Просмотр содержимого документа
«Понятие акцентуации характера»
Понятие акцентуации характера.
Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека, особенностях его психологического развития дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Именно по тому, что из возможных действий выбирает человек в той или иной ситуации, оценивается его характер. Эти особенности, выделяемые в поведении человека, называют чертами характера.
Черта характера – это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.
Все черты характера формируются у человека в ходе его жизни, а особенно в детском возрасте в результате психического развития. Нарушения в психическом развитии вызывают патологические изменения черт характера.
Чрезмерная выраженность этих черт и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Акцентуация характера всегда граничит с психопатией.
Ухудшение окружающей среды, в которой существует человечество, и резко возросшее число вредных психологических воздействий привело к увеличению распространенности нарушений психологического развития, и как последствия этого и нервно-психических расстройств, в механизме возникновения которых большую роль играют эмоциональные факторы.
Увеличение числа невротических расстройств и изменений личности связано с большой распространенностью вредных воздействий, приводящих к постепенному эмоциональному нарушению. В детском возрасте нередко возникают конфликты из-за переживания своей неполноценности и попыток ее преодоления самоутверждением.
Разные возрастные периоды в жизни ребенка имеют разное значение для возникновения тех или иных нарушений психологического развития и психологических расстройств.
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимание не только специалистов в области детской психологии, но и прежде всего родителей, воспитателей и учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания или выраженной акцентуации, вследствие нарушений психологического развития. По данным исследований А.И. Захарова, к окончанию младшей школы здоровых детей – меньше половины. Опасность выраженной акцентуации характера не в его тяжести (акцентуация – еще не психиатрический диагноз), а в том, что она может привести к неврозам, психопатиям и другим нервным заболеваниям, а также в отношении к этому. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки нарушений психологического развития у своих детей, вторая часть – если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (авось обойдется), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. По мнению психологов, к средним классам диагноз психологического нарушения и нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что нервно-психологические отклонения появляются не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы.
Еще в 1886 г. В.М. Бехтерев упоминал о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием», о том, что «психопатическое состояние может быть выражено в столь слабой степени, что при обычных условиях оно не проявляется». В 1894 г. бельгийский психиатр Dallemaghe выделил наряду с «неуравновешенными» еще и «легко теряющих равновесие». Подобные случаи Kahn обозначил «дискордиально-нормальными», Л.Б. Ганнушкин – «латентными психопатиями», Г.К. Ушаков – «крайними вариантами нормального характера». Было предложено много других наименований, но наиболее удачным был термин Leonhard – «акцентуированная личность», при всей его краткости, подчеркивающей и то, что речь идет именно о крайних вариантах нормы, а не о патологии, и то, что эта крайность сказывается в усилении, акцентуации отдельных черт. Более узко проблемой акцентуации характера занялся А.Е. Личко. Он подробно рассмотрел особенности акцентуации характера в детском и подростковом возрасте.
Таким образом, видно, что в теме акцентуации характера была проведена огромная работа. Однако, это не говорит о законченности исследований в данном вопросе, а, наоборот, открывает широкие перспективы.