Психолого - педагогическое сопровождение учащихся 9,11 классов в период подготовки к ЕГЭ.
Психолого - педагогическое сопровождение учащихся 9,11 классов в период подготовки к ЕГЭ.
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Доклад раскрывает цель и задачи деятельности педагога - психолога в период подготовки старшеклассников (учащихся 9 и 11 классов) государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену. Также отмечены направления и стратегии деятельности пелагога - психолога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогическое сопровождение учащихся 9,11 классов в период подготовки к ЕГЭ.»
Психолого - педагогическое сопровождение
Учащихся 9,11 классов при подготовке к ЕГЭ
«Главное в этом мире не то, где мы стоим,
а в каком направлении движемся».
Оливер Холмс.
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является:
обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Задачи психологического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
профилактика неврозов.
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
Профилактика.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды).
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически.
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Психолог – это тот специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ЕГЭ, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь.
Психологическую подготовку учащихся к сдачи ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ЕГЭ, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.
Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников.
Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Стратегии деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ:
ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;
Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.
1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.
Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе мы выделяем группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ЕГЭ. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.
В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ. Выделяются те же группы трудностей обучения, но меняется диагностический инструментарий для их выявления. Проводится диагностика учащихся с 5 по 11 класс, где отслеживается динамика эффективности психолого-педагогического сопровождения.
Таким образом, мы осуществляем выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели.
2. Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Одним из направлений работы психологической службы является индивидуальная и групповая консультативная работа. Её задачи:
Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
1. Консультирование и просвещение педагогов. 2. Консультирование и просвещение родителей. 3. Консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; 2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их психологическое сопровождение; 3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц; 4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями; 5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы.
Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
3. Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Цель коррекционно-развивающей работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ заключается в составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.
Исходя из результатов диагностики учащихся школы, становится ясно, что развивающая работа должна вестись по трём основным направлениям:
Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;
Кроме этого, в систему коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ следует включить следующие направления:
Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;
Повышение сопротивляемости стрессу;
Актуализация внутренних ресурсов.
4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Задачу психопрофилактической работы по психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
обучение психической саморегуляции;
формирование уверенности в своих силах;
выработка навыков мобилизации в стрессе;
развитие творческого потенциала.
Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.
5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ЕГЭ можно охарактеризовать следующим образом:
ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;
создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в работе с учащимися, имеющими трудности обучения;
вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;
информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ.
Осуществляются следующие формы просветительской работы
проведение классных часов, где учащиеся узнают о способах саморегуляции и самоорганизации, способах снятия тревожности, особенностях возрастного развития;
проведение родительских собраний вмести с детьми, где можно обсуждать возникшие проблемы, вопросы сообща;
организация беседы с выпускниками, которые могут поделиться опытом сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ;
проведение лекториев для педагогов.
Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.