Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг "Ложь и правда"/»
Профилактика наркомании у детей и подростков.
Тренинг" Ложь и правда"
Цель тренинга: Обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ
Задачи тренинга:
повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
изменение отношения детей к наркомании;
умение сказать "Нет наркотикам";
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Организационные аспекты:
группа подростков в возрасте 10-14 лет; желательно, чтобы возраст подростков был одинаков, если же приходится работать с разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав;
состав группы - 20 подростков;
тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком;
необходимо предусмотреть наличие технического персонала, который осуществлял бы помощь тренеру;
Введение. (30 мин).
Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы - стрелка измерительного прибора. Эта стена - нулевая отметка, противоположная стена - максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах. Упражнение повторяется несколько раз, измеряются различные параметры. В идеале помощники регистрируют показатели каждого игрока, чтобы сравнить их с таковыми в ходе и в конце тренингового занятия.
Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга.
Принятие правил работы. (10 мин)
Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы:
- говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
-желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;
-критикуя - предлагай;
- не давать оценок другим участникам;
- вся личная информация, сообщённая на тренинге является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы, можно предложить дополнительные правила.
Оценка уровня информированности.
Ведущий просит группу ответить на вопросы:
(1) существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
(2) сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
(3) что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
(4) насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
(5) как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
(6) знаете ли вы, что наркоманы погибают от наркотиков?
В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп) следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность тренинговой работы - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.
1. Игра "Спорные утверждения"
Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
"Совершенно согласен"
"Согласен, но с оговорками"
"Совершенно не согласен"
"Не имею точного мнения"
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
2. Оценка усталости
Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, на сколько они устали. Следующая стена - максимум усталости.
3. Показ фильма о наркоманах.
В фильме должны быть показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.