Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39»
Ангарский городской округ
Проблема межличностных отношений между родителями и подростками
Индивидуальный итоговый проект
Руководитель: Коротких Алёна Игоревна
2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическая часть.
Взаимоотношения детей с родителями………………………………………...……3
1.1 Роль родителей в жизни детей…………………………………………………...3
1.2 Типы взаимоотношений между родителями и детьми…………………………4
1.3 Стили взаимоотношений родителей и детей……………………………………5
1.4 Конфликты в отношениях родителей и детей…………………………………..5-6
1.5 Стратегии поведения в конфликте……………………………………………6-7
1.6 Любовь и принятие родителем ребенка…………………………………………7-8
Глава 2. Практическая часть. Исследование
2.1 Анкетирование ……………………………………………………………….....9
2.2 Результаты тестирования……………………………………………………9-12
Заключение…………………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………….....14
Приложение 1………………………………………………………………………..15-16
Приложение 2 ……………………………………………………………………….16
Предложение 3……………………………………………………………………16-17
Введение
Семья-это важная составляющая любого человека, его поддержка и опора в трудную минуту. Родные люди придают нам чувство нужности и собственной значимости. Стремления любить и быть любимым заложены в нашейпсихике как важные потребности, которые оставаясь неудовлетворенными, приносят человеку много страданий и грусти.
Разногласия и конфликты родителей и детей в семье неизбежны и, как правило, болезненны для обеих сторон. Но часто причиной сложных отношений становится не сам факт ссоры, а то, как именно она проходит, ведь конфликт — обычная, нормальная часть коммуникации между людьми. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверителен и открыт всему новому. Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие.
Объект работы: подростковый возраст
Актуальность:
Сегодня проблема взаимоотношений родителей и подростков является одной из самых актуальных, потому что отношения в семье влияют на формирование личности, нравственных ценностей, взаимоотношениях в семье ребенка.
Цель: исследовать взаимоотношения подростков с родителями.
Задачи:
-изучить литературу по данной теме;
-определить роль родителей в жизни детей, типы и стили взаимоотношений;
-изучить проблемы взаимоотношений родителей и детей;
-описать особенности общения между родителями и детьми в семье;
-дать советы родителям и их детям
Глава 1. Теоретическая часть.
Взаимоотношения детей с родителями
1.1 Роль родителей в жизни детей
Роль родителей - «верховная власть». Зависимость подростка от родителей велика. От них зависит, в частности, удовлетворение его материальных и бытовых потребностей, что в подростковом возрасте имеет особое значение, т.к. во многом определяет положение в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.). Родители являются для подростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей более критично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметно снижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди. Вместе с тем, подростки хотят иметь таких родителей, которыми можно было бы гордиться и восхищаться и это является важным условием достижения подростком психологического комфорта. Родители, прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки.
Еще одной важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, информирование и содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. В этот период подросток вступает в период интенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, круг его общения быстро расширяется. Родители являются источником жизненного опыта и для подростка, при всем его стремлении к самостоятельности, жизненный опыт и помощь старших очень важны. Поэтому в возникновении личных проблем подростка их влияние является определяющим.
Особое значение для формирования моральных воззрений детей в семье имеют следующие факторы:
1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.
2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками.
3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.
4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.
5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.
1.2 Типы взаимоотношений между родителями и детьми
Принято выделять четыре основных типа отношений подростков с родителями:
1.Эмоциональное отвержение. Взрослый, не сумев принять изменения, произошедшие с его ребенком, начинает чувствовать к нему внутреннюю неприязнь. Однако родитель не может выйти за рамки с собственным ребенком, поэтому безразличие к внутренним проблемам ребенка маскируются чрезмерным контролем и излишней заботой, в которых повзрослевший ребенок уже не нуждается.
2.Авторитарный контроль. Если родитель полагает, что главное дело их жизни — это воспитание ребенка, то он часто может прибегать к практике запретов и манипуляциям. В результате подросток становится настолько подчиненным мнению родителей, что в дальнейшем уже не может самостоятельно принимать решения и подвергается заниженной самооценке.
3.Эмоциональное потворство. Ребенок является центром внимания всей семьи. Родители стараются всеми силами огородить подростка от дурного влияния сверстников. В итоге ребенок может реализовать себя только внутри семьи, где принимают его исключительность, однако в обществе у него могут возникнуть проблемы.
4.Потворствующее невмешательство.Этот тип взаимоотношений подростков и родителей основывается больше на собственном настроении взрослых, нежели на каких-либо принципах и нормах. Уровень контроля при таком типе отношений ослаблен и подросток самостоятельно руководствуется выбором компании и общения.
В нашей стране существуют разные типы семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей.
Если родители и дети не говорят о том, что больше всего их волнует, то общение неизбежно принимает формальный характер. Обе стороны чувствуют, что между ними существует некий психологический барьер, но убрать его не могут. Родители разговаривают только по поводу школьных успехов, одежды, денег и других вопросов, далеких от того, чем делятся между собой искренние друзья. С этого момента родители и дети перестали быть друзьями. В доме воцаряется казенная обстановка, а изливать душу, подростки уходят в подворотни и подъезды, туда, где есть «тусовка», свободные способы самовыражения.
1.3 Стили взаимоотношений родителей и детей
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.
1.4 Конфликты в отношениях родителей и детей
Проблемы, которые возникают между подростками и родителями, случаются довольно часто, но чаще всего не выливаются в ярко выраженные конфликты. Попробуем разобрать причины, из-за которых может возникнуть недопонимание.
1.Проблемы на почве неуспеваемости в школе.
2.Преждевременная самостоятельность
3. Старомодность и ограниченность родителей
Образ жизни:
выбор друзей и партнеров;
посещение вечеринок, дискотек, баров и т.д.;
характер времяпрепровождения и безделья;
время прихода домой и отхода ко сну;
выбор одежды или прически.
Ответственность:
выполнение хозяйственных работ по дому
заработок и расходование денег
бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью
пользование телефоном
работа вне дома
Ценности:
курение, употребление алкоголя и наркотиков
нецензурная речь и молодежный жаргон
лживость
сексуальная жизнь
несоблюдение законов
Взаимоотношения:
инфантильное поведение подростков
общая неблагоприятная атмосфера в семье и демонстративное неуважение к родителям
ссоры подростков с братьями и сестрами
сложных взаимоотношениях подростков с родственниками
Значит, нет на свете бесконфликтных семей, есть мало и многоконфликтные. Бояться следует не самих конфликтов, а неумения их разрешать и управлять ими.
1.5 Стратегии поведения в конфликте.
Соперничество
Стратегия, которая подразумевает отстаивание собственных интересов в ущерб интересам собеседника. Это означает, что человек уверен в своей правоте и хочет единолично одержать победу в споре. Основные действия, которые будет предпринимать в соперничестве человек: жесткий контроль поведения оппонента, давление и применение уловок, провокации и манипуляции, нежелание вступать в конструктивный диалог. Такой метод разрешения конфликтов имеет больше недостатков, чем преимуществ, и совсем не подойдет, если вы хотите сохранить отношения с собеседником.
Приспособление
Полная противоположность стратегии соперничества, которая характеризуется безоговорочным принятием позиции конфликтера. Человек убирает свои потребности и желания на задний план, чтобы не допустить конфликтной ситуации. Обычно так поступают люди с заниженной самооценкой и не умеющие отстаивать свою позицию. Для них характерны следующие действия: согласие с требованиями конфликтера, отсутствие претензий и проявление лести. Такая тактика может быть применима в тех случаях, когда предмет конфликта не имеет для вас особого значения, и вы хотите сохранить конструктивные отношения.
Избегание
Человек всячески пытается избежать конфликта и отложить важное решение на потом. Он не только не проявляет интереса к конфликтной ситуации, но и игнорирует позицию оппонента. Для него свойственно демонстративно уходить, отказываться от взаимодействия, отрицать важность конфликта, специально замедлять процесс решения, подавлять эмоциональные реакции. Такая стратегия может быть полезна только в одном случае, если вы не собираетесь продолжать отношения с оппонентом.
Компромисс
Тактика, при которой частично удовлетворяются интересы обеих сторон. Человек старается уравновешивать позиции, предлагать встречные варианты, стремится найти взаимовыгодное решение. Такая тактика является справедливой по отношению к обоим участникам спора, но не является конечной. В результате все равно необходимо вернуться к сути конфликта и найти оптимальное решение.
Сотрудничество
Субъект конфликта стремится разрешить ситуацию таким способом, чтобы полностью удовлетворить свои потребности и оппонента. То есть найти такое решение, которое будет выгодно всем. Для такой тактики свойственно анализировать предмет конфликта, рассчитывать ресурсы участников, чтобы отыскать общую выгоду, внимательно выслушать позицию собеседника. Данная стратегия имеет практически одни преимущества — способствует развитию доверия и долгосрочных межличностных отношений, принятию взаимовыгодных решений. Но не во всех конфликтах можно полностью удовлетворить основные желания каждого участника, в таком случае принцип сотрудничества только усложнит ситуацию.
1.6 Любовь и принятие родителем ребенка
Принятие ребенка – это основа его воспитания и укрепления связи с ним. Принимая ребенка, вы учитесь взаимодействовать с ним наиболее эффективно. Подросток - это уже не ребенок, но ещё и не взрослый человек. И это очень важно понимать. Это сложный период не только для родителей, но и, в первую очередь, для самого подростка. У вашего ребенка ещё не было опыта проживания подросткового возраста, и он сам не понимает, что с ним сейчас происходит. Поэтому, главная задача родителей - помочь прожить этот период максимально комфортно и без травм. Оказать поддержку и заботу, проявить любовь и терпение, дать понять ребенку, что вы готовы принять его любым.
Очень значимым чувством для ребёнка является любовь. Есть ещё в современном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке, независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации.
Нельзя искать причину только в ребёнке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребёнок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.
Глава 2. Практическая часть. Исследование
2.1 Анкетирование
Цель исследования: Исследовать проблемы взаимоотношений родителей и подростков.
Объект исследования:30 учащихся 9 классов МБОУ «СОШ» № 39 и 29 родителей учащихся.
Предмет исследования: Проблемы взаимоотношений с разных позиций.
Задачи:
Провести опрос
Проанализировать полученные результаты опроса и сформулировать выводы.
2.2 Результаты анкетирования:
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 6 (20%) учеников часто ссорятся со своими родителями, 10 (34%) учеников иногда ссорятся с родителями, а 14 (46%) учащихся редко ссорятся с родителями, можем увидеть это на графике (рис.1).
Рис. 1
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 2 (13%) учащихся считают, что конфликты чаще происходят с детьми до 11 лет, 26 (86%) учащихся считают, что конфликты чаще происходят с детьми от 11 до 18 лет, 2 (1%) считает, что конфликты чаще происходят после 18 лет, можем увидеть это на графике (рис.2).
Рис.2
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 6 (21%) учащихся считают, что зачинщиками конфликта являются дети, 11 (36%) учащихся считают, что зачинщиками конфликтов являются родители, 13 (43%) учащихся считают, что зачинщиками конфликтов являются обе стороны, можем увидеть на графике. (рис.3)
Рис.3
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 21 (70%) учащихся выбирают компромисс в качестве стратегии поведения, 4 (13%) учащихся выбирают уступку в качестве стратегии поведения, 1 (5%) учащийся выбирает уход в качестве стратегии поведения, 2 (6%) учащийся выбирает соперничество в качестве стратегии поведения, 2 (6%) учащихся выбирают сотрудничество в качестве стратегии поведения, можем увидеть на графике (рис.4).
Рис.4
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 6 (20%) учащихся считают, что в конфликте должны уступать родители, 4 (14%) учащихся считают, что в конфликте должны уступать дети, 20 (66%) учащихся считают, что в конфликте должны уступать обе стороны, можем увидеть на графике (рис.5).
Рис.5
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 18 (29%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является тяжелый характер ребенка,16 (25%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие взаимопонимания, 6(9%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является невозможность дать ребенку хороший уровень жизни, 3 (5%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является тяжелое материальное положение семьи, 10 (16%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие доверия, 5(8%) учащихся считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие авторитета родителей, 5 (8%) учащихся дают свой ответ, можем увидеть на графике (рис.6).
Рис.6
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 3 (10%) родителей часто ссорятся со своими детьми, 7 (23%) родителей иногда ссорятся с детьми, а 20 (66%) родителей редко ссорятся с детьми, можем увидеть это на графике (рис.7).
Рис.7
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 2 (6%) родитель считает, что конфликты чаще происходят с детьми до 11 лет, 27 (90%) родителей считают, что конфликты чаще происходят с детьми от 11 до 18 лет, 1 (3%) родителей считает, что конфликты чаще происходят после 18 лет, можем увидеть это на графике (рис.8).
Рис.8
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 5 (16%) родителей считают, что зачинщиками конфликта являются дети,2 (6%) родитель считает, что зачинщиками конфликтов являются родители,23 (76%) родителя считают, что зачинщиками конфликтов являются обе стороны, можем увидеть на графике. (рис.9)
Рис.9
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 23 (76%) родителя выбирают компромисс в качестве стратегии поведения,1 (3%) родитель выбирает уступку в качестве стратегии поведения,0 (0%) родителей выбирают уход в качестве стратегии поведения,0 (0%) родителей выбирают соперничество в качестве стратегии поведения,3(10%) родителей выбирают сотрудничество в качестве стратегии поведения, можем увидеть на графике (рис.10).
Рис.10
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 2 (6%) родитель считает, что в конфликте должны уступать родители,4 (13%) родителей считают, что в конфликте должны уступать дети 24 (80%) родителя считают, что в конфликте должны уступать обе стороны, можем увидеть на графике (рис.11).
Рис.11
При просмотре результатов опроса, можно увидеть, что 19 (63%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является тяжелый характер ребенка, 17 (56%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие взаимопонимания, 6 (20%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является невозможность дать ребенку хороший уровень жизни, 3 (10%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является тяжелое материальное положение семьи, 5 (16%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие доверия, 3 (10%) родителей считают, что чаще всего причиной конфликта является отсутствие авторитета родителей, 2 (6%) родителей дают свой ответ, можем увидеть на графике (рис.12).
Рис.12
Заключение
Конфликт в отношениях родителей и детей не возникает случайно и внезапно. Следствиями ускоренного темпа современной жизни часто являются родительская неподготовленность, непонимание особенностей переходного возраста, неготовность принять происходящие изменения, научиться правильно на них реагировать и помочь тем самым подростку пережить этот и для него тоже нелёгкий период. Поэтому мы рассмотрели проблемы взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая эту тему достаточно актуальной в современных условиях.
2. Как вы считаете, с детьми, какого возраста конфликты происходят чаще?
1. До 11 лет
2. от 11 до 18 лет
3. После 18 лет
3. Кто чаще является зачинщиком конфликтов между родителями и детьми?
1. Родители
2. Дети
3.Обе стороны
4.Какую стратегию поведения в конфликте выбираете вы?
1. Компромисс
2. Уступка
3. Уход
4. Соперничество
5. Сотрудничество
5. Как вы считаете, кто должен уступать в конфликте?
1. Родители
2. Дети
3. Обе стороны
6. Какие причины конфликта вы считаете самыми часто встречающимися в вашей семье?
1. Тяжелый характер ребенка
2. Отсутствие взаимопонимания
3. Невозможность дать ребенку хороший уровень жизни
4. Тяжелое материальное положение семьи
5. Отсутствие доверия
6. Отсутствие авторитета родителей
7. Свой ответ
Приложение 2.
Рекомендация подросткам.
Уменьшение эмоционального накала, перевод конфликта с эмоционального на рациональный уровень.
Не переходите на личность.
Конкретность. Необходимо избегать обобщений, полностью исключить слова: ты всегда..., ты постоянно...., ты все время...., ты каждый раз... и т.п. Они являются конфликтогенами, т.е. словами, провоцирующими конфликт. И пусть подросток действительно часто делает что-то такое, что вас не устраивает, раздражает, печалит. Все равно забудьте слова-конфликтогены.
Понятность.
Передавайте свои чувства и эмоции, используя «Я-высказывание». Вы говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации.
Старайтесь услышать и понять.
Приложение 3.
Рекомендации для родителей.
Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.
Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
Научите преодолевать трудности.
Постоянно контролируйте ребёнка, но без гиперопеки.
Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.
Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
Покупайте своему ребёнку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
Советуйте следить за своей внешностью.
Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.
Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)!
По материалам сайта Социальная сеть работников образования.