Тренинг для молодых педагогов, воспитателей "Работа моей мечты".Тренинг направлен на снижение проблем адаптации и успешное вхождение в профессиональную деятельность молодого педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Работа моей мечты"»
Тренинг для молодых педагогов «Это моя профессия!?...»
Разработали и провели: педагоги-психологи МБОУ «МСОШ»
Леонтьева Елена Николаевна и Козленко Анна Александровна
Цель:содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей.
Задачи для реализации цели:
-обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
-формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;
-совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;
-приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций.
Ход тренинга.
Знакомство.
Приветствие.
Тема «Это моя профессия?!...»
1.Тема (работа с темой) На доске тема без знаков препинания. Каждому предлагается поставить свой знак и разделиться на группы по знаку.Запоминаем.
2.Знакомство
1.«Имя-движение» (В круге каждый называет свое имя и показывает движение, следующий повторяет всех предыдущих и показывает своё)
2.«Никто не знает, что я….»( каждый в круге произносит фразу «Никто не знает, что я…» передавая мяч, затем фраза меняется в обратном порядке «Все знают, что я…»
3. Упражнение «Чемодан»
Каждый из вас недавно переступил порог нашей школы. Каждый имел свои тревоги, ожидания, цели, мечты и т.д.
Сегодня мы хотим попросить вас все это положить в импровизированный чемодан.(На доске карманы на импровизированном чемодане)
4 кармана:
1 Карман-Ожидания – (учителя пишут свои ожидания перед приходом в школу)Работа со вторым карманом, формулировка ожиданий в утверждение «Я имею». Второй карман - я имею
2.Карман-Тревоги - (учителя пишут свои тревог и страхи) формулировка тревог в утверждение « Я знаю, я владею, а значит не тревожусь» Второй карман - я знаю, владею
-Тревога возникает из-за незнания, что нас ожидает и это нормально.(работа с карманом)
Но если тревога вас преследует, с ней можно бороться.
Техника снятия напряжения и релаксации
«Дыхание»
Упражнение «7свечей». Глубокий вдох, задержка и на выдохе тушим по очереди 7 свечей.
«Визуализация»
ЛЕПИМ ИЗ ГЛИНЫ
Участников просят удобно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить, что в руках у них мягкая, легко мнущаяся глина. В течение одной — двух минут их просят представить себе, как они разминают этот кусок глины, пытаясь сделать его как можно более мягким. Потом им дается несколько заданий:
— «Скульпторы, прежде чем лепить что-либо из глины, сильно-сильно сжимают ее руками, чтобы оттуда вышли все пузырьки воздуха. Сожмите и вы свой кусок глины! Представьте себе, что вы держите его перед грудью, упираясь в него ладонями, и сжимаете изо всех сил, напрягая руки… Достаточно, теперь расслабьтесь…
— Теперь слепите из глины ровный-ровный шар. Как это сделать? Сначала сомните ваш комок с разных сторон таким образом, чтобы он принял форму шара… À теперь, чтобы сделать его ровным, перекатывайте его в руках, выравнивая ладонями все неровности…
— Превратите ваш шар в колбаску. Для этого сожмите его и начните растирать между ладонями…
— À теперь растяните вашу глиняную колбаску так сильно, как только сможете! Зажмите ее между кончиками пальцев обеих рук и начинайте разводить руки в стороны… Разведите их максимально широко, потянитесь…
— Снова соберите глину в комок и слепите из нее то, что вам захочется…»
На это дается еще 1 — 2 минуты. Потом участников просят открыть глаза и, при желании, поделиться впечатлениями и рассказать, что они слепили.
Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:
«Прошлое, настоящее и будущее».
Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки.
Вопросы, которые могут задаваться:
Какого цвета каждый круг?
Какого размера?
Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
Какая между ними связь?
Чем отличаются рисунки участников? и т.д.
Если круги связаны друг с другом, то цели и мечты поэтапно вытекают одна из другой. Если использованы яркие, светлые цвета- это значит мечты и цели в позитивном, оптимистичном ключе.
- Второй карман – формулировка в «Я могу».
5. Пожелания (участники пишут пожелания, советы, рекомендации своим коллегам)
(объединяются в группы, по цвету и должны. Учителям нужно собрать чемодан профессионального мастерства, написать пожелание, совет ,рекомендацию, для дальнейшего успешного прохождения профессионального пути в школе.
– Второй карман формулировка в утверждение « Я решила».
Педагогам выдаются памятки «Заповеди молодого учителя»
Упражнение «Фруктовый салат»
4. (Выводы по заповедям) Портрет достаточно хорошего педагога , достаточно хороший педагог - это какой учитель ?
Основные умения.
1.Умение презентовать себя
2.Умение говорить и слушать
3.Эмпатия.
5. Умение презентовать: Невербальное общение - как основа успешной самопрезентации. (Просмотр видео памятки)
6. Умение говорить и слушать: Подготовка к работе в группе.
Методика Оценка профессиональной направленности личности учителя
«Незаконченное предложение». (Анкеты)
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова: ________________________________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: _____________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _____________________________________________________________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: _______________________________ Участники делятся на группы (любым способом, по усмотрению психолога)
Работа в группах «Я высказывание»
Раздается памятка – схема «Я-высказывание» и задания группам.
Задания
-ученик ударил одноклассника
-постоянно опаздывает на урок
-сегодня не приготовил домашнее задание
-систематически не готовит домашнее задание
- ученик грубит в ответ учителю
7. Эмпатия: Притча «О солнце и ветре».
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел
путник и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер
дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ.
Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».
Притча не обсуждается.
8.Работа с темой. Ставим знак препинания снова, делимся на группы.
(Изменился ли знак препинания?) Поменялись ли участники групп?
9.Рефлексия. Упражнение «Мясорубка, чемодан».
К картинке «Чемодан» участники прикрепляют свои высказывания относительно тренинга, что они взяли в свой профессиональный багаж, что показалось нужным, важным, интересным. К картинке «Мясорубка» - высказывания о тех моментах, которые нужно еще перекрутить, обдумать. Проанализировать, понять.
1.Настрой на урок: не начинать говорить, пока дети не сосредоточились! В течение урока : дети не слушают - учитель не говорит.
2.Речь должна быть уверенной, достаточно громкой, доброжелательной, направленной.
3.У детей есть правила: они выработаны в начальной школе, но их нужно постоянно поддерживать: а)убрать и приготовить рабочее место и возле него, б) не вставать и не выкрикивать без руки, в) не опаздывать, г) записывать и выполнять домашние задания.
4.ОБЯЗАТЕЛЬНА в 5 кл –физминутка.
5.Обязательно – выдерживать структуру урока.(дети будут знать, что их выслушают если они готовы и обязательно выявят, ели не готовы)
6.Вода камень точит- система.
7.Личный пример.
8.Юмор и творчество! Быть интересной личностью
9.Знать особенности класса, подстраивать урок именно под них.(темп, дополнительные знания, работа в разных формах и т.п.)
10. Не опускаться до уровня детей: не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или
непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не
понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
11.Обязательна смена деятельности: дети не могут весь урок слушать или писать. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока
дополнительный материал.
12.Четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести
их к намеченным целям.
13.Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием
неясного вопроса.
14. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать.
Основные этапы современного урока
-организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической)
готовностью ученика к уроку;
-проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет
отношения к новому материалу);
-проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового
материала;
-постановка цели и задач урока перед учащимися;
-организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных
знаний - это центральное звено урока;
-первичная проверка понимания нового материала;
-организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и
упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
-творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем
решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
-обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
-домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного
материала, необходимого для восприятия следующей темы;
-подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление
отметок.
Помните о комплексном характере учительского труда. Всё имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина.
Будьте оптимистами, ведь в нашей профессии без этого- никуда!
Тренингдлямолодыхпедагогов
«Профессиональнаяадаптациямолодогопедагога»
"Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детские сады. Молодые специалисты не спешат устраиваться на такую ответственную работу, а многие из устроившихся не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с детьми, педагогами и родителями. Непонимание своей роли в отношениях с педагогами и родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога.
В связи с этим актуальны и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на выработку практических навыков общения и взаимодействия с детьми, педагогами и родителями, способствующие также повышению уверенности в себе.
Цель:способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.
2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.
Практическаязначимостьработы тренинга «Профессиональная адаптация молодого педагога» заключается в успешном решении проблем удовлетворения потребностей личности в профессиональном (как педагога) самоопределении и становлении, а также формированию ответственности и мобильности.
Методическоеобеспечение: презентация Microsoft Power Point с наглядным теоретическим и практическим материалом, ручки на каждого участника, листы бумаги А4 по числу участников, белая доска, маркер.
Планпроведения:
I. Вступление.
Ознакомление с правилами работы группы участников.
Упражнение«Щепкинареке»
Цель: раскрепощение членов группы, вербальное и невербальное общение, установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
Описание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…
Теоретическаячасть:
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.
Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.
Перваяпозиция: Карабас-Барабас.
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.
Втораяпозиция: Мальвина
Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания
Третьяпозиция: Краснаяшапочка
Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.
Четвёртаяпозиция: Спящаякрасавица
Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
Пятаяпозиция: Наседка
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Шестаяпозиция: СнежнаяКоролева
Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.
Седьмаяпозиция: МериПоппинс
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель - Мери Поппинс преследует одну - единственную цель - развитие ребенка.
У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.
Цель: способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность самоанализа, конструктивно относится к собственным успехам и неудачам.
Закончитефразы:
«В этом месяце я не знаю как….»
«Я боюсь представить себе, что…..»
«Если бы у меня была волшебная палочка…..»
Дискуссия«Яиродителимоейгруппы»
Цель:выявление взаимных претензий со стороны педагога и родителей. (Расположение «подковой»)
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям? Какие?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске).
(Примерные «недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)
Упражнение: «Радостьобщениясребенком»
Цель: умение проводить фрагменты самоанализа, развивать творческие способности, фантазию.
Закончитефразы:
Мне нравится общаться с детьми…
Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…
Проигрывая ситуации, педагогу необходимо сконцентрировать внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.
- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса /надоскепедагог-психологзаписываетутвержденияивысказыванияучастников/.
Педагог-психолог подводит итог: Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Игра«Тренировкаинтонации».
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)
Произнестифразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
Психотехническоеупражнение«Давление».
Цель:осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?
-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).
Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Подведениеитогов. Рефлексиявпечатленийучастников.
Анкета "Обратнаясвязь"
1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите):
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Ваши мысли после занятия ________________________________________________________________________________
6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздачапамяток.
Памятка для молодых педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
«Как победить плохое настроение»
«Основы построения беседы с «трудным» родителем»
Тренинг для молодых педагогов
Задачи:
· способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
· повысить групповую сплоченность;
· снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
· улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Условия проведения:
Приглашаются молодые педагоги, группа – 6 человек (учителя, воспитатели).
Продолжительность занятия: 40 мин - 1ч.
Оборудование:
листы чистой бумаги;
ручки, карандаши, фломастеры;
талисманчики;
мешочек/шкатулка;
музыкальное оформление;
бланки теста, карточки.
Ход занятия
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Основные правила общения
Не принято обижать, перебивать.
Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…).
Уважительно относиться друг к другу.
Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения.
Уважение к говорящему, не перебиваем.
Каждый участник может отказаться от участия в задании, сказав: «Стоп!».
1). Знакомство (2 мин.)
Первый участник называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет первые два и свое, и т.д.
2). «Ассоциации» (5 мин.)
Каждый из участников рисует для себя слово (предмет, вещь, животное, растение и т.д.), которое ассоциируется с вами. Нарисуйте и расскажите, наделяя её собственными качествами личности. Данный перенос способствует более полному раскрытию внутреннего состояния человека.
3). «Комплименты» (3-5 мин.)
Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д
4). Тест «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?» (Приложение 2) (10 мин.)
Сейчас я раздам Вам тест, ответьте, пожалуйста, на бланке и посчитайте баллы.
5). Игра «Кто любит…» (2-3 мин.)
Ведущий называет «Кто любит…» и все кто думают также, должны поменяться местами.
Например: мороженое, молоко, пирожное, каша, суши, море.
6). Работа с незаконченными предложениями (Приложение 3) (5 мин.)
Каждый по очереди вытаскивает карточку и заканчивает предложения, второй ведущий фиксирует на доске характеристики, которые дают учителя ученику – «трудному» и «идеальному». Составляем общую характеристику реального ученика.
7). Игра «Подарок» (5мин.)
Напишите, пожалуйста, на бумаге 3 качества, за которые ценят, любят, уважают дети учителя. Ведущий собирает записки и выдает каждому, перемешав их.
А сейчас, вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную работу.
Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза.
Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого.
9). Упражнение: «Ресурсный мешочек» (3 мин.)
Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.
Подумайте каждый для себя: что это может быть?
Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.
Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.
По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.
Итог занятия. (3 мин.)
На фоне музыки выдается «Листок обратной связи».
Приложение №1
Листок обратной связи
«…» сентября 201 г. Ф.И.О._____________________________
Должность __________________________
Посещение тренингового занятия
Я извлекла для себя Я не извлекла для себя большой
много пользы из 5 4 3 2 1 пользы из занятия у психолога
занятия у психолога
Я полностью удовлетворена 5 4 3 2 1 Не удовлетворена своей работой
своей работой
3. Что на занятии было для меня:
Самым полезным_____________________________________________________________________
Самым бесполезным__________________________________________________________________
Самым приятным______________________________________________________________
Самым неприятным____________________________________________________________
Приложение 2
ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?»
(тест М.И. Станкина)
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет». Обведите нужную цифру.
Вопросы
Да
Нет
Охотно ли вы беретесь за подготовку занятий по новой теме, не имеющей типовой разработки?
1
0
Легко ли вам отказаться от приемов воздействия на детей, которые вы охотно применяли раньше?
0
1
Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
0
1
Решительно ли вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
0
2
Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых по умственным способностям и нравственным качествам?
2
0
Способны ли вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
1
0
Считаете ли вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы в разных ситуациях надо применять разные стили?
1
0
Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией?
0
2
Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения детей, рекомендованных в вузе и культивируемых в вашей школе?
1
0
Часто ли оказывается ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника верным?
1
0
Часто ли объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недостатками, недоработками?
0
2
Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
0
1
Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянного контроля дети вашего класса будут адекватно себя вести?
0
2
14.Поощряете и наказываете ли вы разных детей по-разному за одинаковые поступки?
1
0
Количество баллов:__________
Обработка результатов. В таблице приведены баллы, которые присваиваются в зависимости ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов.
0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог, Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.
6-10 баллов. У вас много пробелов в подготовке работы с детским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу.
11-15 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако, подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату. Предоставляйте детям больше свободы, смотрите на них, как на своих помощников, не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
16-20 баллов. Вы – грамотный, опытный педагог. Вы избегаете шаблонов в работе, выполняете свои обязанности творчески, избегаете излишней категоричности в отношениях с людьми. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации – не Вы ли являетесь причиной напряженности?
Приложение 3
Мой любимый ученик/воспитанник – это …
Трудный ученик/воспитанник тот, который …
Я бы не хотела работать с ребенком, который …
Я бы очень хотела работать с детьми, которые …
Наиболее часто встречающиеся позиции ученика начальной школы это …
Наиболее часто встречающиеся позиции ученика старшей школы это …
Я бы хотела видеть моих учеников/воспитанников ...
Приложение 4
«Старый город»
Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.
А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте - какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.
А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?
Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.
Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?
В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете….
Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате.
Интерпретация:
Представление города и все, что есть в нем – это то, как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.
Фонтан – это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать
Витрина магазина – это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести.
Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).