От меня, как от терапевта и от всех остальных?
- Кто является оптимистом, а кто пессимистом?
- Что должен был бы я, терапевт, или должны были бы мы сделать, чтобы эти ожидания
оправдались?
- Что должен я и мы сделать, чтобы работа была абсолютно неуспешной?
- Кто чего хочет, от кого, с какого времени? И до какого времени?
- Как часто вы бы хотели встречаться?
- С кем встречаться? Против кого встречаться?
- Сколько денег вы готовы заплатить за эту терапию?
- Скольким временем готовы пожертвовать для решения этой конкретной проблемы?
2. Вопросы о проблеме.
- Из каких отношений вырастает проблема?
- Кому эти проблемные отношения демонстрируются, а кому – нет?
- Где проблема проявляется, а где – нет?
- Когда проблема проявляется, когда – нет?
- Что должно произойти, чтобы проблема была решена?
Последние вопросы можно задавать до бесконечности, уточняя
Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему?
- Что имеет ввиду папа, когда говорит о существовании проблемы, о сложности взаимоотношений,о непонимании и т.д.?
- Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех?
- Кому она больше всех мешает, кому меньше всех?
Если речь идет о проблемном ребенке, то такой вопрос:
- Как реагирует ребенок на реакции окружающих? (вопрос к окружающим)
- Что изменилось в отношениях, когда возникла проблема?
- Что изменится в отношениях, если эта проблема будет усилена?
,проясняя в кругу, кто как реагирует на проблемное поведение, пока всем не станет ясно про всех остальных, кто и как реагирует.
V. Вопросы на конструирование возможностей. Здесь тоже выделяют несколько подгрупп.
1. Вопросы, ориентированные на решение.
- Как часто, как долго или когда проблема не проявляется?
- Если проблемы не будет, чем бы занялись вы и другие?
- Что бы мы могли делать здесь, если проблемы не будет?
На усиление ресурсов.
- Что вы делаете хорошо?
- Что вы хотели бы в своей семье сохранить (конкретно)?
- Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что и так вам хорошо удается?
Чудесные вопросы.
- Если ночью прилетит фея (или в понедельник вас сделают операцию и т.д.) и проблема
неожиданно будет решена, что вы утром первое заметите, что будет вторым?
- Кто больше всех будет удивлен?
- Кто будет больше всех шокирован, что проблема ушла так неожиданно, вдруг
2. Вопросы, усиливающие проблему.
- Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась?
- Что бы я мог сделать, чтобы это ухудшение еще больше поддержать?
- Кто мог бы быть еще включен в эту проблему, чтобы ситуация стала еще хуже?
3. Вопросы комбинированные, ориентированные как на проблему, так и на ее решение.
- Для чего было бы хорошо, чтобы проблема еще раз к вам вернулась?
- Что может ухудшиться, если проблема исчезнет?
- Как долго вы собираетесь давать этой проблеме место в вашей квартире?
- Когда вы планируете выставить ее за дверь?
- До какого времени, как вы считаете, это делать еще рано?
VI. Вопросы, предназначенные для начала и для завершения сессии.
Начало.
- Что должно сегодня произойти, чтобы для вас это было хорошим разговором?
- Что произошло с нашей последней встречи, что удивило вас больше всего (за эту неделю)?
- Что могло бы быть уже сегодня позитивным изменением?
а не вообще стиль общения в данном подходе. Кто маму больше раздражает – дедушка
Кому из вашей семьи в последнее время лучше всех живется?
- Что должно было бы уже сегодня произойти, чтобы это была наша последняя встреча?
- Какие идеи у вас есть в голове относительно того, что сегодня здесь будет происходить?
Вопросы, адресованные наиболее сопротивляющемуся члену семьи.
- Кто из вас ничего не хочет?
- От кого вы здесь ничего не хотите?
- Как вы считаете, будет ли это постоянной позицией или, возможно, что это слишком рано –
что-то прямо сейчас хотеть?
- Если вы, собственно говоря, ничего не хотите, в чем тогда цель прихода?
Для завершения.
- Как долго вы думаете будете еще нуждаться в терапии?
- Кто из вас имеет больше интереса и готов больше времени уделить терапии – вы или ваша жена?
- Предположим, что по каким-то причинам терапия сегодня закончится, что вы будете делать?
- Если по причине землетрясения все врачи, социальные работники умрут, как вы будете тогда
решать свою проблему?
Стилистические аспекты циркулярных и других системных вопросов.
1. Циркулярные вопросы являются интервенцией. Они хороши, но должны быть уместны. 2. Циркулярные вопросы должны задаваться конкретно и коротко. Это определенная техника, или папа?
А не так: Как вы думаете, реагирует мама сильнее, когда… (длинный текст)?
3.Особенности в задавании вопросов детям – лучше, чтобы они были образными. Это могут быть «классифицирующие» вопросы, «процентные» вопросы, но в них обязательно должна присутствовать картинка.
Приложение 3
Упражнение «Ассоциации». Желательно, чтобы все прошли через это упражнение, а главное рефлексия упражнения. Один участник игры выходит из аудитории, а класс загадывает одного из участников. Если бы этот человек
Был:
Деревом, цветком, животным, мебелью, фруктом, книгой и т.д.
Тому, кого загадывали, задаётся вопрос:
Что ты чувствовал, когда о тебе говорили?
Упражнение « Спасибо, мисс». Обычно, это проводится после «Горячего стула» . Один из участников садится на стул, напротив остальных участников. Каждый из участников говорит что –то неприятное об участнике, который сидит на стуле. Неважно правда это или нет. Сидящий на стуле ни жестом, ни мимикой не должен показать свои эмоции, только говорит: «Спасибо, мисс», «Я всегда такой мисс», «Я ещё хуже мисс». Очень трудное упражнение даже для взрослой аудитории, дети должны быть подготовлены. Если отказываются играть, не надо заставлять.
Упражнение «Семь ценностей» проводится после интерпретации теста мотивации. « Приготовьте 7 листочков. На каждом из них напишите одну ценность.Представьте себе высокую гору. На вершине горы ваш успех, все блага земные, но на вашем пути препятствия. Вы отправляетесь в путь за еду и питьё положите ценность. Далее вы идёте и навстречу вам идёт конвой. Конвой на казнь ведут малознакомого для вас человека, но вы точно знаете,что он не совершал того преступления, за которое его хотят наказать. Только один раз у вас будет выбор – если вы положите ценность, вы спасёте человека, но вы можете и не спасать его. Далее вам встречается мост, а на мосту рэкет. Чтобы пройти по мосту, надо заплатить – положите ценность. Далее встречаются: лес, лабиринт, река, и т.д., всё зависит до какого уровня вы хотите довести. Чем меньше ценностей остаётся, тем напряжённей. И вот вы уже почти нв вершине, но внезапно появляются бандиты и решают вас убить. Поднимите руки те, кто спас человека. Неожиданно появляется человек, которого вы спасли, отбивает вас от бандитов и помогает вам подняться на вершину успеха, и все ваши ценности вам возвращаются. Кто не спас человека, тот погибает.
Рефлексия игры. Самое ценное – жизнь человека.
По дороге жизни мы что – то теряем (бывает самое дорогое),но несмотря ни на что надо идти вперёд.
Один поступок способен поднять на вершину успеха.
Список литературы
Руководство для учителя, 2012
И. Малкина – Пых: « Справочник по семейной психотерапии», М, 2012.