Название | Основные черты | Особенности характера | Детство, учеба и отношения в школе | Способы коррекции |
1.Шизо-идный тип | в быту называют «чудаками», люди крайних чувств и эмоций, любят уединение, равнодушны к чужим проблемам, внешний вид носит черты парадоксальности, в движениях сквозит нарочитость, неестественность, мимика лишена живости, голос отличается монотонностью | робкие, утонченные, застенчивые, могут быть сухие, мелочные, язвительные педанты, упорные в достижении высших целей, игнорируют мнение окружающих, нужды практической жизни, интересы семьи, любят предаваться аутоистическим занятиям (созерцание природы, чтение в саду, рыбалка) | сторонятся сверстников, любят тихие уединенные занятия, отсутствует стойкая привязанность к родным и близким, могут обладать недюжинными математическими способностями, самый простой вопрос получает у них оригинальное осмысление, интерес к философии и абстракциям | индивидуальные сеансы психотерапии, общеукрепляющие расслабляющие процедуры (физиотерапия, массаж, релаксация), характер человека не меняем, а лишь помогаем ему адаптироваться к окружающему миру |
2.Паранои-дальное расстройство | склонность к сверхценным идеям, малая гибкость психики, чрезмерная уверенность в собственной значимости, одностороннее восприятие окружающей действительности | подозрительность, завышенная самооценка, отсутствии критики по отношению к себе, идеи о наличие несуществующих заболеваний, упрямство, прямолинейность, стремление к лидерству | страдает повышенной чувствительностью к неудачам, такой ученик постоянно чем-то недоволен, обвиняет всех вокруг себя, обуреваем жаждой мщения, не прощает насмешки, придает характер враждебности дружеским действиям других людей | групповая и семейная терапия, методы поведенческой терапии, медикаментозное вмешательство, психоанализ |
3.Диссоциаль-ное расстройство | отличаются душевной неустойчивостью, такие люди, как «мягкая глина», не имеют собственных принципов, не любят одиночества, могут быть приятными собеседниками | неустойчивы, ассоциальны, безвольны, слабохарактерны, беспорядочны, неаккуратны, ленивы, противоречи-вы, агрессивны, не способны ощущать чувство вины | с детства уклоняются от учебы и всякого труда, стремятся к развлечениям и удовольствиям, втягиваются в ассоциальные компании | индивидуаль-ные сеансы психотерапии, общеукрепляющие расслабляющие процедуры (физиотерапия, массаж, релаксация) |
4.Эпилепто-идный (возбудимый тип) | не терпят ограничения, запреты, наказания, склонность к сексуальным эксцессам, сильным впечатлениям, садистским наклонностям | сильная эмоциональ-ная возбудимость, бурные реакции протеста со злобой, криком, агрессией, капризны, жестоки, угрюмы, злопамятны, неуживчивы | «трудные дети» с излишней подвижностью, необузданной шалостью, претензии на лидерство, пытаются навязать свои порядки, не способны ровно и систематически учиться | применяются все виды терапевтической коррекции, приводящие ребенка в состояние относитель-ного эмоционального покоя |
5.Истери-ческий тип | демонстративный, жаждущий признания, любит находиться в центре внимания, проявление чувств носят театральный характер, способны на отчаянные и опасные выходки | поверхностны неустойчивы, высокая степень внушаемости и самовнуша-емости, мечтатели, фантазеры | неблаговидное поведение в школе, резкие поведенческие реакции, любители исполнять роль «клоуна», экстравагантные поступки, хулиганство, привлечение внимание, но есть хорошие способности к обучению | применяются все виды терапевтической коррекции, приводящие ребенка в состояние относительно-го эмоционального покоя, такого ребенка можно задействовать в школьном театре, помогать развивать творческие способности |
6.Эмоционально тупые личности | частичное недоразвитие высших эмоций (моральных чувств), отсутствие всяких духовных интересов, равнодушны к горю и радости других, напрочь лишены чувства чести и стыда, пренебрегают традициями и грубо нарушают семейный уклад, раннее обнаружение склонности к употреблению алкоголя и наркотиков | моральное слабоумие и недоразвитие, распущен-ность, эгоистичностьимпульсив-ность, злопамятны, сильно криминализи-рованны | в школе издеваются над младшими, мучают животных, сквернословят, затевают драки | психокоррек-ции поддаются с большим трудом, медикаментозное вмешатель-ство, психиатрическая помощь |
7.Астеничес-кий тип (невропатия, врожденная нервность) | признаки соматовегетативных расстройств, склонность к невротическим реакциям (нарушения сна, нервная дисперсия, анорексия, рвота, энурез) | быстрая истощаемость, раздражительная слабость, повышенная возбудимость и чрезмерная впечатлительность, робость, нерешительность, впечатлитель-ность, чувство собственной неполноценности | сильное утомление в конце занятий, нет сил справляться с домашним заданием, панически боятся учительского опроса, вызова к доске | тактика коррекции психического состояния таких детей связана с демонстраци-ей и реализацией индивидуального, доброжелательного отношения к ним |
8.Аффектив-ный тип (дистимический и гипертими-ческий) | Дистимики-подавленное настроение, производят впечатление прирожденных пессимистов, редко радуются, на несчастье реагирует острее других, тихие, грустные, обходительные люди, постоянно ждут каких-то неожиданных препятствий, мрачное состояние духа, ворчание Гипертимики-приподнятое настроение, стремление к деятельности (проблемы в школе-чрезмерная болтливость, повышенная отвлекаемость, двигательная активность), чрезмерная самоуверенность, стремление к лидерству, жажда удовольствий, многочисленные конфликты Применяются все виды терапевтической коррекции, приводящие ребенка в состояние относительного эмоционального равновесия |
*осуществление медицинской поддержки, ноотропные средства (лекарственные препараты, оказывающие влияние на метаболические процессы в нервных клетках);
*индивидуальные сеансы психотерапии, общеукрепляющие расслабляющие процедуры (физиотерапия, массаж, релаксация).