Дети с нарушениями зрения нуждаются в профессионально оринтированной помощи при выборе будующей профессии. Необходимо определить профессиональные предпочтения и склонности и соотнести их с индивидуальными возможностями каждого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профориентация обучающихся с нарушениями зрения»
«Профессиональное самоопределение детей с заболеваниями органов зрения»
Социальная политика современного Российского государства расширяет возможности трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Ряд нормативных правовых актов регулирует отношения, возникающие в связи с квотированием рабочих мест для трудоустройства инвалидов. С 2012 г. активно разрабатываются мероприятия, направленные «на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Как показывают многочисленные исследования, в большинстве случаев дефекты зрения – это врожденные или рано приобретенные дефекты, которые значительно усложняют ориентировочно-поисковую деятельность детей и снижает их активность.
В дальнейшем нарушения в сфере чувственного познания ограничивают возможности формирования у таких детей образов воображения. Недостатки чувственного опыта компенсируются в процессе реабилитационной работы с помощью мыслительных операций анализа и синтеза. Дефекты зрения вызывают сложности при сравнении объектов, следовательно, дети затрудняются в их классификации и систематизации; часто усваивают понятия догматически и формально ими оперируют.
В зависимости от вида и степени нарушения зрения выделяют такие особенности психики, как изменения эмоционально-волевой сферы, системы взаимодействия анализаторов, специфическое формирование образов, понятий, речи; нарушение соотношения образов и понятий в мышлении. Социальная депривация и ошибки семейного воспитания приводят к проблемам коммуникации с обычными сверстниками и взрослыми, формированию негативных черт характера.
Врачами отмечаются патология вегетативной нервной системы и соматическая ослабленность у значительной части детей с нарушениями зрения. Нарушения физического развития и сенсорного контроля усложняют пространственную ориентацию детей, свободу их передвижения и, как следствие, приводят к снижению двигательной активности, недостаточной мотивации к труду.
Такие дети часто затрудняются в самостоятельном выборе профессии. Сенсорная и социальная депривация характерны для них, и они могут сделать неадекватный выбор. Организуя работу по профессиональной ориентации, необходимо учитывать, что к слепым и слабовидящим людям на производстве будут предъявлять такие же профессиональные требования, как и к зрячим сотрудникам. Иными словами, они должны быть полноценными работниками. Поэтому важно сделать правильный выбор профессии.
Трудовые возможности слепых и слабовидящих нельзя назвать узкими. Всероссийское общество слепых выделяет многочисленные сферы деятельности, в которых могут работать люди с различными нарушениями зрения. Это прессово-штамповочное производство; деревообработка и изготовление мебели; механическая обработка металлов и других материалов; изготовление посуды из фарфора и фаянса, игрушек, тары, галантерейных и других изделий; конторско-канцелярские работы, финансовая деятельность, инженерно-технические работы; полиграфические работы; материально-техническое снабжение; работа на складе; нотариальное и юридическое обслуживание; рекламные и макетные работы, дизайн; культурно-просветительская деятельность и искусство; наука и научное обслуживание; образование; здравоохранение; сфера бытового обслуживания; пищевая промышленность; сельское хозяйство, индивидуальное предпринимательство и другие .
Ученые отмечают, что у людей с нарушениями зрения затрудняется усвоение трудовых навыков механизированного труда при частом переключении видов деятельности и изменениях производственно- технических условий. Чтобы избежать этого, необходимо детальное разделение труда, специализация на ограниченном количестве операций, закрепление за каждым человеком определенного рабочего места, оборудования, инструментов, приспособлений. Особое значение приобретает обеспечение производственной безопасности.
Нередко люди с патологиями зрения выбирают интеллектуальный труд и становятся философами, историками, юристами, учеными, поэтами, музыкантами, учителями и т. д. В недалеком прошлом эти профессии были недоступны для большинства слепых и слабовидящих, так как они требуют получения высшего образования. Теперь этот барьер частично снят. Студенты с нарушениями зрения учатся в высших учебных заведения и успешно продолжают свою трудовую деятельность .
Таким образом, школьники с заболеваниями органов зрения нуждаются в профессионально ориентированной помощи в выборе будущей профессии. Необходимо определить профессиональные интересы, предпочтения, склонности личности к различным сферам профессиональной деятельности. Важно знать особенности личности ребенка, его мотивацию выбора профессии.
Поднять моральный дух могут рассказы о великих людях, которые так же страдали от недостатка зрения. Очень важная информация для старших школьников – мониторинг рынка труда, так как инвалиду по зрению сложнее быть конкурентоспособным, чем обычному человеку. Важно проводить беседы по формированию навыков общения с будущими работодателями.
Выпускник школы должны иметь:
• определённый уровень психологической компетенции за счет вооружения соответствующими знаниями и умениями, потребность в самосовершенствовании;
• положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности; уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
• знания о специфике профессиональной деятельности и о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
• возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.