kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первый раз в первый класс! Как помочь ребенку справиться с проблемами адаптации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление ребенка в школу - это важный этап в его жизни. Меняется система отношений, ведущий вид деятельности. Придя в первый класс ребенок, как правило,   испытывает дискомфорт, что накладывает отпечаток на его физическое и психическое здоровье. Как же помочь ребенку справиься с проблемами адаптации?
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первый раз в первый класс! Как помочь ребенку справиться с проблемами адаптации »

Первый раз в первый класс!

Как помочь ребенку справиться с проблемами адаптации


Поступление ребенка в школу – это всегда вхождение в новую ситуацию, столкновение с новыми требованиями, освоение новых способов поведения. При встрече с новыми обстоятельствами должна произойти подстройка под них. Этот процесс называется адаптацией. В такие моменты у человека активизируются особые механизмы приспособления - адаптационные ресурсы, которые должны через изменение работы всех систем организма, перестройку поведения, как осознанную, так и неосознанную, а происходящую «на автомате», обеспечить выживание в новых условиях.


Адаптационный процесс проходит несколько стадий:

  • Первая - стадия тревоги. В ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, закономерно возникает повышение тревоги, в ответ включается механизм стрессового реагирования и на гормоны стресса организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (минимально две-три недели).

  • Вторая стадия – неустойчивая адаптация. В результате повышенной деятельности нервной системы все обменные процессы в организме усиливаются, в результате организм обретает возможность лучше приспособиться к стрессорам. Наступает период неустойчивой адаптации. На этих стадиях происходит нарушение предшествующего динамического равновесия в организме ребенка, все системы работают в напряженном режиме. Именно поэтому адаптация на первых порах неустойчивая, системы организма ребенка платят слишком большую цену за повышенный уровень обмена веществ и работу в авральном режиме. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому взрослым, и педагогам, и родителям, важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. Продолжительность периода может значительно различаться в зависимости от особенностей ребенка и конкретной ситуации.

  • Третья стадия – завершение острого адаптационного процесса. Необходимо помнить, что результат всей адаптационной работы организма, а, значит и характер третьей стадии, может быть различным. Особое значение имеет протекание социально-психологической адаптации, то есть собственное восприятие ситуации ребенком. Если первоклассник начинает справляться с учебным материалом, чувствует себя защищенным во время пребывания в школе, удовлетворен отношениями со сверстниками, то ситуация приобретает для него другой личностный смысл. Теперь он уже не относится к ситуации «я в школе» как к чрезвычайной, это теперь уже становиться для него привычной частью жизни. Ребенок как бы дает сигнал своему организму, что «все нормально». Реакция тревоги стихает, а в ответ и системы организма перестают «подстегиваться», организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения, адаптация постепенно становиться устойчивой. У кого-то из детей этот процесс занимает два-три месяца, а у кого-то и до полугода.

  • Однако если по каким либо причинам ребенок чувствует себя незащищенным, тревога сохраняется на высоком уровне или даже растет, то третьей стадией будет стадия истощения. Возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут приводить к нарушению здоровья ребенка.

Проявления адаптационного синдрома или школьного стресса могут проявляться по-разному:

  • в виде сильной усталости, истощения, иногда сопровождающийся плаксивостью, головной болью;

  • может ухудшиться сон, стать более беспокойным, с трудностями засыпания и пробуждения,

  • возникнуть выраженные изменения аппетита, как в сторону снижения, так и повышения;

  • изменения могут сказываться преимущественно в виде эмоциональных сдвигов (ребенок становиться раздражительным, обидчивым, находиться в состоянии постоянной тревоги, испытывает страх не успеть, сделать что-то не так);

  • могут проявляться в виде перевозбуждения, двигательной гиперактивности, беготни на перемене, нарушении дисциплины на уроке, трудностях засыпания;

  • адаптационный синдром может проявляться в виде негативизма (ребенок капризничает, отказывается выполнять требования взрослых, проявляет агрессию в отношениях со сверстниками).

Взрослые чаще всего не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В капризах ребенка они видят в первую очередь проявление его невоспитанности или распущенности. Родители могут получить рекомендации «быть строже», педагоги пытаются «поставить на место» ребенка, который нарушает правила поведения. Подобные действия взрослых усиливают стрессовое давление на ребенка, как правило, не дают результата, а могут даже способствовать усилению имеющихся проблем. В результате упускается время, благоприятное для коррекции, процесс адаптации затягивается, происходит дополнительное отягощение: у некоторых детей формируется позиция неуспешного ученика, они теряют желание учиться, снижается самооценка ребенка, у части детей утомление нарастает и в дальнейшем может возникнуть стойкое нарушение социального функционирования, ухудшается здоровье.


Как помочь ребенку легче адаптироваться к школе (рекомендации)


  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.

  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

  • Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.

  • Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

  • После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания -с 15 до 17 часов.

  • Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут «перемены» - желательно подвижной.

  • Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: «Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу». Похвала, даже если что-то не получается, необходима.

  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.

  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.

  • Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

  • Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

  • Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок (музыка, спорт ). Это нужно делать либо за год до начала обучения в школе, либо со второго класса.

  • Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, ведь каждый человек уникален и нельзя требовать от всех одинакового результата.

  • Не только признавайте право на ошибки, но и вырабатывайте правильное отношение к ним: каждый может ошибаться и на ошибках учатся.

  • По возможности четко и терпеливо отвечайте на вопросы ребенка. Учите свободно и непринужденно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

  • Особые усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в семье.








Смирнова Валентина Анатольевна. Педагог-психолог

МОУ Судиславской средней общеобразовательной школы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первый раз в первый класс! Как помочь ребенку справиться с проблемами адаптации

Автор: Смирнова Валентина Анатольевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методическая копилка. Ребенка не принимают в коллективе. "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-kopilka-riebienka-nie-prinimaiut-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "224194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438576614"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Как проходит адаптация первоклассника к школе в рамках реализации ФГОС?"
    ["seo_title"] => string(79) "kak_prokhodit_adaptatsiia_piervoklassnika_k_shkolie_v_ramkakh_riealizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "343049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473453811"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа родительского комитета 2-а МОБУ СОШ №13 ГО "город Якутск" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabota-roditiel-skogho-komitieta-2-a-mobu-sosh-13-go-ghorod-iakutsk"
    ["file_id"] => string(6) "177114"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424576368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Переход из начальной школы в среднюю. "
    ["seo_title"] => string(44) "pieriekhod-iz-nachal-noi-shkoly-v-sriedniuiu"
    ["file_id"] => string(6) "218334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433762925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства