kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

При заблаговременной диагностике внутренней активности суицид может быть предотвращен.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации в условиях ФГОС»

Топорова Светлана Сергеевна педагог - психолог

Профилактика суицидального поведения школьников в образовательной организации в условиях ФГОС

«Какое ужасающее противоречие в том

что ребенок, рожденный и предназначенный

непосредственно для радостного и невинного наслаждения

жизнью, сам на себя накладывает руки»

А.Байер

Способность человека самостоятельно прекращать собственное существование (самоубийство) привлекает к себе внимание исследователей уже не одно столетие. В буквальном переводе «суицид» - убийство себя. Самоубийство – неестественная смерть, насильственная. Суицидальной активностью можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицид может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Мифы о суициде

Миф 1. Самоубийства совершают только больные люди. Истина, однако, заключается в том, что среди самоубийц психически больных не больше, чем среди остального населения.

Миф 2. Самоубийство является исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя. Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой – либо из сфер его жизни. Внимание к проблемам ближнего может предотвратить роковой шаг.

Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких никогда не совершит суицид. Истина же в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида. Истина же в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок часто (в 50 % случаев) ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии ребят, склонных к депрессии, так как такие разговоры могут его спровоцировать. На самом же деле, подростки и юноши, имеющие суицидальные мысли, могут получить облегчение, разговаривая о своих чувствах, переживая так называемый «катарсис».

Миф 6. Ребенок перед самоубийством не будет говорить о своих намерениях, т.к окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы, т.е ребенок почти всегда предупреждает окружающих о своих намерениях.

Миф 7. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершенно то или иное самоубийство. Это не так. Любые рассказы о суициде ведут к новым суицидальным попыткам.

Говорить с детьми и подростками о суициде недопустимо – в этом случае суицидальный риск повышается! Как же тогда осуществлять профилактику? Скрытая профилактика – единственно возможная профилактика суицида в образовательной организации. Следует учитывать тот факт, что муссирование темы суицида порождает целую вереницу суицидальных попыток у подростков и запускает механизмы демонстративных суицидов, манипулирования со стороны детей родителями и педагогами с угрозами совершения самоубийства. Профилактика суицида в работе должна носить косвенный (каузальный) характер и направляться на помощь в овладении навыками регуляции своего эмоционального состояния, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, а также навыкам эмпатического общения и поддержки. Такая профилактика должна включать в себя помощь подростку и родителям в выстраивании бесконфликтных отношений в семье, поддержку подростка в овладении навыками общения со сверстниками. Именно такая профилактика называется скрытой.

Памятка для подростков и юношества «Когда следует обращаться к психологу»

Вам необходима помощь профессионального психолога, если вы переживаете следующие проблемы:

  • Вы чувствуете, что грусть, апатия, отсутствие мечты и надежды начинают подавлять вас.

  • Жизнь кажется бесполезной, бессмысленной, возникают мысли о смерти, возможно, вы даже думаете о самоубийстве.

  • Постоянная усталость, утомление мешают вам сконцентрироваться и принять какое – либо решение, собраться и что то сделать.

  • Все вокруг воспринимаете угрожающим и чувствуете себя одиноким, непонятым, отвергнутым.

  • Низкая самооценка мешает вам достичь цели, воплощать в жизнь ваши мечты и желания, препятствует серьезным отношениям.

  • Вы думаете, что неудача целиком захватила вас, что все в вашей жизни идет плохо, и ничего не будет меняться к лучшему.

  • Вы измучены страхом, который мешает вам выходить на улицу, общаться с другими людьми, находиться в замкнутом пространстве, говорить публично, путешествовать, развивать свои способности.

  • Беспокойство и тревога проявляются ежедневно, нарушают ваш покой и стабильность жизни, лишают вас уверенности в завтрашнем дне.

  • Если стресс начинает проявляться через психосоматические симптомы: бессонница, проблемы пищеварения, сердечно – сосудистые и другие проблемы.

  • Если вы чувствуете себя постоянно в нервном напряжении и почти в любой ситуации теряете контроль, можете ответить агрессивностью или срываетесь на плач.

  • Молчание, грубость или крик заменяют диалог, и проблемы в общении портят отношения с людьми, которые вас окружают.

  • Вы замечаете, что курение употребление алкоголя, наркотиков, игра превращающаяся в зависимость, о которой вы не сможете избавиться, и которая наносит серьезный ущерб вашей жизни или жизни тех людей, которые вас окружают.

  • Если потеря близкого человека вызывает длительную депрессию.

Помните, что обращение за профессиональной помощью отнюдь не является слабостью, а, наоборот, говорит о мужестве и решимости.

Выявление предрасположенности обучающихся к суициду в деятельности психолога образовательной организации предполагает использование всего арсенала диагностических методик, имеющих целью оценку особенностей состояния и развития эмоциональной и личностной сферы. Работа с проективной методикой «Несуществующее животное» позволяет проанализировать проекцию самоотношения испытуемого, его общее эмоциональное состояние через настроение рисунка, наличие и выраженность внутреннего конфликта. Особую роль в проведении данной методики приобретает диагностическая беседа о сюжете и главном герое рисунка.

Для диагностики эмоциональных отношений в семье, ее микроклимата, взаимоотношений между ее членами зачастую используют проективную методику «Рисунок семьи». С целью более образного проецирования характерологических особенностей членов семьи и характера эмоциональных связей между ними можно предложить учащимся изобразить свою семью в виде несуществующих животных. При этом, в диагностической беседе следует сделать акцент на вопросах, позволяющих выяснить, кто и почему из членов семьи изображен в роли конкретного несуществующего животного.

С целью диагностики типа акцентуации возможно использовать «Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуации характера у подростков» МПДО. При этом важно понимать связь суицидального поведения с типом акцентуации характера. Попытками к совершению демонстративного суицида отличаются подростки демонстративного, гипертимного, гипертимно – неустойчивого, возбудимо – демонстративного типа акцентуации. К аффективному суициду склонны подростки лабильного, сенситивного, возбудимого, неустойчиво – демонстративного типа акцентуаций.

С целью диагностики степени нервно – психической неустойчивости учащихся возможно применить следующие методы: ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии), «Прогноз», «САН» (самочувствие, активность, настроение), ШС (шкала самооценки Спилберга – Ханина), ЛД (личностный дифференциал), МИПТ (методика измерения подростковой тревожности)

Диагностика психоэмоционального состояния с помощью цветового теста М. Люшера (позволяет спрогнозировать степень выраженности отклоняющегося поведения).

В ситуации суицидального риска главное – убедить подростка обратиться к специалистам: психиатрам и психотерапевтам. Терпеливо помогайте осознавать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, священников, общественные организации, к которым можно обратиться.





Список литературы:

  1. Суицид в подростковой и молодежной среде: профилактика, выявление, психологическая помощь: методическое пособие/С.В Кудинова, М.Н. Прозорова. – Вып. 3. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2014. – 55 с. – (Серия «Воспитание и развитие личности в условиях ФГОС»)

  2. Парфентьев, У. Детский суицид: «черная» статистика. Информационная образовательная сеть. http://www.eurekanet.ru/ ewww/promo print/17265. html














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Топорова Светлана Сергеевна

Дата: 31.01.2020

Номер свидетельства: 538004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства