Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации в условиях ФГОС»
Топорова Светлана Сергеевна педагог - психолог
Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации в условиях ФГОС
«Какое ужасающее противоречие в том
что ребенок, рожденный и предназначенный
непосредственно для радостного и невинного наслаждения
жизнью, сам на себя накладывает руки»
А.Байер
Способность человека самостоятельно прекращать собственное существование (самоубийство) привлекает к себе внимание исследователей уже не одно столетие. В буквальном переводе «суицид» - убийство себя. Самоубийство – неестественная смерть, насильственная. Суицидальной активностью можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицид может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
Мифы о суициде
Миф 1. Самоубийства совершают только больные люди. Истина, однако, заключается в том, что среди самоубийц психически больных не больше, чем среди остального населения.
Миф 2. Самоубийство является исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя. Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой – либо из сфер его жизни. Внимание к проблемам ближнего может предотвратить роковой шаг.
Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких никогда не совершит суицид. Истина же в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.
Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида. Истина же в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок часто (в 50 % случаев) ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».
Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии ребят, склонных к депрессии, так как такие разговоры могут его спровоцировать. На самом же деле, подростки и юноши, имеющие суицидальные мысли, могут получить облегчение, разговаривая о своих чувствах, переживая так называемый «катарсис».
Миф 6. Ребенок перед самоубийством не будет говорить о своих намерениях, т.к окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы, т.е ребенок почти всегда предупреждает окружающих о своих намерениях.
Миф 7. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершенно то или иное самоубийство. Это не так. Любые рассказы о суициде ведут к новым суицидальным попыткам.
Говорить с детьми и подростками о суициде недопустимо – в этом случае суицидальный риск повышается! Как же тогда осуществлять профилактику? Скрытая профилактика – единственно возможная профилактика суицида в образовательной организации. Следует учитывать тот факт, что муссирование темы суицида порождает целую вереницу суицидальных попыток у подростков и запускает механизмы демонстративных суицидов, манипулирования со стороны детей родителями и педагогами с угрозами совершения самоубийства. Профилактика суицида в работе должна носить косвенный (каузальный) характер и направляться на помощь в овладении навыками регуляции своего эмоционального состояния, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, а также навыкам эмпатического общения и поддержки. Такая профилактика должна включать в себя помощь подростку и родителям в выстраивании бесконфликтных отношений в семье, поддержку подростка в овладении навыками общения со сверстниками. Именно такая профилактика называется скрытой.
Памятка для подростков и юношества «Когда следует обращаться к психологу»
Вам необходима помощь профессионального психолога, если вы переживаете следующие проблемы:
Вы чувствуете, что грусть, апатия, отсутствие мечты и надежды начинают подавлять вас.
Жизнь кажется бесполезной, бессмысленной, возникают мысли о смерти, возможно, вы даже думаете о самоубийстве.
Постоянная усталость, утомление мешают вам сконцентрироваться и принять какое – либо решение, собраться и что то сделать.
Все вокруг воспринимаете угрожающим и чувствуете себя одиноким, непонятым, отвергнутым.
Низкая самооценка мешает вам достичь цели, воплощать в жизнь ваши мечты и желания, препятствует серьезным отношениям.
Вы думаете, что неудача целиком захватила вас, что все в вашей жизни идет плохо, и ничего не будет меняться к лучшему.
Вы измучены страхом, который мешает вам выходить на улицу, общаться с другими людьми, находиться в замкнутом пространстве, говорить публично, путешествовать, развивать свои способности.
Беспокойство и тревога проявляются ежедневно, нарушают ваш покой и стабильность жизни, лишают вас уверенности в завтрашнем дне.
Если стресс начинает проявляться через психосоматические симптомы: бессонница, проблемы пищеварения, сердечно – сосудистые и другие проблемы.
Если вы чувствуете себя постоянно в нервном напряжении и почти в любой ситуации теряете контроль, можете ответить агрессивностью или срываетесь на плач.
Молчание, грубость или крик заменяют диалог, и проблемы в общении портят отношения с людьми, которые вас окружают.
Вы замечаете, что курение употребление алкоголя, наркотиков, игра превращающаяся в зависимость, о которой вы не сможете избавиться, и которая наносит серьезный ущерб вашей жизни или жизни тех людей, которые вас окружают.
Если потеря близкого человека вызывает длительную депрессию.
Помните, что обращение за профессиональной помощью отнюдь не является слабостью, а, наоборот, говорит о мужестве и решимости.
Выявление предрасположенности обучающихся к суициду в деятельности психолога образовательной организации предполагает использование всего арсенала диагностических методик, имеющих целью оценку особенностей состояния и развития эмоциональной и личностной сферы. Работа с проективной методикой «Несуществующее животное» позволяет проанализировать проекцию самоотношения испытуемого, его общее эмоциональное состояние через настроение рисунка, наличие и выраженность внутреннего конфликта. Особую роль в проведении данной методики приобретает диагностическая беседа о сюжете и главном герое рисунка.
Для диагностики эмоциональных отношений в семье, ее микроклимата, взаимоотношений между ее членами зачастую используют проективную методику «Рисунок семьи». С целью более образного проецирования характерологических особенностей членов семьи и характера эмоциональных связей между ними можно предложить учащимся изобразить свою семью в виде несуществующих животных. При этом, в диагностической беседе следует сделать акцент на вопросах, позволяющих выяснить, кто и почему из членов семьи изображен в роли конкретного несуществующего животного.
С целью диагностики типа акцентуации возможно использовать «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков» МПДО. При этом важно понимать связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. Попытками к совершению демонстративного суицида отличаются подростки демонстративного, гипертимного, гипертимно – неустойчивого, возбудимо – демонстративного типа акцентуации. К аффективному суициду склонны подростки лабильного, сенситивного, возбудимого, неустойчиво – демонстративного типа акцентуаций.
С целью диагностики степени нервно – психической неустойчивости учащихся возможно применить следующие методы: ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии), «Прогноз», «САН» (самочувствие, активность, настроение), ШС (шкала самооценки Спилберга – Ханина), ЛД (личностный дифференциал), МИПТ (методика измерения подростковой тревожности)
Диагностика психоэмоционального состояния с помощью цветового теста М. Люшера (позволяет спрогнозировать степень выраженности отклоняющегося поведения).
В ситуации суицидального риска главное – убедить подростка обратиться к специалистам: психиатрам и психотерапевтам. Терпеливо помогайте осознавать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, священников, общественные организации, к которым можно обратиться.
Список литературы:
Суицид в подростковой и молодежной среде: профилактика, выявление, психологическая помощь: методическое пособие/С.В Кудинова, М.Н. Прозорова. – Вып. 3. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 55 с. – (Серия «Воспитание и развитие личности в условиях ФГОС»)
Парфентьев, У. Детский суицид: «черная» статистика. Информационная образовательная сеть. http://www.eurekanet.ru/ ewww/promo print/17265. html