Примерный план проведения родительского собрания "Мой ребенок становится старше".
Примерный план проведения родительского собрания "Мой ребенок становится старше".
Мини лекция.
Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении.
Долгое время среди специалистов - ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей семья или школа? Наконец, большинство пришли к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности ее нравственные ценности, ориентации и убеждения.
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.
Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики.
По мнению педагогов механизмов в семейной педагогике
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Примерный план проведения родительского собрания "Мой ребенок становится старше". »
БАЯНДАМА
Тақырыбы: « Рухани- адамгершілік білім беру үдерісіндегі отбасы мен мектептің әрекеттестігі»
ДОКЛАД
Тема: « Взаимодействие школы и семьи в процессе духовно- нравственного образования»
«Ребенок —зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский.
Во все века люди ценили нравственность, воспитанность. Социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана и его молодежи.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивай ь происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
«Самопознание» является одним из практических ответов на возникшую потребность поиска новых подходов к развитию личности ребенка, к его нравственно-духовному образованию.
Предмет «Самопознания» направлен на обучение детей и молодежи нравственным ценностям, на формирование навыков конструктивного общения, на самораскрытие личностного потенциала, на поиск и обретение каждым себя в многогранном мире человеческих взаимодействий.
И работу эту необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, начинается нравственное самоопределение и становление самосознания.
У себя в школе мы нашли идеальных союзников в лине родителей наших учеников. Ведь именно семья является для ребенка тем миром, где он живет, учится любить и радоваться, сочувствовать и переживать, учится умению жить среди людей, постигает азы добра и зла.
Ребенок, прежде всего, должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом, гражданином Казахстана и только потом жителем планеты Земля. Поэтому, безусловно, необходима обратная связь, то есть работа с семьей. Сама проблема сотрудничества школы и родителей не нова, по сегодня она требует творческого подхода. Содержание учебной программы «Самопознание» предлагает тесное сотрудничество с семьей. Эту совместную деятельность мы осуществляем через индивидуальные беседы, праздники, домашние задания, открытые занятия, родительские собрания.
Помня о важности семейного воспитания, мы стараемся привлечь родителей к участию в воспитательном процессе. И очень большую роль в этом направлении нам оказывает учебник «Самопознание», учебно-методический комплекс к нему, предусмотренные для совместного выполнения с родителями домашние задания.
Несмотря на то, что «Самопознание» применяется в казахстанских школах всего лишь второй год, мы поняли, что для реализации этой программы нам необходима не просто помощь родителей, а их непосредственное, участие в занятиях. Начали мы с общих индивидуальных консультаций с опросников по проблеме. Здесь мы учитывали то, что родители более всех заинтересованы в развитии своего ребенка, и они способны эффективно включаться в учебно-воспитательный процесс, если видят путь практического применения полученных знаний. Тесное сотрудничество с родителями нам нужно было и для того, чтобы получить обратную связь. Во время первых бесед с родителями и в процессе анкетирования мы выяснили, что им не хватает практических знаний в воспитании и общении со своими детьми. Мы начали привлекать родителей к посещению этих занятий, поскольку I? этом случае им было легче выполнять домашнее задания. Учитывая, что современные родители очень заняты, мы внедрили в практику своей работы некоторые формы заочного общения, например, «Рекомендации месяца». Для этого мы подбираем изречения, цитаты о жизни, о воспитании. Подобранные цитаты вывешиваем на специальных информационных стендах для родителей, поэтому они запоминаются, отпечатываются в сознании и в дальнейшем применяются на практике.
Планируя свою работу с родителями, мы стараемся дать им возможность понять, что они сами должны быть такими, какими хотят видеть своих детей, что детей необходимо учить примером своей жизни.
Используя материал из учебно- методического комплекса, мы составляем сценарии семейных праздников. Подобные совместные праздники способствуют духовному обновлению взрослых и детей, превращаясь тем самым в праздники Любви и Добра, солнца и света, радости для всех. Кроме того, любая совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. В результате таких совместных праздников родители учатся понимать и чувствовать душу ребенка. Очень полюбились нашим учителям и родителям проводимые в школе тематические недели декады самопознания, различные конкурсы и выставки, совместные спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья. И сразу становится очевидным результат работы с родителями: они наиболее активные участники всех школьных мероприятий.
Для проведения занятий родительского лектория, встреч с родителями за круглым столом мы так же используем притчи, видеозаписи фрагментов уроков по самопознанию, где дети рассуждают, высказывают свое мнение на вопросы или проблему. В такие моменты родители заново открывают своих детей, видят их с неожиданной стороны. Очень часто им бывает трудно сдерживать слезы, а некоторые вынуждены задуматься над тем или иным высказыванием своего ребенка.
В суждениях детей, по мнению родителей, появились новые, более широкие понятия о добре, любви, радости, уважения, дружбе. При этом 84% родителей отмечают, что их дети значительно изменились к лучшему, особенно в отношениях е близкими, окружающими.
Как показывает опрос детей, уроки самопознания им очень нравятся. Вот какие отзывы мы получаем: «Я взрослею вместе с детьми и учусь быть терпимее и добрее в любых ситуациях». Мы искренне рады такой педагогике сотрудничества семьи и школы. Опытная работа в нашей школе показывает необходимость этого единения. Нели человека учат добру, в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей.
Мы уверенны, что наши воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научат бережно относиться к труду.
БАЯНДАМА
Тақырыбы: « 12 жылдық білімге көшу жағдайындағы бастауыш сынып оқушыларының білім деңгейіне әсер беруі»
ДОКЛАД
Тема: « Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников на 12 летнее образование»
Влияние процесса обучения на уровень развития младших школьников в условиях перехода на 12 летнее образование.
Современная школа требует радикальных изменений, позволяющих учащимся адаптироваться в динамично меняющемся мире, творчески реализовать себя в личной жизни, в будущей профессиональной деятельности.
Переход на 12-летнее образование- это, по существу, реформа всей национальной системы образования, предлагающая "формирование и развитие высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества ("Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан").
Развитие мышления.
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Что такое сформированное наглядно- действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где требуется умение работать по наглядному образцу, умение соотнести размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов) для решения поставленной задачи.
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе.
Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Наглядно - действенное формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельности, которая должна быть определенным образом организована и протекает под контролем и при специальном участии взрослого. Только полноценное развитие дошкольника обеспечивает формирование необходимого уровня наглядно-действенного мышления.
Дети приходят в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки логического или нагляднообразного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.
Что же делать, если у ребенка все-таки не сформировано нагляднодейственное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.)
Развитию наглядно - образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет с самостоятельно воплощает его.
Можно предложить целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом.
К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линии, не отрывая руки).
Упражнения со спичками помогут так - же развитию пространственного мышления. С этой целью, кроме перечисленных, можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые "Одним разрезом".
Наряду с этим можно использовать игры - головоломки, позволяющие всесторонне развивать функцию мышления путем усложнения условий задания.
В любом случае все стороны личностных новообразований ребенка не должны оставаться без внимания и родителям необходимо дать полную консультации по тем вопросам, которые возникли в результате обследования.
Младший школьный возраст очень уязвим, ведь именно в этом возрасте формируются основные привычки, правила поведения. Ведь недаром в народе говорят "Посеешь привычку, пожнешь характер".
Примерный план проведения родительского собрания
"Мой ребенок становится старше".
Мини лекция.
Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении.
Долгое время среди специалистов - ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей семья или школа? Наконец, большинство пришли к правильному выводу - не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности ее нравственные ценности, ориентации и убеждения.
Важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать.
Для эффективного воспитания ребенка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики.
По мнению педагогов механизмов в семейной педагогике
три:
прежде всего применяется подкрепление, поощряя ребенка за правильные действия и типично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в сознание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.
Второй механизм - идентификация (отождествление) себя с близкими, который ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.
Третий механизм - понимание.
Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
Родительский ринг.
Цель: изучение точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.
Задача:
Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся.
Ход ринга.
Объяснение темы ринга и его задач. Охват всех родителей находящихся в зале, и работа с ними.
Разделить родителей на 3 группы по 6 человек (стол, стулья, листы б.бумаги, маркеры). Родители обсуждают предложенную ситуацию выбирают спикера, который представляет ответ группы.
Ситуация первая. "Что делать, если..." В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит о чем-то думает. Не все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Продумать ответ психолога.
Ситуация вторая. В конце учебной четверти вы получили дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора, и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул?
Продумать ответ психолога.
Ситуация третья. Ребенок вырос, все чаще пытается ускользнуть из дома и все дальше где-то задерживается. Он по прежнему все выполняет, но вы чувствуете , что он живет своей жизнью, которая ему интересней. Вы страдаете, но не знаете, как поступить...
Продумать ответ психолога.
Ситуация четвертая. "Что делать, если..." Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявление таких качеств вы наблюдаете сами иногда это прорывается даже в ваш адрес.
(Запасной вариант)
Продумать ответ психолога.
В период, когда родители будут заниматься заданием: психолог читает рекомендации.
Создание благоприятной семейной атмосферы.
Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместной общение ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: "Какие оценки ты сегодня получил?"
Лучше задать нейтральный вопрос: "Что было интересно в школе?", "Чем сегодня занимались?", "Как дела в школе?".
Радуйтесь успехом ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
Терпеливо с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Ребенок должен чувствовать, что он любим.
Как часто вы говорите детям…
Я сейчас занят (а)...
Посмотри, что ты натворил!
Это надо делать не так...
Неправильно!
Когда же ты научишься?
Сколько раз я тебе говорила!
Нет! Я не могу!
Ты сведешь меня с ума!
Что бы ты без меня делал?!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если ребёнок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, неуверенным в себе.
Эти слова ласкают душу ребёнка..
Ты самый любимый!
Ты очень много можешь!
Спасибо!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу к тебе...
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость.
Расскажи мне, что с тобой
"Мой ребенок становится взрослым...”
Сколько человеческого счастья разбилось
вдребезги только потому,
что кто-то кому-то не сказал: "Извини”?
И.Д. Вильде.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми. Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии.
Подготовительная работа к собранию:
Тестирование учащихся.
Анкета для родителей.
Подготовка притчи для анализа родителями и рекомендаций по воспитанию трудного ребенка.
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, чаще всего употребляют такую фразу: "Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним". Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях? Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде, попробуем определить, кто он - трудный ребенок?
Родители определяют признаки трудного ребенка, и классный руководитель записывает эти признаки на доске. К примеру, трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; издевается и дерется с другими детьми; мешает проводить уроки и т. д.
И так, портрет трудности ребенка мы с вами определи.
Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. Для того, чтобы вам было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести материалы тестирования ваших детей по данной проблеме.
2. Анализ теста.
Дискуссия.
Причина детской неуправляемости.
Борьба за внимание родителей.
Борьба за самоутверждение.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Неверие в свой успех.
Анализ притчи.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему нужно было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя- милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все поступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один- единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись.
Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришел к наставнику. "Деньги твои .
Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорого стоит".
Мальчик повернулся и ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: "Эта история - не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывать".