kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологические аспекты подросткового курения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Молодым людям на пути ко взрослой жизни свойственно совершать какие-либо ошибки, приобретая свой бесценный опыт.

Однако есть вещи, которых следует избегать

Одной из самых глупых, опасных для здоровья, но, увы, распространенных, является приобщение к курению.

И, вроде, известно, что это вредно, да и не дешево в наше время. Тем не менее, очень многие подростки решают попробовать, и вскоре эта пагубная привычка закрепляется.

Однако дело, как оказалось, здесь не столько в возникающей физической зависимости, ведь что-то же толкает молодых, красивых и здоровых людей на это шаг, заставляя их снова и снова возвращаться к сигарете до тех пор, пока не появится никотиновая зависимость.

Наиболее весомой и частой причиной начала подросткового табакокурения психологи называют желание казаться взрослее, то есть стремление молодых людей к независимости, повышению своего авторитета в кругу сверстников, поиску своего «я», подражание взрослым. Яркие же и красочные рекламные плакаты этому только лишь способствуют.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологические аспекты подросткового курения »

Психологические аспекты подросткового курения

Молодым людям на пути ко взрослой жизни свойственно совершать какие-либо ошибки, приобретая свой бесценный опыт.

Однако есть вещи, которых следует избегать

Одной из самых глупых, опасных для здоровья, но, увы, распространенных, является приобщение к курению.

И, вроде, известно, что это вредно, да и не дешево в наше время. Тем не менее, очень многие подростки решают попробовать, и вскоре эта пагубная привычка закрепляется.

Однако дело, как оказалось, здесь не столько в возникающей физической зависимости, ведь что-то же толкает молодых, красивых и здоровых людей на это шаг, заставляя их снова и снова возвращаться к сигарете до тех пор, пока не появится никотиновая зависимость.

Наиболее весомой и частой причиной начала подросткового табакокурения психологи называют желание казаться взрослее, то есть стремление молодых людей к независимости, повышению своего авторитета в кругу сверстников, поиску своего «я», подражание взрослым. Яркие же и красочные рекламные плакаты этому только лишь способствуют.

Также подростковому возрасту свойственен некий протестантизм, то есть желание идти наперекор каким-то запретам, нормам. И если у молодого человека или девушки именно в этот период будет недостаток других ярких впечатлений, сильных эмоций, отсутствие любимого занятия и пр., где бы он мог проявить себя, то такое положение вещей также очень часто мотивирует начало курения. Сперва, просто ради интереса, новых ощущений, возможно ярких и острых ввиду родительского табу, затем присоединяются вышеописанные причины, а в итоге – зависимость.

И, конечно же, как ни что другое, на начало подросткового курения влияет курение родителей, то есть фактор личного примера играет огромнейшую роль. Даже если ребенок и не испытывает особой тяги к сигарете, и курящие родители для него – зрелище привычное с детства, то все равно рано или поздно, он попробует. От себя добавлю, что попробует не раз, а после этого уже сделает для себя определенные выводы, - это пример из личного опыта.



При все при этом, бороться с проблемой раннего начала курения, да и курения в целом, необходимо. Однако одними запретами и наказаниями тут не поможешь, ведь, как известно, запретный плод сладок. Эффект в итоге будет ровно такой же, как и от бездействия.

Первоочередной задачей родителей является, конечно же, профилактика, однако, если все-таки такая неприятность уже имеет место, то можно хотя бы постараться взять ситуацию под контроль и дальше уже думать над тактикой «спасения».

Итак, что следует принять к сведению:

постараться обеспечить подростка новыми впечатлениями, заинтересовать чем-либо;

если это необходимо, то пересмотреть отношения в семье, скорректировать свое поведение по отношению к ребенку, возможно оказав ему больше доверия и предоставив больше свободы;

проводить беседы на тему критичного отношения к рекламе и ложной подмены ценностей в маркетинговых целях;

пусть это и сложно, но все-таки можно попробовать по-максимуму оградить своего ребенка от нежелательного общения с сомнительной компанией;

оказывать ребенку моральную поддержку, не третируя его постоянными «нравоучениями». Но подчеркивая пагубность его пристрастия;

конечно же, подавать личный пример, ведь без этого все усилия могут пойти прахом.

















Профилактика курения: роль и место психолога

Многочисленные медицинские исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться даже с помощью специалиста. Курение табака вызывает физиологическую и психологическую зависимость и, кроме того, тесно связано с социальными и культурными факторами.

В то время как за рубежом профилактике курения посвящено колоссальное количество исследований, в нашей стране этой проблеме по-прежнему не уделяется должного внимания. Общая профилактика курения сводится к формуле «Минздрав предупреждает», а конкретную помощь желающим отказаться от курения должны оказывать наркологи. Однако, поскольку табакокурение является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических условий, усилий одних лишь врачей явно недостаточно. Необходимо изучение психологических аспектов возникновения и распространения привычки табакокурения, разработка теоретических и практических подходов к отказу от курения, а также создания и широкомасштабного внедрения профилактических программ.

Для всестороннего изучения психологических аспектов курения необходимо иметь представление о масштабах реальной распространенности этого явления в современном мире, а также о группах, в наибольшей степени подверженных риску. Согласно оценке ВОЗ [1], в начале 90-х гг. в мире насчитывалось около 1100 миллионов курильщиков, что составляет около трети жителей планеты старше 15 лет [2]. В среднем в развитых странах курит 42 % мужчин и 24 % женщин. Впервые проведенное в нашей стране обследование выборки населения старше 15 лет показало высокое распространение курения среди мужчин — 63,2 % (около 32 миллионов) и достаточно низкое среди женщин — 9,7 % (около 6 миллионов). В последнее десятилетие табак является причиной около 30 % случаев смерти в возрасте 35 — 69 лет и еще 14 % в более старшем возрасте [3]. Число курильщиков постоянно пополняется за счет подрастающего поколения, поэтому задача разработки и внедрения эффективных методов профилактики перерастает чисто медицинские масштабы и требует привлечения специалистов иного профиля — работников социальной сферы, воспитателей, учителей и, конечно, психологов.



Психологические условия возникновения и распространения привычки табакокурения

Анализ социально-психологических условий возникновения и распространения курения является этапом разработки эффективных профилактических программ.

Сотрудниками нашего центра в течение 12 лет (с 1986 по 1998 г.) проводился мониторинг распространения курения среди детей и подростков 11 — 17 лет в двух московских округах. Было выявлено, что в этом возрасте курит 28 — 35 % мальчиков и 12 — 25 % девочек. Число регулярно курящих девочек за период наблюдения удвоилось. Отмечено, что в начале экономических реформ в России, когда цены на сигареты сильно возросли, а материальное положение населения ухудшилось, заметно уменьшилось число регулярно курящих школьников. С относительной стабилизацией положения частота курения вернулась к прежнему уровню, а с 1996 г. начала возрастать. Как и в других исследованиях, отмечено увеличение распространения курения с возрастом. Так, по нашим данным 1995 г. 9 % мальчиков и 1,8 % девочек 11 лет были курящими, в 16 — 17 лет курило уже 52 % мальчиков и 43 % девочек.

По данным выборочного обследования, в нашей стране начинают курить до 18 лет около 80 % [2]. При этом чем раньше подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком, и меньше — что бросит курить. Естественно, многие исследователи уделяют большое внимание причинам начала курения в детском и подростковом возрасте. Тщательный анализ литературных данных [4], [5] показывает, что наибольшей прогностической ценностью в отношении начала курения обладает низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери)1, курение братьев и сестер, сверстников (в младших классах начало курения нередко связано с тем, пробовал ли курить лучший друг, в средних — пробовало ли курить большинство друзей), низкая успеваемость, наличие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков), наличие симптомов депрессии, тревожности и раздражительности, низкая самооценка, низкий статус в группе.



Анализ причин того, почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками, показывает, что для последних характерна большая вероятность иметь в своем окружении (семья, друзья) курящих, возможность самим покупать сигареты, мнение, будто сигареты приятны им и окружающим и меньшая вероятность считать, что курение вредно для здоровья [6]. Лица, пробовавшие курить и не ставшие курильщиками, через два года после первичного обследования более часто выражали согласие с мнением о негативных последствиях курения. Интересно сообщение [7] о том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить, но только курящие приводят доводы и в пользу курения, в то время как некурящие не могут назвать привлекательных сторон данной привычки. Это, по нашему мнению, является важным фактором, используя который можно более целенаправленно развенчивать мифы о том, что курение способствует релаксации, похудению и т. д.

Наши данные подтверждают, что число курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 50,4 % мальчиков и 18,1 % девочек; в семьях, где курят три и более родственника — 85 % мальчиков и 37,5 % девочек. Сходная тенденция прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет курящих родственников, курит 18,2 % мальчиков и 6 % девочек, тогда как в семьях, где имеется три и более курящих родственника — 57,4 % мальчиков и 32,5 % девочек.

Обращает на себя внимание исследование [8], в котором показано, что поведение людей легче объяснить, чем предсказать: одни и те же факторы были у детей и подростков достаточно тесно связаны с еженедельным курением и значительно хуже предсказывали курение в ближайшие два года.

Таким образом, среди условий, влияющих на раннее распространение привычки табакокурения, можно выделить индивидуально-психологические, возрастно-психологические, а также социально-психологические (влияние семьи и референтной группы). Дальнейшее более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди детей и подростков специалистами-психологами позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность профилактики этой привычки.

Роль рекламы и социальных программ в распространенности курения

Роль рекламы табачных изделий в увеличении частоты курения, а также росте числа курильщиков за счет молодого поколения изучена недостаточно и представляет значительный интерес. Хотелось бы отметить, что в нашей стране до 1991 г. рекламы табака практически не было, но распространенность курения как среди детей и подростков, так и среди взрослого населения была крайне высокой. Создается впечатление, что в ряде случаев имеет место преувеличение роли рекламы в распространенности курения. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Однако, поскольку большинство людей начинает курить в детском и подростковом возрасте, особенно важно оценить влияние рекламы именно на эти группы населения. Показано, что некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения [9], [10]. Тщательный анализ многочисленных исследований [4] показывает, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить; она определяет также выбор определенной марки сигарет. Несомненно, реклама табака должна быть запрещена, это приведет к снижению частоты курения, особенно в сочетании с антитабачной пропагандой.

Недостаточно изучено и влияние социальных и популяционных программ на распространенность курения. Увеличение цен на табачные изделия и ограничения в торговле ими, а также проведение антитабачных кампаний в средствах массовой информации направлены на уменьшение социальной приемлемости курения, ограничение мест, где можно курить, и возрастное ограничение в продаже сигарет. С другой стороны, повышение цены имеет и отрицательные стороны: курящий человек может просто перейти на более дешевые сигареты, которые нередко менее качественны; кроме этого, чрезмерное повышение цены может вызвать в обществе значительное недовольство политикой правительства и табачных компаний. Несомненно, что в распространении курения играют роль и средства массовой информации. Вероятно, до 5 % курильщиков могли бы бросить курить в результате активного воздействия средств массовой информации [11]. Проведение в ряде стран дней некурения также позволяет повлиять на частоту курения. Так, в Великобритании 0,5 % всех взрослых курильщиков после участия в таком дне в течение трех месяцев не курили, 50000 (0,3 %) не курили в течение года [12].



Крайне важно отношение к курению в обществе. Одной из причин высокого его распространения является отношение к курению как к безобидной привычке. Так, по нашим данным, лишь около 20 % подростков испытывают сильное давление со стороны окружающих в пользу прекращения курения; примерно в 20 % случаев окружающие полностью индифферентны к курению подростка. Нельзя не согласиться с утверждением [13], что распространение курения среди детей не удастся уменьшить, если не будут проводиться всеобъемлющие программы против курения во всем обществе.

Интересно сообщение австралийских ученых о том, что 10 % взрослых курильщиков бросили курить под влиянием коллег по работе [14]. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам ограничения и запрещения курения в общественных местах. Очевидно, что запрещение курения более эффективно, чем ограничение. Ограничение курения на работе ведет к уменьшению употребления в рабочее время сигарет и улучшает ситуацию с пассивным курением, но нередко вызывает компенсацию после работы. В целом, поскольку большинству населения ясен вред табакокурения, ограничение курения на работе становится все более популярным и приемлемым.

Практически во всех странах существует запрет на продажу сигарет детям и подросткам. В этом плане вызывает удивление фактическое отсутствие таких же ограничений в нашей стране. В последнее время в ряде школ даже отводятся места для курения школьников. И это в то время, как во всем мире ширится движение за создание школ, свободных от курения!

По данным [15], приобщение к курению и сохранение этой привычки у женщин имеют иные причины, чем у мужчин. Девочки-подростки обычно более социально компетентны и уверены в себе, чем их ровесники, и не нуждаются в курении как средстве общения или самоутверждения. Поэтому обучение способам отказа от предложений и противостояния давлению для девочек менее существенно, и соответствующая программа может дать меньший эффект. Возможно, более действенной окажется методика, больше внимания уделяющая самоопределению и самовыражению. К тому же существенную роль может сыграть информация о методах снятия стресса и борьбы с излишним весом (предполагается, что именно в этом курение помогает), поскольку для девочек эти аспекты наиболее важны.



Таким образом, в условиях возникновения и распространения привычки табакокурения можно выделить целый ряд явлений, связанных с социальными, культурными и возрастно-психологическими аспектами, которые требуют дальнейшего изучения.

Профилактика курения — стратегия и тактика. Психологические аспекты профилактических программ

В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяционный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ.

Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития [16], [17]. В 70-е гг. предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и соответственно на частоту курения таким способом не удалось. Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже начинать курить.

Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с другими поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе; повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной.

Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков; тренировку, ролевые игры, практику в способах противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.

Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение — следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно — средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения; данная модель также не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области, например [18], широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии.

Модель жизненных умений объединяет в себе четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, уделяет внимание помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий, по данным [19], привела к снижению на 75 % числа случаев начала курения в VIII, IX и X классах.

Т. Глинн [20] сформулировал основные восемь положений школьной профилактической программы.

Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет по пять занятий в каждом классе в VI—VIII классах.

Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.

Профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения.

Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.

Необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям.

Поощряется вовлечение в них родителей.

Учителя должны быть адекватно подготовлены.

Программа должна учитывать культурные особенности популяции.

Сотрудники нашего центра имеют определенный опыт в организации и проведении программ по профилактике курения, носивших как однофакторный (воздействие только на курение), так и многофакторный характер. В обоих случаях нам удалось снизить прирост курения на 10 %. На основе накопленного опыта в рамках государственной программы по борьбе с курением нами подготовлено учебное пособие для учителей «Курение и его профилактика в школе» [21] для занятий в I — XI классах; оно разослано во все регионы страны, и в ряде школ его активно используют. В курсе рекомендуется проведение общешкольных мероприятий: конкурс рисунков на антитабачную тему, викторины, представление «Суд над сигаретой», даются материалы для родителей (что делать, если подросток начал курить), а также приводятся уроки (всего 15) для младшего, среднего школьного возраста, старшеклассников. В младших классах сведения о вреде курения сообщаются в форме сказок и рассказов, придуманных авторами. Для учащихся 11 — 13 лет проводятся занятия типа «Курение: „за“ и „против“», «Преодоление давления сверстников», разыгрываются небольшие диалоги, обсуждается роль рекламы. Для старшеклассников проводятся уроки на темы: «Методы отказа от курения», «Курение и здоровье» и т. д.

К сожалению, финансовой поддержки эта программа не имеет.

Совместно с наркодиспансером № 5 Западного округа Москвы в рамках программы профилактики вредных привычек (курения, алкоголя, наркомании) силами учителей проводится обучение учащихся V — VII классов (всего 28 уроков). В основе этого курса лежит модель «тренировка жизненных умений». Среди тем занятий — «Организм человека и вредные привычки», «Мифы о курении, алкоголе и наркомании», «Умение сказать „нет“», «Реклама, человек и здоровье», «Виды группового давления».

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что школьные программы в лучшем случае могут просто отдалить начало курения, если общество плохо осведомлено о его негативных последствиях, не создано нетерпимого отношения к курению и нет всеобъемлющих программ профилактики.



Отказ от курения: психологические аспекты коррекции поведения

Хотя до 90 % бросивших курить сделали это без активного медицинского вмешательства [22], большинству курильщиков не удается это сделать и в особенно тяжелых случаях они нуждаются в интенсивной помощи.

Поскольку привычка табакокурения включает в себя как психологическую, так и фармакологическую зависимость (причем последняя обретает все большую силу со стажем курения), помощь специалистов также должна носить многокомпонентный характер. Однако необходимость участия психолога на этапе оказания помощи при отказе от курения вовсе не воспринимается как очевидная при организации специальных кабинетов. Нерешенным остается вопрос о том, нужен ли психолог как штатная единица в кабинетах помощи желающим бросить курить. Предполагается, что основную работу выполняет врач-нарколог или рефлексотерапевт, а вся «устная» работа с пациентом вполне успешно может быть выполнена медицинской сестрой.

Однако исследования, проведенные американскими учеными Дж. Прохаска и С. Ди Клементе [23] показали, что процесс отказа от курения представляет собой сложный многоэтапный процесс и медикаментозное лечение составляет только его часть. По данным проведенного ими исследования, мотивация к прекращению курения имеет несколько стадий.

На первой стадии — «предобдумывания» — человек еще не вполне осознает, что для него существует проблема по отказу от курения, и не готов изменить свое отношение к курению в ближайшем будущем. Для курильщика, находящегося на этой мотивационной стадии, принять решение бросить курить нереально. Как правило, пока он видит в основном положительные стороны курения. Его могут интересовать материалы о курении. Работа с человеком, находящимся на этой стадии, может заключаться в повторных визитах, на которых можно выяснить, изменилось ли его мнение. Такие лица составляют около 20 % курильщиков.

На второй стадии — «обдумывания» — человек начинает понимать, что курение является для него проблемой. У него появляется двойственное отношение к курению, происходит взвешивание «за» и «против» курения и еще нет отчетливого желания установить точную дату бросания курения. Таких около 40%.



Только на третьей стадии («действие») курильщик следует рекомендациям по прекращению курения и уже интересуется вопросами по преодолению абстинентного синдрома. Таких по данным статистики от 30 до 40%.

Важной является стадия «поддержания», целью которой является предотвращение возврата к курению. Без этой работы 70 % бросивших курить возвращаются к этой привычке в течение трех месяцев.

Очевидно, что диагностика уровня мотивированности пациента с учетом его личностных особенностей, а также отношения к курению в ближайшем социальном окружении должна проводиться квалифицированным специалистом-психологом. Если же работу кабинета свести к использованию исключительно медикаментозных методов воздействия, то это резко снизит эффективность работы и приведет к дискредитации самого метода в глазах пациентов и общественного мнения.

Комплексный медико-психологический подход к разработке мероприятий по борьбе с курением требует участия как врачей-наркологов, так и психологов; он был реализован в кабинете по борьбе с табакокурением, созданным на базе ГНИЦПМ МЗ РФ. Работа кабинета включает в себя ряд этапов: диагностический, лечебный и контролирующий.

С целью наиболее полного проведения диагностического этапа работы с курильщиком, помощи в подборе оптимального соотношения медикаментозного и немедикаментозного методов воздействия, а также прогнозирования успешности лечения табакокурения была создана комплексная методика диагностики особенностей курения пациентов. Она включает заполнение пациентом анкет, специально разработанных сотрудниками центра. Самостоятельная работа пациента позволяет ему не только лучше осознать свое реальное отношение к курению, но и повышает его мотивацию к взаимодействию с психологом и терапевтом, укрепляет активную позицию по отношению к предстоящему лечению.

Диагностический этап позволяет выявить особенности социальной ситуации пациента, определить степень его психологической готовности к отказу от курения, а также степень фармакологической зависимости от табака. Анкета «Социальная ситуация курения» была разработана для выявления распространенности курения в ближайшем социальном окружении курильщика. В ее основе лежит предположение о том, что в среде, где широко распространено табакокурение, а отказ от него встречает непонимание и даже неодобрение, он в значительной степени затруднен, несмотря на применение самых эффективных медикаментозных методов. Данные, получаемые при помощи этой анкеты важны для организации работы на этапе контроля и поддержки, поскольку бывшие курильщики, находящиеся в неблагоприятной для отказа от курения ситуации нуждаются в дополнительном подкреплении мотивации некурения. Прогноз успешности отказа от курения, полученный при помощи другой анкеты, позволяет либо направить пациента на специальные занятия, повышающие его мотивацию, либо непосредственно приступить к лечению, если готовность бросить курить достаточно высока. Факторы, характеризующие степень зависимости от табака, выявляются при помощи анкеты «Особенности Вашего курения».

Обобщенные результаты этих методик позволяют прогнозировать успешность лечения в целом и оценить те усилия, которые должны затратить специалисты-медики для оказания эффективной помощи желающему отказаться от курения, а также выбрать адекватный набор методов лечения. Эти методики могут использоваться не только в рамках работы специального кабинета, но и при проведении профилактических программ.

На втором, лечебном этапе используются методы, направленные на замещение курения, выработку отвращения к табаку или акту курения, а также снижение последствий абстинентного синдрома.

С помощью аверсивных методов у курящих вырабатывается отвращение к курению. Среди этих методов выделяют фармакологические (полоскание полости рта растворами различных веществ, например ляписа, танина, отваром корневищ змеевика), нефармакологические, например иглорефлексотерапия (ИРТ), и психотерапевтические (аутогенная тренировка, гипноз).

Для снятия абстинентного синдрома используются: ИРТ, седативные препараты, транквилизаторы, стимулирующие средства (настойки заманихи, женьшеня, лимонника, жидкие экстракты радиолы, левзеи; пантокрин, апилак), витамины (поливитамины, витамины А, С, группы В), а также дыхательная гимнастика, водные процедуры и диетотерапия.

Эффективность вышеперечисленных методов повышается при их сочетании, так как происходит одновременное воздействие как на физиологическую, так и на психологическую стороны привязанности к табаку. Практика показала, что целесообразно сочетание аверсивных методов с психотерапевтическими. Так, эффективность ИРТ можно повысить, применяя аутогенную тренировку (АТ). С этой целью проводится не менее четырех занятий с различными текстами АТ. Цель АТ на первом занятии — не только помочь пациенту расслабиться, но и создать установку на отказ от курения в определенный срок, и поэтому она проводится до ИРТ. АТ используется также как аверсивная методика. На фоне мышечного расслабления с пациентом проговариваются формулы самовнушения.

На последующих занятиях АТ способствует выработке безразличного отношения пациента к курению, а также поддерживает его решимость не курить. Аверсивные формулы АТ заменяются на формулы поддержки. Этот метод может быть использован как при индивидуальной, так и при групповой форме работы.

Методы заместительной терапии основаны на принципе замены физиологического или психологического эффекта курения. Сюда относят лечение препаратами, имитирующими действие никотина в организме («Гамибазин», «Никорет»), дыхательные упражнения (успокаивающий и мобилизирующий типы дыхания), манипулирование различными предметами (четки, эспандер и др.).

Этап контроля закрепляет эффект проведенного лечения и является не менее важным, чем два предыдущих. Эта работа предполагает установление личного контакта с пациентом, его привлечение к групповым занятиям и индивидуальной поддерживающей психотерапии. Исследования, проведенные в этой области [24] показывают, что очень важно продолжать наблюдение за бросившими курить, в этом случае возврат к курению встречается значительно реже, чем у лиц, прошедших курс без последующего наблюдения. Интересен также обнаруженный авторами факт: низкая мотивация отказа от курения (например, давление родственников, а не собственное желание) приводила к незначительному эффекту, а среди высоко мотивированных эффект превышал 80%.

Перечисленные методы являются примером участия психолога в разработке методических и практических аспектов отказа от табакокурения. Современные разработки в области практической психологии, в том числе и в области нейролингвистического программирования, позволяют значительно расширить методический набор, используемый психологом с целью преодоления зависимостей вообще и курения в частности.







Психологические особенности отказа от курения

Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика вредных привычек

В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им. М.Танка

Психологические особенности отказа от курения

Проблема курения в подростковой среде является весьма актуальной. Курение – это «детское заболевание». Обычно оно начинается в подростковом возрасте и особенно распространено среди тех, кто плохо учится, чувствует свою несостоятельность, не уверен в будущем, а также в среде, где курят родители и приятели.

Податливость подростков к курению можно понять с помощью социально-когнитивной теории, объясняющей, почему мы стремимся перенимать стиль поведения других людей. Многие подростки считают курящих сверстников сильными, дружелюбными и совсем взрослыми. Курящие подростки часто бывают непослушными и, как правило, входят в группу риска.

Впечатлительные подростки, которым кажется, что весь мир следит за каждым их шагом, могут начать курить, чтобы уподобиться своим самоуверенным друзьям, войти в их круг и создать себе имидж опытного взрослого человека. Подростки, начавшие курить, как правило, имеют друзей, заядлых курильщиков, нередко оказывающих на них негативное влияние. В среде, где родители и друзья не курят, такая вероятность практически равна нулю [1, с. 724].

Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Если так, почему же они начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки? Чаще всего можно услышать такие ответы: «потому что все мои друзья курят»; «чтобы выглядеть более взрослым»; «из любопытства»; «потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно». В принципе эти причины вполне можно объяснить с точки зрения психологии.

Подростки начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками. Результаты одного исследования показали, что даже в тех случаях, когда родители не курили, большое влияние на приобщение молодых людей к этой вредной привычке оказывали курящие друзья. Это очень часто проявляется в ранней юности и особенно характерно для мальчиков, которые начинают курить под воздействием механизма взаимного подражания.

Молодые люди также подражают своим курящим родителям и другим взрослым. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами.

Подросткам с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью. Основной упор в рекламе всегда делался на эмоции, на желание получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным.

Раннее приобщение к курению связано с потребностью некоторых молодых обрести больше уверенности в себе и более высокий статус в глазах ровесников. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, незадействованность во внеклассной работе или удовлетворяя иные эгоистические интересы [3].

Немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка. Некоторые подростки пробуют закурить, чтобы просто узнать, с чем связан весь этот шум [2].

В рамках нашего исследования, посвященного изучению личностных и поведенческих особенностей подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения, была предложена анкета для родителей «Курение и дети» (см. Приложение 1). В анкетировании приняли участие родители в количестве 91 человек.

При анализе отношения к курению выявлено, что 79% респондентов осуждают эту пагубную привычку, 7% - безразлично относятся. Нужно отметить, что ни один из отвечавших не приветствует курение.

Интересная информация получена при анализе ответов на вопрос «Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок?» Подавляющее большинство родителей, а именно 78%, уверены, что их ребенок не курит. Сомневаются 7% опрошенных, а знают о том, что их ребенок курит, всего 3% родителей.

Анализируя признаки курения ребенка, мы обнаружили, что большинство родителей (41%) первым признаком считают запах сигарет. Наличие зажигалки, сигарет и крошек табака в карманах считают признаками курения 11% родителей. Недостаток денег у ребенка видят таким признаком 4% отвечавших, а уединение или провождение времени вне дома – 5%. Думают, что признаками курения являются изменения поведения, в частности, нервозность, утомляемость, снижение аппетита, рассеянное внимание, скрытность – 9% родителей. Признаками курения, выражающимися в ухудшении здоровья, а именно кашель по утрам, малый рост, снижение веса, измененный цвет лица, болячки на лице, головная боль, сбивается дыхание, осипший голос, желтые зубы и ногти, считают 13% респондентов. Частое жевание жвачки называют признаком курения 2%, по 1% отвечавших признаками называют курение родителей, когда подросток говорит, что курение не плохо. Курение друзей как признак курения называют 2%. Признаками некурения называются осуждение курения самим ребенком (9%), если ребенку не нравится запах дыма (4%), когда отсутствует интерес (4%), а также занятие ребенка спортом (2%).

При анализе ответов на вопрос о том, кто курит в семье, выявлено, что в 46% случаев в семье никто не курит, в 34% - курит один из супругов, в 3% - курят оба родителя. Признались, что курят старшие дети 3% отвечавших, и 3% назвали курящими других родственников.

При ответе на вопрос о том, как происходит приобщение подростка к курению, выявлено, что большинство взрослых считают фактором приобщения влияние компании сверстников (91%). Думают, что курение – признак взрослости 33% ответивших. Считают, что подростки приобщаются к курению, глядя на курящих родителей 19%. Подражание как фактор приобщения называют 13%. По 8% респондентов ответили, что такими факторами являются телевидение, интерес и низкая самооценка, 16% назвали желание самоутвердиться, выделиться. По одному встретились высказывания «чтобы похудеть», «из-за отношения родителей», «из-за отношения учителей в школе», «из-за неблагополучия семьи».

Отвечая на вопрос «Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?», большинство родителей (58%) сказали, что проводят профилактические беседы. Воздействуют своим личным примером 21% родителей. По 3% предлагают читать своим детям литературу на данную тему, запрещают курить дома мужьям, придерживаются здорового образа жизни в семье. По 2% родителей ничего не делают, сами пытаются бросить, доверяют своим детям, предлагают заниматься спортом. По одному человеку предлагают не акцентировать внимания на проблеме, стараются не курить, ругаются, стараются быть ближе к ребенку, не дают денег, заставляют делать зарядку, стараются занять делом.

При анализе ответов на вопрос «Что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить?» суждения распределились следующим образом. Считают, что заставить ребенка курить может компания сверстников – 41%. Думают, что этим фактором может быть стресс 11%. По 4% ответили, что это любопытство, личностные черты подростка, пример родителей, потеря взаимопонимания между родителями и ребенком, желание выглядеть взрослым, а также желание утвердиться. Единичные мнения: отсутствие цели, заниженная самооценка, наперекор родителям, слабоволие, реклама, а также отсутствие таких факторов.

Интересная информация получена при анализе ответов на вопрос «Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения?». Наибольшее количество родителей (32%) считают, что это слабохарактерность и слабая воля. Затем следует мнение, что это желание быть как все (отсутствие собственного мнения, несамостоятельность в суждениях, подверженность чужому мнению). Такого мнения придерживаются 21% родителей. Думают, что началу курения способствует неуверенность – 15%; низкая самооценка – 8%; агрессивность и озлобленность – 7% ответивших. Далее перечислим называемые родителями черты характера по убывающей (от 4% и ниже): желание быть взрослым; потребность в самоутверждении; вспыльчивость, несдержанность, раздражительность; инертность, инфантильность, несамостоятельность; депрессия; безделье, лень; недостаток информации; желание быть современным, модным; застенчивость; нервозность, встревоженность, взбудораженность, подавленность; импульсивность, гиперактивность; неуравновешенность; эмоциональность; упрямство; мнительность; безразличие к здоровью; склонность к зависимости; негативизм; недоверие; стремление к лидерству, честолюбие; общительность; любопытство; трусость.

Отвечая на вопрос «Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в учреждениях образования?», большинство родителей (74%) ответили утвердительно. Сомневаются 15% ответивших, а отрицательно ответил один человек.

Мы спросили родителей и о том, что необходимо предпринять, чтобы подростки не начинали курить. Предлагают проводить профилактическую работу 28% родителей, пропагандировать здоровый образ жизни – 22%, увлечь занятием, хобби – 22%. Считают, что необходимо не курить родителям 14%, запретить рекламу – 11%. Думают, что необходимо показывать видеофильмы 8%. Кроме того, встречаются предложения «формировать уверенность», «показать легкие курильщика», «запретить курение в общественных местах», «культивировать спорт», «воспитывать самостоятельность», «сделать доступными другие радости», «поднять цены на сигареты», а также «не выпускать сигареты вообще».

Таким образом, мотивация начала курения подростков достаточно хорошо изучена в литературе, а процессу отказа от вредной привычки уделялось мало внимания.

В рамках нашего исследования была использована анкета «Как я бросил курить» (см. Приложение 2). Анкета помогла понять, как происходит отказ от курения. Количество ответивших на вопросы анкеты составило 69 человек в возрасте 14 – 15 лет, среди них 37 девочек и 32 мальчика. Необходимо отметить, что многие из испытуемых занимались по коррекционно-профилактической программе «Жизнь без табака» [4].

При анализе ответов на вопрос о том, как происходит приобщение молодежи к курению, выявлено, что большинство подростков считают главным фактором приобщения влияние компании сверстников (62%). Механизм приобщения можно заключить в формуле: «предложили – попробовал – понравилось – привык». Другая часть подростков (19%) думают, что приобщение к курению происходит под действием любопытства, интереса. Склоняются к мысли, что фактором приобщения является подражание – 10% подростков, а 12% испытуемых таким фактором считают желание выглядеть взрослым. По 6% учащихся считают, что подростки закуривают, чтобы убить скуку, а также чтобы избавиться от проблем. Хочется отметить и редко встречающиеся, но интересные ответы: «самовыражение», «мода», «реклама», «недосмотр родителей».

На вопрос о том, как им удается избегать курения, большинство подростков отвечают «отказываюсь» (25%). Убеждают себя, держат в руках 20% испытуемых. Просто не хотят, не имеют желания закурить 19%. Уходят подальше от курящих 17%, а 6% общаются с некурящими сверстниками.

При ответе на вопрос «Что Вы получили для себя, отказавшись от курения?» большинство подростков ответили «здоровье», «улучшение самочувствия», «легче заниматься спортом» (57%). На втором месте стоит материальная выгода (35%). Получили свободу 10%, доверие родителей – 6%, по 4% испытуемых получили веру в себя, а также время для новых увлечений.

Анализируя отношение к курящим сверстникам, можно отметить, что 35% подростков относятся нейтрально, 34% - отрицательно и 25% - положительно. 4% хуже относятся к курящим девушкам, чем к юношам. Подростки разделились на практически равные части. Это объясняется тем, что все подростки являлись участниками эксперимента, в котором использовались методики, написание которых несет психотерапевтическую функцию. Поэтому у большинства подростков снизился уровень эмоционально-осуждающих высказываний, а повысился уровень выражающих спокойное отношение высказываний. Другими словами, наблюдается снижение эмоционального и повышение когнитивного компонентов отношения к курению сверстников..

Большинство подростков (49%) имеют неопределенную установку на будущего супруга: они не знают, будет ли он (она) курить. 33% испытуемых считают, что их будущий супруг(а) не будет курить. Необходимо отметить, что среди отвечавших большинство – мальчики. И 9% подростков, и это девочки, имеют установку на курящего супруга.

На вопрос «Что Вы посоветуете курящему сверстнику?» большинство подростков (67%) ответило «бросить». Советуют подумать и решить, что важнее 7% испытуемых. Предлагают заменить курение спортом, общением с друзьями 6%. Рекомендуют отвыкать постепенно 2%. Среди ответов встретилось интересное мнение, к сожалению, единственное «чтобы не учили других». Данный анализ еще раз говорит о том, что подростками осознается вред, наносимый курением. Жаль, что они пришли к такому выводу, испытав «все прелести» курения на собственном опыте.

При анализе ответов на вопрос «Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа от курения?» были получены следующие результаты. Большая часть подростков (43%) дали отрицательный ответ, занялись спортом 15% испытуемых, заменили курение жвачкой, семечками, конфетами – 12%, компьютером – 6%. Встречаются ответы «жить в удовольствие», «находить новые ощущения», «заставляю бросать курить других». Радует тот факт, что большинство подростков избежали возникновения другой вредной привычки, заменяющей курение. В то же время эти данные говорят о том, что педагогам в профилактической работе следует больше внимания обращать на предложение различных вариантов проведения свободного времени.

При анализе ответов на вопрос «Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзьями и знакомыми?» выявлено, что у большинства подростков (82%) отношения остались неизменными, а в 12% случаев курящие сверстники стали им неинтересны. Следовательно, миф о том, что курение является «пропуском» в референтную группу, не обоснован. На наш взгляд, полученные данные следует использовать в профилактической работе с подростками, которые считают, что именно курение сделает их «своими» в компании сверстников.

Большинство подростков (60%) отмечают улучшение здоровья после отказа от курения. У них нет одышки, пропал кашель, не болит горло. В 18 % случаев подростки не заметили улучшения состояния своего здоровья. Остальные подростки затруднились в определении своего самочувствия. Это говорит о том, что большая часть подростков даже после непродолжительного опыта курения уже вполне осознает вред, наносимый этой привычкой.

Анализируя истории о том, как подростки бросили курить, выявлено, что большинство испытуемых (54%)осознали вред курения и приняли решение отказаться. 25% подростков бросили курить из-за страха перед наказанием родителей (участкового). По 7% ответов пришлось на отказ от курения из-за парня и на постепенное отвыкание от вредной привычки. По одному испытуемому ответили так: «поспорила и бросила», «не было денег», заменил компьютером», не было подходящей ситуации», «нашла рецепт в газете». Приведем интересный, на наш взгляд, пример высказывания Жени П., учащейся СШ № 53, которая дает советы желающим отказаться от курения: 1) сделать это совместно с кем-то; 2) заняться новым делом; 3) постепенно снижать количество до нуля; 4) поменять окружающее общество курящих; 5) стараться не нервничать и не огорчаться по разным поводам.

Таким образом, нами обнаружено наличие эффекта «двойной» мотивации процесса приобщения к курению и отказа от него. В процессе приобщения к курению ведущими являются социальные мотивы (влияние компании курящих сверстников, подражание старшим). Другими словами, на процесс приобщения к курению влияет внешнеорганизованная мотивация и только затем вступают в силу внутренние личностные мотивы (желание выглядеть взрослым, завоевать авторитет в компании). В процессе же отказа от курения ведущими оказываются внутренние личностные мотивы (осознал вред здоровью, нежелание портить отношения с родителями, принял решение, стал взрослее), то есть влияние оказывает внутриорганизованная мотивация и только потом срабатывают внешние мотивы (из-за парня, из-за страха перед родителями).









































Существует ли универсальная рекомендация о том, как быстро бросить курить? Начнем с того, что бросить курить и не курить — это разные вещи. Проанализируйте эти два выражения, которые звучат из уст курильщиков.

«Мне надо бросить курить» — это означает, что человек вынуждает себя отказаться от чего-либо , оставить нечто, ставшее ему близким и нужным. Но терять и расставаться никто не любит, это сложно, это требует душевных усилий, создает чувство утраты, приводит к развитию горя. Отсюда — разнообразные блоки в головах курильщиков, суть которых в одном — бросать жалко.

«Не курить» — звучит и на семантическом уровне означает совершенно иное. Человек неосознанно озвучивает то, к чему он стремится — жизнь без курения и при этом не испытывать ощущения утраты.

Неверно думать, что первый подход ошибочен. Это особенность человеческой психики, человек умеет бороться, переживать утрату, замещать ушедшее чем-то иным. Конечно, если отказываться от курения через посыл «бросить», то времени это займет больше. В том числе и потому, что придется переживать неудачи и искать их причины.

Второй подход характерен для людей не борцов, но имеющих недюжинную силу воли. Они просто с «сегодня и сейчас» живут без сигарет. Кстати, люди такого склада реже срываются, быстрее «отходят» от последствий отказа или они у них минимальны.

Отсюда ясно, что подходящего для всех способа, могущего подсказать, как быстро бросить курить невозможно. Людям из первой группы придется затратить больше времени, средств, сил.

Им нужна поддержка — как от себя самих, так и извне. Именно на этих людей рассчитаны разнообразные пособия, советы по преодолению табачной зависимости, для них эффективными отказываются методы бросания Карра, Шичко, Барановой, неплохо им помогает курение электронной сигареты (естественно, что в картриджах должна быть безникотиновая жидкость).



Для представителей второй группы хорошо подходят метод «холодной индейки», Жданова, кодирование, акупунктура.

Еще один субъективный фактор, не дающий возможность унифицировать методы бросания — разное понимание того, насколько именно быстро должен произойти переход к жизни без сигарет. Практически все слышали о разных типах темпераментов у людей. Так вот, учение о темпераментах строится на разнице отклика нервной системы человека на те или иные события. И то, что холерику покажется очень медленным, флегматика привет в состояние сильнейшего стресса — его нервная система попросту не успеет за такими переменами.

Представьте, что способ, позволяющий быстро бросить курить найден, и теперь люди могут расстаться с вредной привычкой, скажем, за три дня. Что такое три дня для холерической личности? Это море эмоций, вспышка переживаний и такое же резкое охлаждение, энергия будет буквально выбиваться из него. Итог — утомляемость, падение жизненной силы, быстрая потеря чувства радости от произошедшего. Сорвется? Непременно. Хотя бы для того, чтобы снова испытать эту эмоциональную бурю.

Меланхолик впадет в тоску и уныние — и без того являющиеся основным содержанием его жизни. Еще бы не впасть — только что было нечто, что позволяло отвлечься или давало пищу для грустных размышлений ( «я умру от рака легких») и вдруг этого всего нет. Он не успеет «прожевать» необходимость отказа от курения, как уже нужно«прожевывать» состояние, возникающее после отказа. Закурит? Вероятно, но, скорее всего, впадет в астению или депрессию, вытащить из которой будет его очень нелегко.

Все перечисленное — лишь малая толика того, что создает препятствия к созданию единой системы быстрого бросания.

Итак, каждый сам выбирает, как быстро бросить курить именно ему самому. Грубое вмешательство в особенности нервных процессов, в тип темперамента, внутренние установки приведет к негативному эффекту, повысит риск срывов, убедит человека в тщетности попыток бросить.









Табакокурение. Почему мы курим: физиологические и психологические аспекты

По статистике, в России курят 60% мужского населения и 21% женщин. Курение сокращает продолжительность жизни в среднем на 10-13 лет. Каждый ребенок знает, что курить – вредно, и все-таки курильщиков не становится меньше. Почему? Никотин — наркотик, оказывающий психостимулирующее воздействие. Поэтому после выкуривания сигареты на непродолжительное время появляется ощущение прилива сил, легкой эйфории. Спустя короткий промежуток времени действие никотина заканчивается – настроение падает, появляется агрессия и подавленность – человек тянется за новой дозой. Вот какую информацию можно подчерпнуть, если заглянуть в Википедию:

Никотин — сильнодействующий нейротоксин и кардиотоксин.

В среднем достаточно 7 секунд после вдыхания табачного дыма, чтобы никотин достиг мозга. Период полувыведения никотина (период, за который половина полученной дозы никотина будет выведена из организма) составляет около двух часов.

Табачный дым содержит радиоактивный полоний-210, азот, водород и цианистый водород, метан, аргон — всего более 4000 соединений, многие из которых канцерогенны.





















338



Никотиновая зависимость

Обратимся к медицинской литературе. Никотиновая зависимость – это болезнь, которая имеет свою стадийность с характерными для каждой стадии симптомами.

1. Период проявления предвестников — знаменуется привыканием к курению. Еще нет зависимости. Человек курит время от времени, причем заканчивается это неприятными ощущениями: горечью во рту, тошнотой, иногда – рвотой. Может появляться сердцебиение, шум в ушах, двоение в глазах и головокружение. Иногда такие неопытные курильщики, получив слишком большую дозу никотина, могут упасть в обморок.

2. Начальная стадия. Длится как правило от 1 до 5 лет. В этот период курение приносит удовольствие. После выкуривания сигареты возникает легкая эйфория: человек чувствует себя расслабленно, он полон сил, работоспособность, концентрация внимания, а иногда и усвояемость новых знаний повышается. Приятные ощущения, связываемые с курением, вызывают навязчивое желание курить снова и снова, к тому же именно на начальной стадии растет устойчивость к никотину, как к яду, поэтому дневная «доза» увеличивается до 10-15 сигарет. На этом этапе физической зависимости еще нет, и пациент может подавить навязчивое желание покурить волевым усилием. Большинство тех, кто сумел бросить курить, сделали это именно на начальной стадии.

3. Хроническая стадия. Эта стадия знаменуется появлением не только психической, но и физической зависимости. Понять это несложно: если при попытке прекратить курение появляется недомогание: головная боль, тяжесть в голове, бессонница, раздражительность, если сложно сосредоточиться, снижается работоспособность – это говорит о наступлении второй стадии болезни. Устойчивость организма к яду (никотину) становится максимальной, поэтому такие пациенты курят 1-2 пачки сигарет в сутки. Иногда появляется навязчивое желание курить все время, сигарету за сигаретой. Хроническая стадия длится от пяти до двадцати лет. Именно в этот период, как правило, начинают сказываться на здоровье последствия табакокурения.

4. Поздняя стадия. Компенсаторные механизмы организма истощается, что проявляет себя снижением устойчивости к никотину: теперь становится достаточно меньшего числа сигарет. Пациент перестает получать удовольствие от курения: оно больше не улучшает настроения, не повышает работоспособности. Человек курит автоматически, по привычке. При попытке отказаться от курения возникают признаки абстиненции: тяжесть в голове и головные боли, иногда очень выраженные, головокружение, нервозность, потливость, сердцебиение. Нарушается сон и аппетит, появляется жажда. Пациенты могут жаловаться на ухудшение памяти, неспособность сконцентрироваться на работе, подавленность.

На последней стадии соматические заболевания «расцветают махровым цветом»: выявляются злокачественные образования (рак), случаются инфаркты, инсульты, учащаются пневмонии, развивается бронхиальная астма. Достигает тяжелой стадии обструктивная болезнь легких (тот самый «бронхит курильщика»), когда одышка и кашель значительно нарушают качество жизни. Атеросклеротическое поражение сосудов знаменуется развитием облитерирующего артериита, гангренами. Нарушение обменных процессов приводит к сахарному диабету.

Психологические аспекты курения

Но дело не только в никотине. Сигарета выполняет еще и социальную функцию. Так, люди неуверенные в себе и застенчивые курят, потому что курение помогает им набраться храбрости (психотропное действие никотина). Кроме того, такой курильщик занимает неловкие паузы затяжками. Курение помогает наладить контакт: например, появляется повод отправиться в курилку, где обсуждаются последние новости. Или можно попросить прикурить, чтобы начать разговор. Импульсивные люди курят чаще остальных. Это объясняется отчасти их легкомысленным отношением к своему будущему: «Сейчас мне хорошо, а дальше видно будет». С точки зрения сиюминутной пользы, такой человек выгадывает минутку, чтобы подумать над ситуацией, а не принимать первое пришедшее в голову решение.

Дети и подростки берутся за сигарету по нескольким причинам. Из любопытства. Из желания подражать взрослым или кумиру. А также нередко потому, что в семье с такими детьми не считаются, их мнение не принимается в расчёт. Поэтому курение для подростка – способ протеста, демонстрации «взрослости и самостоятельности».

Известно, что курящие люди едят меньше, поэтому для дам с лишним весом сигарета бывает нужна, чтобы похудеть. К тому же это один из немногих социально «разрешенных» способов знакомства, где инициатива идет от женщины: мало кто найдет что-то зазорное в кокетливом вопросе «У вас огоньку не найдется?». В баре, сидя у барной стойки, девушки нередко поигрывают длинной «модной дамской» сигареткой в поисках кавалеров. Зачастую к пагубной привычке пристращаются люди, чтобы приобщиться к понравившейся компании, которая курит. Да и в общем: сам процесс курения, затягивание дымом, стимулирует оральную зону, что на уровне инстинктов (вспомните сосание груди младенцем) вызывает чувство успокоения, защиты.

Но, несмотря на такое обилие полезных функций сигареты, курение очень вредно. Если у вас есть сложности с общением, гораздо лучше сделать финансовое вложение в консультацию психолога, нежели ежедневно покупать сигареты. Как говорится, и дешевле, и безопаснее, и эффективнее. Удивительно, но многие курильщики, несмотря на доступность и обилие достоверной информации о вреде табака, убеждены в том, что разговоры о вреде курения – не более, чем страшилки. К сожалению, осознание реальной ситуации у таких курильщиков часто происходит тогда, когда уже стоит диагноз онкологического заболевания, или же человек оказывается парализованным в результате инсульта, или случается инфаркт, и время вспять уже не повернуть. Поэтому следующий цикл статей собрал в себе данные о вреде курения, проверенные статистическими исследованиями.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологические аспекты подросткового курения

Автор: Решетова Юлия Андреевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Литературно -музыкальная композиция "Спасти одноклассника" "
    ["seo_title"] => string(59) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-spasti-odnoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "242240"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445425807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства