Этап урока ОНЗ | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. | «Нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердие … не сделали весьма легким». Свт. Иоанн Златоуст - Как вы понимаете эти слова? - Скажите, ребята, а какая работа на уроке для вас является самой трудной, тяжёлой? - Если у вас возникнет проблема в течение урока, как вы будете выходить из положения: бросите её выполнение, или найдёте пути её решения? Выскажите своё мнение. - Я с вами согласна: любую работу, даже самую сложную, обязательно надо выполнить, приложив усердие и старание, и тогда она не будет казаться нам тяжкой. - Что вы ожидаете от этого урока? -Как этого достичь? -От кого будет зависеть, оправдаются ли наши ожидания? - Пожелайте друг другу успехов в преодолении трудностей, а я присоединяюсь ко всем вашим пожеланиям. И, в свою очередь, постараюсь быть вам хорошим помощником. - Наши совместные старания помогут открыть нам ещё одну дверь в Страну Знаний. | Предполагаемые ответы: - чтение текстов религиозного характера, - работа с определениями, терминами, понятиями; - построение грамотных устных и письменных ответов и др. Высказывание обучающихся. - От совместной деятельности учителя и учеников Обмен пожеланиями. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | - Посмотрите на экран. («Терминологический кроссворд») - Какое задание вам предстоит выполнить? - Для чего нам необходимо владеть этими знаниями? 1) Религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. (Заповедь) 2) Слово, несущее в себе два корня, обозначающие «верный», «мнение, прославление». (Православие) 3) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. ( Милосердие) 4) Внутренняя оценка человеком своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей с позиций добра и зла, осознание человеком своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. (Совесть) 5) Разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, обращение к Всевышнему.( Молитва ) 6) Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. (Религия) (ключевое слово «ПОДВИГ») - Как вы считаете, случайно ли это слово является ключевым в кроссворде? Какое место на уроке может занимать это понятие? | Целеполагание. - Вспомнить определения, термины и разгадать кроссворд. - Чтобы свободно высказываться на заданную тему, для расширения словарного запаса, чтобы использовать полученные в школе знания в дальнейшей жизни, чтобы получить хорошую отметку. - Это тема занятия. |
III. Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. | (На экране тема урока «Подвиг …» Посмотрите на тему урока. – Попробуйте растолковать значение этого слова. - Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме. У меня тоже есть своё мнение, которое я озвучу чуть позже. - Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон. - Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания? | Построение диалога. Подвиг – это героический поступок. Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой. Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других. Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее. -Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | - Знаем ли мы точные ответы на вопросы? - Можем ли мы самостоятельно найти ответ? - Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность? - На эти вопросы нам и предстоит найти ответы. - Я предлагаю вам по ходу нашего занятия заполнить схему. | Высказывания обучающихся. Высказывания обучающихся. - Сверить его с тем, что нам даётся в толковом словаре, в научных текстах, в трудах мыслителей. |
V. Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое – моделирование логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. | - А я хочу предложить ещё несколько слов в ваш ряд однокоренных слов: подвижник, подвижничество - Это слово мы слышим часто, но не понимаем смысл. - Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «ПОДВИГ», «ПОДВИЖНИК» «ПОДВИЖНИЧЕСТВО», учитывая все лексические стороны этих слов. - Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы. ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии. (Приложение 2) -Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение? - Я предлагаю схему с основными вопросами: - Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда, зачем это движение? - И всякое ли движение является подвигом? - Попробуем найти ответы и на эти вопросы. Было время, когда понятия подвига и подвижника ассоциировались с тихой монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения — представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой… А сейчас с чем ассоциируется у вас эти понятия? | Работа в группах с источниками информации: (Приложение 4) •словарь Ожегова, •словарь Ушакова, •словарь Кузнецова, •Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской Разбор слова по составу, выделение корня, объяснение его смысловой нагрузки, подбор однокоренных слов, выяснение толкования слова в разных источниках, выбор положений из ряда предложенных учителем. Подбор синонимов к слову «подвиг»: поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа. Выявление общего в толкованиях слова: САМООТВЕРЖЕННЫЙ поступок подвиг – движение, двигать, двигаться. Подвиг - это движение. Высказывания обучающихся Слушание |
| СЛОВО УЧИТЕЛЯ (Приложение 3) - Да, разные бывают подвиги и подвижники и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе этот высокий термин. Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием смерти, в более или менее кратковременном деле — она может выразиться в продолжительной деятельности на Общее Благо — деятельности, иногда охватывающей всю жизнь из областей науки, искусства и социального устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь в любой форме тому, кто в ней нуждается. Любой подвиг всегда связан с какой-то личной жертвой во имя поставленной цели. Добиваясь этой цели, мы каждый раз жертвуем своими желаниями, порой эгоистичными, своими потребностями. Иногда проще пойти на уступки своей совести, своим желаниям, чем совершить движение вперёд … Примеры подвигов – самопожертвований (Приложение 3) |
VI . Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы. Чтение текста Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам: “Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов». Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась. Послетекстовая работа Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий: 1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой? 2. Слово подвиг связано только с военным временем? 3. Объясните слово «подвижник». 3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует? 4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы? 5. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы? | Чтение текста. Работа в парах. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические – моделирование Познавательные: УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, | Закончи фразу: Подвиг – это ______________________. Жертва – это ______________________. Христианин может жертвовать _________ ____________________________________. Подвижник - это _____________________. (см. Презентацию к уроку)
Перед вами схема: заполните её, дав свои ответы на предложенные вопросы. | Самостоятельная работа
Работа со схемой. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержании изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Регулятивные УУД : в сотрудничестве с учителем учитывают выделенные педагогом ориентиры действия в учебном материале. | - Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! |
Слушание |
IX. Рефлексия учебной деятельности. 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. | Подведем итог нашего занятия. - Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце. - Изменилось ли ваше понимание? Как? - Почему оно стало другим в вашем понимании? - Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой? - Какова же главная мысль изученного нами текста? - Слово подвиг связано только с военным временем? М. Горький в своей книге говорил: «… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Я предлагаю вам эти слова для темы вашего домашнего сочинения: «В жизни всегда есть место подвигу! - Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует? Спасибо за урок. | Рефлексия
- Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.
Запись и осмысление домашнего задания. |