Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности в раннем юношеском возрасте»
23
Развитие познавательной активности в РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Автор:
С.Т.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
Аналитический обзор……………………………………………………….……….5
Основные результаты проекта………………………………………………….......7
Внедрение результатов проекта……………………………………………….......17
Заключение………………………………………………………………………….18
Библиография………………………………………………………………….. …..19
Приложение.………………………………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
Цель проекта:
разработать теоретическую модель и программу психологического сопровождения, обеспечивающие оптимизацию познавательной активности (ПА) в ранней юности, т.е. в 15-17 лет (старшем школьном возрасте) в образовательном пространстве.
Задачи проекта:
1. с позиции системного и интегративного подходов определить психолого-диагностический инструментарий, позволяющий изучить структуру ПА в старшем школьном возрасте;
2. разработать модель и программу сопровождения, способствующие развитию ПА у старшеклассников.
Результатами проекта будет являться обоснование психолого-педагогических условий управления развитием ПА старших школьников.
Актуальность проекта основана на изучении приоритетных направлений в педагогической психологии, выявлении внешних и внутренних факторов развития ПА человека, условий, обеспечивающих качественно иной уровень активной позиции человека с учетом различных видов деятельности, что позволит эффективно управлять индивидуальностью на разных этапах онтогенеза, обучения и профессионализации.
Научная новизна проекта заключается в том, что:
1. впервые с позиций системного и интегративного подходов ставится и решается значимая научная проблема, имеющая существенное значение для педагогической психологии и практики, по изучению психолого-педагогических условий эффективной организации психологического сопровождения развития ПА в старшем школьном возрасте;
2. на принципах субъектно-деятельного и личностно-ориентированного подходов разработана многоуровневая психолого-педагогическая модель, основанная на формировании установочно-целевого, мотивационно-смыслового, регуляторно-динамического и рефлексивно-оценочного блоков ПА.
Теоретическая значимостьрезультатов проекта состоит в следующем:
1. теоретически обоснована необходимость разработки и внедрения программы психологического сопровождения развития ПА в старшем школьном возрасте;
2. теоретически обоснована развивающая и организующая роль психологического сопровождения в оптимизации ПА в старшем школьном возрасте.
Практическая значимость состоит в том, что:
1. модель и программа оптимизации ПА в старшем школьном возрасте повлияют на дальнейшую разработку в школах, гимназиях и лицеях инновационных обучающих программ, стимулирующих способности и творческий потенциал юношей и девушек.
2. модель и программа оптимизации ПА в старшем школьном возрасте будут способствовать повышению уровня образования и качества преподавания в средних учебных заведениях.
Целевой аудиторией являются преподаватели средних учебных заведений, психологи, учащиеся 10-11 классов, их взрослые члены семьи.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, система образования является «основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [6]. Главная задача образования - всесторонняя реализация заложенных в человеке способностей, о чем отмечалось в докладе Государственного Совета Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» [5]. Важнейшая потребность общества - развивать в человеке активность, умение принять решение и делать выбор. Именно активность является мощным фактором, способствующему формированию личности школьника, влияющему на полноценное его развитие. Особенно это касается активности в приобретении знаний. Она обогащает наши представления об окружающем мире, о себе, о внутренних возможностях и способностях, а также помогает понять других людей. Человек, обладающий высоким уровнем ПА, как верно утверждает Т.А.Гусева [4], проявляет себя в любом виде деятельности. Этот вид активности, кроме того, способствует развитию интеллекта, воображения, творческого потенциала. А именно личности творческие, инициативные, способные найти неординарные способы разрешения проблем, нужны России. Это рассматривается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [11]. Вот почему так важно формировать ПА у молодых людей. Проблеме структуры и развитию ПА посвящен ряд отечественных и зарубежных психологических исследований. ПА рассматривается как поисковая и исследовательская активность (Д.Ж.Берлайн, А.М.Матюшкин [14], [10]); как любознательность (Д.Б.Годовикова [2]); как протекание мыслительной деятельности и решение задач (Т.В.Корнилова, Е.Л.Григоренко, О.Г.Кузнецова [7]); как целостная система, состоявшая из мотивационного-потребностного, регуляторного и других блоков (Т.А.Гусева [4]). Однако в психологической науке отсутствуют комплексные модели и программы, направленные на оптимизацию ПА, и это ведет к невысокому ее уровню у учащихся. Согласно данным пилотажного исследования, проведенном в КЧР, было выявлено, что 23% старших школьников обладают высоким уровнем ПА, а 77% - низким или низким с тенденцией к среднему. Из всего вышесказанного следует, что образование и педагогическая психология нуждаются в разработке системных специализированных моделей и программ сопровождения, обеспечивающих развитие ПА у молодых людей.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
C позиции системно-интегративного подхода был определен психолого-диагностический инструментарий. Методиками диагностики ПА послужили «Афоризмы» Т.А.Гусевой и бланковые тесты любознательности, инициативности, ответственности и настойчивости (ЛИОН) А.И.Крупнова. Работа с этими методиками, а также анализ теоретических положений А.И.Крупнова и Т.А.Гусевой позволили нам изучить структуру ПА в старшем школьном возрасте. Согласно концепции Т.А.Гусевой, ПА имеет 4 параметра: любознательность, инициативность, ответственность и настойчивость (ЛИОН) [4]. По теории А.И.Крупнова, каждая личностная черта, включая ЛИОН, представляет собой сложную систему, состоявшую из 8 компонентов (любой из них включает 2 свойства: гармоничное и противоположное – агармоничное) [8].
1-й компонент назван А.И.Крупновым - «установочно-целевыми намерениями». Данный компонент мы выделили как блок установочно-целевых намерений познавательной активности. Основные свойства - общественные цели (цели, важные для общества) и личностные цели (цели, важные для себя).
2-й А.И.Крупновым назван «мотивационным». Главные свойства – социоцентричность (преобладают общественные мотивы) и агармоничная особенность - эгоцентричность – преобладание личных мотивов.
3-й, по А.И.Крупнову, - «когнитивный компонент». Сюда входят осмысленность (понимание того, что такое ЛИОН) и осведомленность (убежденность в том, что ЛИОН трудно или нельзя развивать).
4-й компонент - «продуктивный». Основные свойства – предметность (высокие результаты в деятельности) и субъектность (результаты в развитии личности). 2-й, 3-й и 4-й компоненты мы объединили в мотивационно-смысловой блок ПА.
5-й – «динамический». К нему относятся эргичность (потребность в новых знаниях, наличие завершения действий, планирование) и аэргичность (нежелание закончить начатую деятельность, невысокий уровень интересов).
6-й – «эмоциональный». Представлен свойствами стеничность (наличие позитивных эмоций) – астеничность (негативные эмоции).
7-й – «регуляторный». Сюда относятся интернальность (наличие внутреннего локуса контроля) и экстернальность (внешний локус контроля). Данные 3 компонента объединены нами в регуляторно-динамический блок ПА.
8-й у А.И.Крупнова – это так называемый «рефлексивно-оценочный» (соответственно рефлексивно-оценочный блок ПА), т.е. высокое осознание человеком наличия у себя операционных или личностных трудностей. Операционные трудности представляют собой трудности в деятельности (неумение систематически выполнять действия, сосредотачиваться и т.п.) и личностные - наличие затруднений в личностном плане (тревожности, неуверенности в себе и т.п.) [8].
Итак, в состав ПА входят 4 блока: блок установочно-целевых намерений (или установочно-целевой), мотивационно-смысловой, регуляторно-динамичесий и рефлексивно-оценочный блок. Схематично структура ПА представлена на рисунке в приложении.
На основе системной концепции А.И.Крупнова, а также на принципах субъектно-деятельного и личностно-ориентированного подходов разработана многоуровневая психолого-педагогическая модель, основанная на формировании ПА в старшем школьном возрасте включающая в себя 4 модуля, названия которых соответствуют 4 блокам ПА.
Установочно-целевой модуль направлен на постановку и реализацию общественных целей, таких как: получение новых знаний, интересная работа, приобретение уважения, успех в учебе и других.
Мотивационно-смысловой модуль направлен на развитие общественных мотивов в проявлении ЛИОН (т.е. социоцентричности), понимании и осмыслении ЛИОН (т.е. осмысленности), высокой результативности в деятельности (т.е. предметности).
Целями регуляторно-динамического модуля являются формирование потребности к приобретению новых знаний и интересов, умения завершать начатое (эргичности), развитие положительных эмоций от деятельности (стеничности), внутреннего локуса контроля (интернальности).
Рефлексивно-оценочный модуль направлен на формирование концентрации внимания, стремления к систематическому выполнению действий, развитие чувства успешности и самоэффективности, веры в собственные силы и возможности, ощущения уверенности в себе, устранение тревожности (т.е. преодоления операционных и личностных трудностей).
На основе данной модели была разработана программа психологического сопровождения старшеклассников, реализацию которой возможно подвести к такой технологической формуле: развитие установочно-целевого блока – мотивационно-смыслового – регуляторно-динамического – преодоление операционных и личностных трудностей рефлекторно-оценочного блока.
Технология развития установочно-целевого блока направлена на реализацию задач соответствующего модуля и включает в себя следующие этапы работы.
1. Постановка и реализация общественных целей на основе упражнения психосинзеза «Волшебная лавка» [9]. Психолог предлагает старшекласснику закрыть глаза, расслабиться и представить себя идущим по красивому цветочному лугу и приходящему к деревянному домику, окруженным деревьями. Затем нужно вообразить себя заходящим в него. Психолог говорит: «Представьте себе небольшой магазин. Продавец в нем - волшебник, который может исполнить такие желания, как: дать вам интересную работу в будущем, помочь достичь уважения, высоких результатов в учебе, получить диплом в будущем по избранной специальности, открыть частное предприятие, дающее высокую прибыль, сделать вас самым умным. Вы же сами ничего для исполнения этих желаний делать не будете: вам не надо учиться, прилагать усилия, проявлять настойчивость и т.д. Теперь расскажите, чего вы хотите из всего этого. После этого психолог, играющий теперь роль продавца, говорит о том, чтобы исполнить это желание, за него надо заплатить чем-то дорогим для старшеклассника (например, потерей любимого, уменьшением срока жизни, здоровьем) и спрашивает, что же важное для него он готов отдать. В конце происходит обсуждение и анализ возникших эмоций. На следующей стадии работы снова предлагается представить себя в этом магазине и узнать у продавца, возможно ли исполнение этих желаний без отдачи самого главного в жизни школьника. Продавец говорит, что это осуществимо, но для этого старшекласснику самому надо прилагать усилия, проявлять настойчивость и добывать знания. В конце сравниваются эти 2 этапа работы, старшеклассники высказывают свои мнения. Последнее слово берет психолог. Он делает вывод о том, что приобретением знаний, настойчивостью и усилиями платить за исполнение желаний лучше, чем остальным, да и это более осуществимо.
2. Постановка и реализация общественных целей, связанных с познавательной деятельностью на основе упражнений психосинтеза «Превращаем проблемы в цели», «Сон наяву», «Ожидания» [9]. Вначале старшекласснику предлагается составить список проблем, связанных с познавательной деятельностью. После этого нужно ответить на такие вопросы. Что мне не нравится? Какие трудности у меня в учебе? Чего бы мне хотелось там достигнуть? Что в учебе меня пугает? Как бы я хотел развивать себя? Что мне нужно делать, чтобы мной гордились? Как бы я хотел показать себя? Что бы я хотел улучшить в себе? После этого нужно выбрать ту проблему, которую бы хотелось решить больше всего, и сделать ее целью. Подумать о том, как ее можно достичь. В этом случае рекомендации может дать и психолог. На 2-й стадии работы в течение отведенного времени нужно старшекласснику написать или рассказать о том, чего бы ему хотелось в будущем, но его мечты должны касаться интересной для него профессии и деятельности в ней, а не других сфер. Затем нужно рассказать о том, что нужно, чтобы их осуществить. На 3-м этапе нужно представить себе цель, связанную именно с другой сферой (например, семейной жизнью). Психолог акцентирует внимание на то, что знания можно применить и в них и задает вопросы старшекласснику о том, какими познаниями нужно обладать; что они могут дать впоследствии. А в конце старшекласснику предлагается написать о негативных и позитивных ожиданиях в будущем, связанных с познавательной деятельностью. Затем нужно выбрать негативные ожидания и заменить на позитивные.
3. Постановка и реализация общественных целей на основе упражнения Л.Ф.Анн «Машина времени» и программы развития временной перспективы И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной и других [1], [13]. Психолог говорит о том, что с помощью машины времени старшеклассники могут перенестись в свое будущее. Здесь они должны описать его и нарисовать. Если школьники описывают достижение общественной цели, то психолог спрашивает у них, с помощью каких действий они к ней пришли. В случае же ее отсутствия, старшеклассники должны сформулировать ее, причем в положительных терминах. Затем проанализировать, какие действия необходимы для достижения этой цели и сколько времени требуется для их выполнения. Полезно вспоминать случаи, где старшеклассники достигли успешности и действия, ведущие к ней.
Технология развития мотивационно-смыслового блока направлена на реализацию задач аналогичного модуля и включает в себя такие этапы работы.
1. Анализ вопросов. Старшеклассникам предлагается ряд вопросов начинающихся со слов: «А что, если?..». В основе работы лежит мнение Эдварда де Боно о том, что вопросы, начинающиеся с таких слов, служат развитию креативности [14]. Наш же перечень вопросов направлен на социоцентричность. Вопросы следующие. А что, если добиваться своих целей, проявлять ответственность и инициативу, узнавать новое ради узких личных интересов? Какой будет ваша жизнь? Сложатся ли у вас хорошие отношения с людьми или все от вас отвернутся? Приобретете ли вы в этом случае преданных друзей? А что, если, наоборот, стремиться к знаниям, достигать целей, быть ответственным или иметь инициативу ради того, чтобы помогать людям, нести пользу, руководствоваться чувством долга? Что тогда у вас будет положительного? Чего вы достигнете?
2. Развитие осмысленности. Старшеклассники выражают свои мнения о том, как они понимают ЛИОН, и какую роль играет приобретение знаний в жизни каждого человека. Если же в ответах школьников преобладает осведомленность, то психолог раскрывает данные понятия и сопровождает рассказ примерами из жизни выдающихся людей о том, как они развивали ЛИОН, что эти свойства для них значили и чего они достигли для себя и других благодаря своим знаниям и проявлениям ЛИОН. В заключение он приводит изречения мудрецов о ЛИОН.
3. Работа, направленная на развитие предметности. Старшеклассникам дается материал, из которого они могут узнать много нового. Психолог может читать или рассказать его, а может дать прочитать самим школьникам. Затем каждый школьник должен ответить на вопрос о том, что нового он там узнал. Это может быть термин, факт и т.п. Победители те, кто узнал больше всех. На следующем этапе работы развивают умение высказать свое мнение. Психолог рассказывает об историческом событии, об открытии, изобретении и т.п. Также можно использовать стихотворение или отрывок из произведения. Старшеклассники должны высказать свою точку зрения, рассказать как бы действовал он. Помогают выразить свои мысли и наводящие вопросы психолога. Ответы следует поощрять, а не критиковать.
Технология развития регуляторно-динамического блока направлена на реализацию задач аналогичного модуля и состоит из следующих этапов.
1. Развитие эргичности и сплоченности учащихся. Работа ведется с помощью убеждения старшеклассников в том, что познание мира начинается с изучения происхождения полученного с рождения, а именно, имен и фамилий. Проводится психологическая игра «Загадки фамилий и имен»: старшеклассникам выдаются папки с карточками с именами и фамилиями всех участвующих в эксперименте. На этих карточках, кроме имен и фамилий, указывается также их значение и происхождение. На листках с именами есть к тому же и легенды и рассказы о людях, их носящих. Каждый старшеклассник как можно быстрее должен найти карточку со своим именем и фамилией. Психолог учитывает, кто нашел карточки первым, кто вторым и т.п. После этого, тот, кто нашел быстрее всех, зачитывает остальным, что написано на его карточках. Затем это делает второй по быстроте, и так до конца. После этого ведется обсуждение, в ходе которого психолог задает вопросы. Примеры. Что нового вы узнали об именах и фамилиях? Нравятся ли вам они? Испытываете вы гордость за то, что носите именно такие имена и фамилии? Считаете ли вы, что имя влияет на вашу жизнь? На 2-й стадии работы психолог предлагает написать на отдельных листках имена и фамилии челнов семьи и друзей, не участвующих в эксперименте, и заранее заготавливает карточки.
2. Развитие эргичности с помощью психологической игры «Возникновение», разработанной нами на основе методики «Афоризмы» Т.А.Гусевой [4]. Игра состоит в том, что старшеклассникам даются пронумерованные списки фразеологизмов, созвездий, цветков и месяцев, а они должны быстро отыскать карточки с историей происхождения фразеологизмов и месяцев, а также легенды о возникновении цветков и созвездий. Победители – те, кто отыскал больше всего правильных ответов.
3. Формирование эргичности с помощью коррекционной работы, разработанной нами на основе техник когнитивной терапии А.Бека [9] и направленной на устранение отрицательных суждений о познании, создании позитивных и побуждения к действиям, в соответствии с ними. Старшекласснику предлагается набор ценностей, из которых он должен выбрать самые привлекательные. Задаются вопросы. Что для вас важнее: знания или уважение других? Престижная профессия или та, где можно развиваться? Книги или развлечения? Интересная профессия или та, что даст возможность получать высокую зарплату? Познание или встречи со сверстниками противоположного пола? Хорошие отметки или знания? Дальнейшая учеба или жизнь беспечная и легкая? Затем школьнику нужно составить список старых убеждений и создать связь между ними и ценностями. После этого – перечень новых суждений, причем таких, чтобы они совпадали с познавательными ценностями. Надо выявить ценность и позитивное значение каждого суждения, а также представить ценности связанные с познавательной деятельностью в каких-нибудь ситуациях. Устранение негативных суждений о познании ведется с помощью беседы. Выявив их, психолог задает ряд вопросов, с помощью которых старшеклассник может проявить рефлексию. Представь себе, что может плохого случиться в твоей жизни из-за этих суждений? Что ты уже потерял? Что произошло во взаимоотношениях с окружающими из-за них? Как это повлияло на твою жизнь?
4. Развитие эргичности с помощью психологической игры «Прояви фантазию». Психолог предлагает следующую ситуацию, в которой старшеклассники должны использовать воображение: «Представьте себе, что в результате катастрофы люди утратили способность познавать. Каким бы тогда был бы мир?» Поощряются те, кто дал самые необычные ответы.
5. Развитие эргичности с помощью вопросов, начинающихся со слов: «А что, если?..» Вопросы следующие. А что, если оставить учебу в школе и дальше не получать знаний, ничем не заниматься? Что тогда будет у вас? А что, если учиться в институте только из-за диплома? Каким станет ваше будущее? А что, если спрятать далеко все учебники, ходить в школу без них, не посещать все уроки, а делать то, что хочется? Что изменится? А что, если заниматься в жизни тем, что не совпадает с вашими интересами? А что если быть начитанным, ходить в библиотеку? Что бы тогда вы имели в жизни? А что, если начать заниматься тем предметом, который вы считаете ненужным или трудным?
6. Развитие стеничности с помощью анализа авторской притчи «В чем спрятано счастье». Старшеклассникам рассказывают ее. В ней повествуется о странствующем мудреце, который, желая узнать, в чем состоит счастье, беседовал с несколькими людьми. Каждый из них понимал его по-своему. Один видел его в богатстве, другой – в наличии семьи, третий – в творении добра, кто-то в покое и созерцании мира. Для мудреца же счастье заключалось в познании. После этого психолог задает школьникам ряд вопросов для обсуждения. Примеры. В чем смысл этой притчи? Что для вас означает счастье? Как вы думаете, был бы счастлив мудрец, если бы не приобретал знания и почему? В каких случаях познание приносит вам радость? Доставляет ли вам счастье приобретение знаний в любимой отрасли? Что вам нужно делать, чтобы процесс познания вас радовал?
7. Развитие интернальности с помощью игры «Докажи свое мнение». Психолог, играя роль, рассказывает старшекласснику о том, что все в мире происходит благодаря случаю, что жизнь определяет судьба, что за свои действия человек не несет ответственности, а за достижения или неудачи в жизни его усилия ничего не стоят. Старшеклассник должен вступить с психологом в спор и опровергнуть все, что он говорит, доказывая свое мнение.
Технология устранения трудностей рефлексивно-оценочного блока направлена на реализацию задач соответствующего модуля и включает в себя следующие этапы.
1. Работа, направленная на, развитие чувства успешности и самоэффективности, веры в собственные силы и возможности, ощущения уверенности в себе. В основе лежит теория самоэффективности А.Бандуры, согласно которой для развития позитивной мотивации нужна не только уверенность в результативности, но и уверенность в выполнении деятельности [3]. Работа заключается в том, что старшеклассникам предлагаются разработанные нами различные ребусы, загадки, задачи, задания на аналогию, обобщение, интеллект, а также занимательные задания на основе упражнений, взятыхиз методики «Словесный лабиринт» описанной В.Д.Балиным, В.К.Гербачевским и др. [12]. Кратко остановимся на этой методике. Она представляет собой лабиринты, являющиеся совокупностью букв, в которых загадано определенное слово. Выполнение методики подразумевает такие правила: надо начинать с правого нижнего угла угадывать слово, а заканчивать верхним левым; идти по прямой на любое число букв; пропустить «пройденную» букву нельзя. Мы разработали лабиринты, где нужно угадать предложения, ряды чисел и ряды из букв. Правила те же. При работе с заданиями старшеклассникам внушают то, что они очень сложные, но у них обязательно все получится. Если же кто-то все равно не смог справиться с каким-то заданием, психолог убеждает его, что не нужно расстраиваться, так как он проявил огромные усилия и был настойчив, взявшись выполнять такую работу. Эти же задания формируют концентрацию внимания, стремление к систематическому выполнению действий.
2. Работа, направленная на устранение личностных трудностей c помощью использования образов и дыхания. Ежедневно по 3-5 раз в день в течение нескольких недель старшеклассникам рекомендуется выполнять следующее наше упражнение (полезно его также делать, если ситуация несет тревогу): закрыть глаза и вначале вообразить событие, вызывающее сильную тревожность и неуверенность в себе. При возникновении данных состояний следует вообразить себе красивый дом, окруженным чудесным садом. Затем представить себя, гуляющему по этому саду и созерцающему долгое время растения в нем, дом, слушающего пение птиц. После этого – медленно заходящего в него и осматривающего окружающую обстановку. Во время выполнения упражнения спокойно дышать. В конце же сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов, внушая себе, что с каждым вдохом приходит полное спокойствие и уверенность в себе, а с каждым выдохом – устраняются навсегда тревоги.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Внедрение результатов проекта осуществляется в школах Карачаевского района и реализуется в виде формирующего эксперимента, приходящегося на 2-е полугодие 2010 – 2011 учебного года. В состав экспериментальной группы входят 30 учащихся 10-11 классов, из них 16 мальчиков и 14 девочек. Коррекционная работа осуществляется как с каждым старшеклассником, так и в подгруппах по 10 - 15 человек. Программа психологического сопровождения оптимизации ПА реализуется на отдельных уроках, в перерывах между ними, на классных часах и на внеклассных занятиях. На уроках, в основном, используются виды работы с текстовым материалом, словесные лабиринты и различные письменные задания. В остальных случаях работа проводится в виде тренинговых занятий и психологических развивающих игр. Для формирования положительного отношения педагогов к старшеклассникам, им дается информация о достижениях школьников в ходе формирующего эксперимента, подчеркиваются сильные стороны, способности и позитивные личностные особенности (разумеется, все это делается с согласия самих учащихся). Сами же старшеклассники с первых дней проявили повышенный интерес к формирующему эксперименту, большое желание участвовать в нем. Школьники работают с энтузиазмом, испытывают хорошую готовность к выполнению даваемых заданий. Стремятся к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа теоретических положений Т.А.Гусевой и А.И.Крупнова, было установлено, что основные свойства ПА – любознательность, инициативность, ответственность и настойчивость (ЛИОН). Каждое из них вбирает в себя особенности, выделенные А.И.Крупновым, и объединенные нами в следующие блоки: регуляторно-динамический (сюда входят эргичность-аэргичность, стеничность-астеничность, интернальность-экстернальность ЛИОН); мотивационно-смысловой (осмысленность-осведомленность, предметность-субъектность, социоцентричность-эгоцентричность); блок установочно-целевых намерений (общественные цели - личностные цели); рефлексивно-оценочный блок (операционные трудности и личностные трудности, а также высокое осознание их наличия испытуемым). Разработанная нами модель развития ПА состоит из соответствующих модулей и направлена на формирование целеполагания, преобладание общественных мотивов, потребности и интереса к знаниям, развитие чувства самоэффективности и успешности и других особенностей. На основе данной модели была разработана программа психологического сопровождения старшеклассников, видами работы которой являются различные психологические игры и упражнения, разработанные на основе техник когнитивной терапии, психосинтеза, психологических методик и программ. Кроме того, в программу включены и авторские виды работы. Необходимыми условиями развития ПА выступает реализация данной программы, а также строгое выполнение следующих психолого-педагогических рекомендаций: учет типа темперамента и нервной системы старшеклассника, его способностей и возможностей; использование к каждому особого подхода; поощрение за выполняемую деятельность и проявление старания; доброжелательное и уважительное отношение; отсутствие оскорблений и «ярлыков»; создание атмосферы благоприятного взаимодействия с окружающими.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф.Анн. – СПб. : Питер, 2007. – 271 с. : ил. ; 24 см. – Библиогр. : с.270 – 271. – 3500 экз. – ISBN 5-94723-492-0.
2. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д.Б.Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. - №1. – С. 34 – 40. – Библиогр.: с. 40.
3. Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://juragrek.narod.ru.
4. Гусева, Т.А. Психология оптимизации познавательной активности студентов [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. педвуза / Т.А.Гусева ; авт. вступ. ст. Т.А.Гусева. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 60 с. ; 21 см. – Библиогр.: с.59. – 100 экз.
5. Давыденко, В.А. Идея активности личности школьника в отечественной педагогике второй половины ХХ века (середина 50-х – 80-е годы) [Текст] / В.А.Давыденко // Педагогическое образование и наука. – 2008. – С.79 – 82. - Библиогр.: с. 82.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : офиц. текст : [утв. распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 г.]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru.– Загл. с экрана.
7. Корнилова, Т.В. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности [Текст]/Т.В.Корнилова, Е.Л.Григоренко, О.Г.Кузнецова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология.– 1991. - №1. – С.16 – 26. – Библиогр. : с.26.
8. Крупнов, А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента [Текст] : учеб. пособие. – М.: ИИЦ МГУ ДТ. – 56 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 54 - 55. – 60 экз.
9. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых ; авт. вступ. ст. И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 784 с. ; 21 см. – 4000 экз. – ISBN 5-699-16666-1.
10. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии. – 1982. -. №4. – С. 5 - 17. – Библиогр.: с. 17.
11. Наша новая школа [Электронный ресурс] : офиц. текст : [утв. Президентом Российской Федерации Д.Медведевым от 04 февраля 2010 г.]. – Режим доступа: http://www.rost.ru.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский [и др.] ; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с. : ил. ; 21 см. – 4500 экз. – ISBN 5-8046-0100-8.
13. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие / под. ред. И.В.Дубровиной. – 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. – 592 с. ; 21 см. – 2500 экз. – ISBN 978-5-94723-870-9.
14. Фрэнкин, Р.Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты [Текст] / Роберт Фрэнкин; перевод с англ. В.Белоусова, А.Ракитиной. – Изд. 5-е. - СПб.:Питер, 2003. – 651с. : ил. ; 24 см. – Загл. пер. и корешка: Мотивация поведения. –Предм. указ. : с. 644 – 650. Перевод изд. : Human motivation / Robert E. Franken. – 4000 экз. – ISBN 5-94723-052-6 (в пер.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура познавательной активности согласно теоретическим положениям А.И. Крупнова
Б локи познавательной активности
У становочно-целевой блок
Общественные цели Личностные цели
в любознательности, инициативности, ответственности, настойчивости