kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психологический настрой учащихся как средство повышения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кадое занятие должно начинаться с благоприятного настроя. в самом начале задается темп, динамика, увлеченность учащихся. От этого зависит успешность урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психологический настрой учащихся как средство повышения качества образования»»

Государственное бюджетное оздоровительное общеобразовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Верхнесаянтуйская санаторная школа-интернат»













Научно-практическая конференция педагогов

«Современные педагогические технологии

как средство повышения качества образования»



ДОКЛАД

«Психологический настрой учащихся

как средство повышения качества образования»







Цыремпилова И. Ю.,

социальный педагог





с. Верхний Саянтуй

2019 г.

Введение

Каждый педагог знает: как начнешь занятие, так он и продолжится. Поэтому каждое занятие должно начинаться с создания у учащихся благоприятного настроя.

В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность учащихся. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность. К сожалению, этот замечательный прием недостаточно освещен в психологической литературе. Для этого используются стихотворные строки, притчи, медитации. 

В руках педагога возможность создать на занятии такую атмосферу, в которой учащиеся будут чувствовать себя благоприятно. Задача педагога –организовать систему мер для создания участникам процесса, психологического комфорта.

При использовании данного метода решаются несколько задач.

Происходит предупреждение утомления участников образовательного процесса.

Появляется еще один дополнительный стимул, который позволит раскрыть творческий потенциал участников образовательного процесса.

Одним из требований к современному занятию с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на занятии благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим педагогом, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждое занятие я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.

В связи с выше сказанным можно считать данную тему актуальной.

Определение понятия «психологический настрой»

Психофилософия определяет это понятие следующим образом:

психологический настрой – это внутренняя сила, направленная на осознанное создание определенной реальности.

Психологический настрой – это доброжелательная обстановка на занятии, развитие положительного психологического настроя основывающегося на позитивном мышлении.

Психологическим настроем является - целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей  эффективностью осуществлять намеченную деятельность или решать другие психологические задачи: увеличить продуктивное время занятия;  повысить работоспособность, внимание,  креативность  школьников; оптимизировать психофизическое состояние и работоспособность педагога, снизить его психоэмоциональные нагрузки; улучшить дисциплину учащихся.

Увы, мы не всегда отдаем себе отчет в том, что эта мощная сила играет в нашей жизни определяющую роль.

Мы слишком часто забываем о психологическом настрое. А он между тем настолько же важен для нас.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
  Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.
 Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность».

Кроме того, в п. 2.2 отмечается: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, когда учащемуся предоставляется возможность: 

  • Выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;

  • Поощряется генерирование идей, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений;

  • Развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;

  • Создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности;

  • Формируется взгляд на другого человека как на безусловную личность.

К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции явления: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски занятий учащимися, жалобы родителей и учащихся на поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на занятиях. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на занятиях приводит к нервным срывам.

В своей деятельности на занятиях провела наблюдение, 5-9 классах, с использованием психологичекского настроя на занятие и без (Приложение 1, 2).

Согласно наблюдению, результаты следующие:

Не использовала психологический настрой :

5-6 классы (14,3 %) средний;

низкий – (85,7%);

высокий – 0.

7-9 классы средний (37,5%);

низкий (62,5%);

высокий – 0.

Использовала психологический настрой :

5-6 классы (100 %) средний;

низкий – 0;

высокий – 0.

7-9 классы средний (62,5%);

низкий - 0

высокий (37,5%).


Все это приводит к тому, что в школе ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь наша задача — создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.  
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
В современных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий  
 
Ничему меня не научит
 
То, что тычет, талдычит, жучит…  

Сегодня очень важно найти, поддержать и развить личность, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самозащиты, самовоспитания, помочь ребенку жить в мире людей. Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать одно занятие, которое принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития учащегося и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
  В своей практике не допускаю развиваться у учащихся комплексов, неуверенности в себе. В группах на своих занятиях не делю на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждому учащемуся даю веру в педагога и в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирую у учащихся веру в себя, учу преодолевать трудности, помогаю осознать свое продвижение вперед.  
Создание положительного-психологического настроя влечет за собой ситуацию успеха.







Список литературы

  1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. - М.: 2007. - 877 c.

  2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

  3. Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007.

  4. Драпкин, Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любви) / Б.З. Драпкин. - М.: ДеЛи принт, 2005. - 260 c.

  5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.

  6. Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997.

  7. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; Пер. с англ. Ф.Б. Березин [и др.]. - М.: Класс, 2012. - 336 c.

  8. Павлов, И.С. Психотерапия в практике. Технология психотерапевтического процесса / И.С. Павлов. - М.: Акад. Проект, Культура, 2012. - 512 c.

  9. Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994.




https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/05/nachalo-uroka-psikhologicheskiy-nastroy

http://tak-to-ent.net/load/494-1-0-11715












Приложение 2

Приветствие


Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла на занятие с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
 Педагог: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем занятии ….

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

*****

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  занятии.


Поэтическое начало.

У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:

Берегите здоровье друг друга,

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас.

- Знаете, я расстроилась... Неужели это правда, что можно заболеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью другому жизнь? А почему я расстроилась? Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое настроение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кричала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, ребята, я обижала словом, то простите меня.

Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые слова. В мире много ласковых и добрых слов - будем же их дарить друг другу.

«Словом можно убить, словом можно спасти...» - так считает поэт.

Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были жестоки в своих высказываниях? На фоне музыки:

- Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится своими воспоминаниями.)

Выбросим из нашей памяти все грубые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.


*****

  «Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое». - Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятии все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение!

Упражнение «Подари улыбку».

- Чтобы у нас у всех сегодня на занятии было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.

На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

Педагог: «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой учащиеся обмениваются картинками.)


Упражнение: «Дерево достижений»

Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

После того, как ребята прикрепили листочки:

- Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.

Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.

А красота выполненной работы сегодня на занятии будет зависеть от вас?

Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить полезной информации на занятии! Итак.. За дело!

*****

- Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся)

- Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся)

- Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся)

- Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся)

- Ещё раз, все, здравствуйте!

- Здороваться - это желать здоровья!

Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

А чтобы узнать, что мы будем сегодня делать, вам надо отгадать тему занятия.


*****

Упражнение « Частичка тепла»

- Здравствуйте! Чтобы наше занятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.

А теперь приступит к определению темы занятия.

*****

«Паутинка-разминка» или блиц-опрос или как еще называют такой прием - «Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Психологический настрой учащихся как средство повышения качества образования»

Автор: Стрельцова Елена Алексеевна

Дата: 08.09.2020

Номер свидетельства: 557101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Использование мультимедийного  лингафонного кабинета с целью  повышения качества знаний учащихся  по английскому языку "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-mul-timiediinogho-linghafonnogho-kabinieta-s-tsiel-iu-povyshieniia-kachiestva-znanii-uchashchikhsia-po-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "206152"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430121340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Лингафонный кабинет, как шаг к улучшению качества преподавания английского языка в системе СПО "
    ["seo_title"] => string(110) "linghafonnyi-kabiniet-kak-shagh-k-uluchshieniiu-kachiestva-priepodavaniia-anghliiskogho-iazyka-v-sistiemie-spo"
    ["file_id"] => string(6) "235621"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443775407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства