1. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который выражает твое мнение.
2. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто врать.
3. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не попросит.
4. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
5. Слушать говорящего, не перебивать.
6. Право на личное мнение есть у каждого.
7. Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
З. Если вы не выбрали профессии, то какие профессии вам нравятся? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ваши намерения после окончания 9 - го класса?
а) буду работать
б) попробую поступить в колледж, ПУ
в) пойду учиться в 10 - й класс
г) затрудняюсь ответить
5. Назовите источники ваших знаний о профессии:
а) чтение специальной литературы
б) беседы с людьми разных профессий
в) из телепередач
г) откуда - то ещё
6. Предпринимаете ли вы что - нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
а) не вижу в этом необходимости
б) хотелось бы что - нибудь сделать, но не знаю, с чего начать
в) частично готовлюсь
г) да, я готовлюсь к будущей профессии
7. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете?
а) изучаю индивидуальные особенности своей личности
б) интересуюсь требованиями к выбранной профессии
в) изучаю свои личные затруднения выбора той или иной профессии, их причины
г) знакомлюсь с учебными заведениями и правилами приёма
д) читаю справочники для поступающих
е) начал заниматься с преподавателями вне уроков, посещаю кружки по интересующим предметам
8. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать специалист той
Какие свойства характера вы отмечаете у себя?_________________________________________________________________________________________________________________________________
Черты характера «Свои»
Помогают в жизни Мешают в жизни
ЗАНЯТИЕ 3
Мой тип мышления, способности
Тест «Художник или мыслитель»
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Лист ответов к заданию
Л
П
1
3
Л=
2
4
П=
5
6
8
7
9
10
ЗАНЯТИЕ 4
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Упражнения
А.Слова.
В течение 40 секунд нужно запомнить слова, написанные на плакате или на доске. Затем записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер слова. Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в %.
Б. Числа.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами.
Эффективность запоминания вычисляется, как и в первом задании. Среднюю продуктивность вы получите, найдя среднее арифметическое.
90—100% — отличная память,
71—90% — очень хорошая,
51—70% — хорошая,
31—50% — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.
Как улучшить память
Постановка цели. Ставь цель запомнить надолго. Заучивай с желанием знать и помнить.
Использование разнообразного наглядного материала. Рассматривай схемы, таблицы, фотографии, смотри кинофильмы.
Использование логической организации материала. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
Правильная организация процесса заучивания.
- Заучивай и повторяй небольшими дозами.
- Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
- После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
- Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные – разбивай на порции.
- Начинай повторять до того, как материал стал забываться
- Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
- Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори
Включение в процесс запоминания всех видов памяти.
-Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше - действуй!
Воспроизведение заучиваемого материала вслух.
Применение мнемотехнических приемов (при запоминании материала, в котором преобладают механические связи). Цвета спектра, например, поможет не забыть такая фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
ЗАНЯТИЕ 5
Темперамент и выбор профессии
• Темперамент - это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека
Опросник Айзенка
Текст - опросник
Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11 .Ты веселый человек?
12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13.Многое ли раздражает тебя?
14.Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
16.Тебе можно доверить любую тайну?
17.Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18.Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19.Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20.Ты когда-нибудь говорил неправду?
21.Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22.Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23.Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?
24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
25.Ты обычно весел и всем доволен?
26.0бидчив ли ты?
27.Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
30.Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31 .Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32.Ты любишь иногда похвастаться?
33.Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34.Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35.Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36.Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37.Тебе часто снятся страшные сны?
38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
39.Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40.Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
41 .Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42.Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
43.Ты любишь шумные и веселые игры?
44.Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
45.Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
46.Ты любишь часто ходить в гости?
47.Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
48.Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
49.Тебя считают веселым человеком?
50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51 .Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать
участие в общем веселье?
52.Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53.Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54.Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55.Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
56.Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на дискотеке?
60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал чего-нибудь не подумав?
ЗАНЯТИЕ 6
САМООЦЕНКА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Упражнение «Моя линия жизни»
- сколько лет ты планируешь прожить (рисует линию и затем на ней ставит отметки)?
- чего ты планируешь достичь через 5 лет?
Самоопределение - это определение себя в дальнейшей жизни.
Профессиональное самоопределение - это определение себя относительно какой - либо профессии или трудовой деятельности и самореализация в этой сфере.
Профессиональное самоопределение - это определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личностных качеств»
Самооценка - это способность оценивать себя самого.
Самооценка - это оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Практическая работа. Для закрепления материала учитель дает учащимся задания на исследование самооценки и выявление ее уровня
Методика «Лесенка»
ЗАНЯТИЕ 7
Знаешь ли ты себя?
Сейчас каждый из нас попытается ответить на вопрос, что же меня окружает, чем я отличаюсь от других людей. Возьмите лист, в центре напишите букву «Я», нарисуйте стрелочки в разные стороны и попытайтесь ответить на вопрос «Кто Я?». Например: я - друг, ученик, сын, пешеход, внук и т.д.
Я
Вопросы:
Понравились ли тебе наши занятия?_____________________________________
Что ты ждешь в следующем году?_______________________________________
Изменился ли твой выбор профессии?____________________________________
ЗАНЯТИЕ 8
Профессиональный тип личности
Методика «Модифицированный тест Холланда»
Предлагается оценить верность ряда перечисленных ниже утверждений.
Утверждение 1. Вы - «практик», склонный заниматься конкретными делами, и предпочитаете работу, приносящую конкретные, ощутимые результаты для себя и для других; вы любите физический труд; вас интересует работа с техникой (сложной и простой); вас интересует деятельность, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков.
Утверждение 2. Вы - скорее «теоретик», чем практик. Вы склонны заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Вы предпочитаете: работу, приносящую «радость познания», а иногда и «радость открытия», умственный труд; работу, требующую абстрактного склада ума, способностей к анализу, систематизации знаний, широкого кругозора, определенного культурного уровня.
Утверждение 3. Вы - «коммуникатор», любящий работать с людьми и для людей, поэтому Вас заинтересовала бы работа, связанная с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, помощью нуждающихся и т.п. Для Вас окажется интересной эмоционально насыщенная, живая, разнообразная работа, предполагающая достаточно интенсивное взаимодействие с людьми; связанная с выполнением некой общественной миссии, требующая умения общаться, речевых навыков и т.п.
Утверждение 4 Вас заинтересовала бы «бумажная работа» (с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств, вы любите все упорядочивать и классифицировать. Для Вас оказалась бы предпочтительней работа, связанная с обработкой информации, в том числе с расчетами, вычислениями; с конкретным, четким кругом обязанностей; работа спокойная, размеренная, без особого риска, требующая точности, аккуратности, внимательности, усидчивости; не связанная с частым общением, необходимостью управлять людьми, отвечать за их действия.
Утверждение 5. вы - «организатор и «инициатор, ориентированный на активную преобразовательную деятельность. Вы предпочли бы работу, дающую относительную свободу, самостоятельность; обязательно престижную, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу, где есть азарт, риск, разнообразие, требующую инициативности, предприимчивости, организаторских навыков, воли, умения брать ответственность анна себя.
Утверждение 6. Вы, скорее, «свободный художник» (в прямом и переносном смысле слова). Вас заинтересовала бы деятельность, связанная с созданием эстетических ценностей, развитием культуры. Вы предпочли бы виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения, где нет жесткого режима, формальностей; работу, дающую простор фантазии, воображению, требующую развитого эстетического вкуса, специальных способностей (художественных, литературных, музыкальных).
Утверждения
Абсолютно верно
Скорее
верно, чем
нет
Неверно
Не знаю
1
2
3
4
5
6
ЗАНЯТИЕ 9
Алгоритм выбора профессии
«Мне нужна такая профессия, чтобы_________________________________
Выбирая профессию, человек должен учитывать три главных вопроса:
Что он хочет;
Что может;
Что для этого нужно.
Я хочу
Я могу
Мне нужно
ЗАНЯТИЕ 10
Занятие – практикум
«Диагностика индивидуальных особенностей личности»
Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака « + » или « - » следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
Лист ответов
№ п/п
ответ
№ п/п
ответ
№ п/п
ответ
№ п/п
ответ
1
7
13
19
2
8
14
20
3
9
15
21
4
10
16
22
5
11
17
23
6
12
18
24
Способность к самоутверждению
Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.
При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
Считаю, что во всехделах нужно полагаться прежде всего на себя.
Всегда, когда мне предстоит выполнить важное гадание, я все тщательно анализирую.
Своему успеху в учебе я обязан только себе.
Усердие - это основная моя черта.
Меня привлекает ответственная работа.
Мои друзья считают меня волевым человеком.
Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
Я стремлюсь к самоутверждению.
Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
По отношению к себе я более строг, чем к другим.
Я никогда неоткладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
Неудачи меня не пугают.
Я твердо стремлюсь добиться своего.
Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю paзгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Любители Вы риск?
Требования к. выполнению теста. Из двух ответов на каждый вопрос нужно выбрать тот, который лучше всего отражает собственную точку зрения и с помощью знаков « + » или « - » вписать их в «Лист ответов».
Лист ответов
№п/п
Согласен
Не согласен
№п/п
Согласен
Не согласен
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
16
8
17
9
18
1. Не люблю непредсказуемых событий.
2. Отправляясь на вокзал, я предпочитаю выехать значительно раньше, чтобы спокойно ожидать отправления поезда.
3. Не люблю браться за работу, в которой может оказаться много непредвиденных трудностей.
4. Чего я больше всего боюсь, так это неудач.
5. Люблю действовать по настроению и наудачу.
6. Люблю «высовываться», даже в тех случаях, когда это не очень оправдано.
7. Предпочитаю избегать таких ситуаций, в которых я чувствую себя не на высоте.
8. Препятствия я воспринимаю скорее как возможность испытать и проявить себя, чем как досадную помеху.
9. В наше сложное время осторожность необходима как никогда.
Жизнь — это путешествие, а какое же путешествие без приключений!
Я хотел бы, чтобы моя жизнь текла гладко и без непредсказуемых событий.
12. Мне нравится работа, связанная с разнообразными задачами, в которой можно столкнуться с неожиданными сложными проблемами, новыми поворотами, даже с некоторой опасностью.
13. Берясь за какое-то новое для меня дело, я всегда тревожусь за успех.
14. Иногда я высказываю такие мнения, которые не нравятся окружающим.
15. Я хотел бы попробовать прыгнуть с парашютом.
16. Не люблю выступать перед большой аудиторией.
17. Люблю читать о людях, жизнь которых полна приключений и риска.
18. Если бы мне представился выбор, провести ли жизнь в мире, тишине и довольстве, либо испытать многое в бурной жизни, я бы выбрал второе.
ЗАНЯТИЕ 11
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
Социальный заказ - это потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Работодатель – это человек, имеющий финансовые, юридические и иные возможности приобрести труд работника и делающий это.
Работник – лицо, работающее по рудовому договору (контракту), подчиняющееся трудовому распорядку предприятия (учреждения).
Задание: проанализировать объявления в газетах о приеме на работу. Ответить на вопросы:
- представители каких профессий наиболее часто встречаются в этих объявлениях?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- какие требования предъявляют работодатели к кандидатам на вакантные места?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 12
Карьера, виды карьеры. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
Карьера - успешное продвижение по выбранному пути и, как следствие, получение более высокого статуса, больших полномочий, власти, денег.
Карьера - это сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни.
• Должность - это определенный статус человека, обусловленный обязанностями, возложенными на него для безусловного выполнения.
ЗАНЯТИЕ 13
Обобщение. Построение ЛПО
Анкета жизненного и профессионального самоопределения
Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своем будущем. Укажи свои данные и ответь на следующие вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.