ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Статья посвящена основными показателями степени социальной адаптации являются профессиональные ориентиры подростков и их соответствие потребностям общества (то есть возможность их реализации). Психологическая поддержка выбора профиля обучения становится более емкой функцией школы и призвана готовить подростков к взрослой жизни в современном обществе. В связи с этим к традиционным знаниям и умениям, которые призвана давать детям школа сегодня, добавляется ещё одно – это умение находить применение сильных сторон своего характера, своих способностей в новых складывающихся ситуациях, ориентируясь в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Система образования должна создавать условия для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.»
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
В наиболее общем аспекте социальная адаптация рассматривается как равновесие личности и конкретной социальной среды. Современное общество очень изменчиво. Технологический и информационный прогресс преобразует общество в целом, все социальные отношения, самого человека, делая приоритетными образование, науку, культуру. В постиндустриальной цивилизации переосмысливается роль и место человека в жизни общества и на первый план выдвигается новый социальный тип личности - многомерный творческий человек. Таким образом, на современном этапе развития общества, особую значимость приобретает социальная адаптация личности школьников, предполагающая активное приспособление личности к изменяющимся условиям среды и возможность ее сознательного использования для осуществления своих жизненных целей.
Процесс обучения играет одну из ключевых ролей в развитии личности подростка. Социализация на уроке начинается с проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе. На учебных занятиях должна активно применяться проектная деятельность, способствующая приобретению учащимися социокультурного опыта, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности и интеграции в другие области, который основан на самостоятельной интерпретации полученной информации.
Для подростков особое значение имеет общение со сверстниками, проведение досуга. То, каким образом будет проводить свободное время школьник, зависит от многих факторов, в том числе от самой личности молодого человека. Свободное время может быть направлено на активное творчество, физическое развитие, самообразование: чтение художественных книг, посещение кино, театра, занятия спортом, хобби, дополнительные учебные занятия. С другой стороны, социальной проблемой становится наличие в досуге подростков разрушающих видов деятельности (проведение свободного времени на улице, вечеринки у кого-нибудь дома, курение, употребление алкогольных напитков), которые негативно влияют на здоровье, приводят к деградации личности, пустой трате времени. Выявлено, что именно праздно проводящие время компании подростков склонны к девиантному поведению. Поэтому здесь нужны специальные меры, направленные на активное приобщение учащихся к развивающим и содержательным видам деятельности в свободное время. В школах должны проводиться профилактические работы по использованию досуга подростками.
Основными показателями степени социальной адаптации являются профессиональные ориентиры подростков и их соответствие потребностям общества (то есть возможность их реализации). Психологическая поддержка выбора профиля обучения становится более емкой функцией школы и призвана готовить подростков к взрослой жизни в современном обществе. В связи с этим к традиционным знаниям и умениям, которые призвана давать детям школа сегодня, добавляется ещё одно – это умение находить применение сильных сторон своего характера, своих способностей в новых складывающихся ситуациях, ориентируясь в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Система образования должна создавать условия для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности.
Социологические данные свидетельствуют о том, что часть старшеклассников и выпускников недостаточно социально адаптированы. Прослеживается зависимость от родительской семьи и надежда на поддержку еще в течение длительного периода. Данные ряда вузов России свидетельствуют, что большое количество выпускников также не востребовано на рынке труда по той специальности, которую они получили.
Сегодня педагог должен овладеть не только теорией и методиками развития личности школьников, способностью проектировать достижения своих учеников, как учебные, так и личностные, но и стать своеобразным посредником между ребенком и социокультурным пространством, стать тем, кто облегчит вхождение ребенка в сложный, быстро изменяющийся мир, учит его способам адаптации к этому миру.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.
Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню.
Литература
1.Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. 1993, №1, с.47-53.
2.Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.1989, №1.