kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности эмоциональной сферы личности (в контексте подросткового периода)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и систематизация знаний студентов по теме «Особенности эмоциональной сферы личности».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности эмоциональной сферы личности (в контексте подросткового периода)»

«Особенности эмоциональной сферы личности (в контексте подросткового периода)»

Цель: обобщение и систематизация знаний студентов по теме «Особенности эмоциональной сферы личности»

Задачи: рассмотреть вопросы, связанные с изучением темы (факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций; значение эмоций в жизни человека, основные функции эмоций, роль эмоций в регуляции поведения, способы эмоциональной саморегуляции); формировать умение вычленять, дифференцировать, абстрагировать основные формы психической жизни человека, относящиеся к эмоциональной сфере личности; развивать интерес к изучению собственного внутреннего мира.

Оборудование: презентация «Особенности эмоциональной сферы личности (в контексте подросткового периода), DVD «Проявление негативных эмоций в подростковой среде», стимульный материал: цитаты мыслителей по проблеме, притчи, бланки для работы в парах, текст романа П. Коэльо «Алхимик», стики для моделирования «Стены гнева, плача, раздражения», листы наблюдения для экспертной группы, фонограмма с записью классической музыки (Альбинони «Адажио», Форе «Павана», Шопен «Прелюдия в ми минор»).

Начать наш урок хотелось бы с поэтических строк:


О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

Я вывел бы её закон,

Её начало

И повторял её имён

Инициалы.

(Б.Пастернак)


Мы не будем пытаться сегодня «алгеброй гармонию поверить», мы будем просто жить на уроке, размышлять о проблемах, испытывать эмоции, пытаться объяснить их истоки, делать выводы, в первую очередь, для самих себя.


- Еще раз добрый день. На уроке психологии желаем вам положительных эмоций и творческой, результативной работы! Итак, начинаем нашу работу и в качестве разогрева предлагаем вам задание на вербализацию эмоций. Вашему вниманию будет предложен слайд. Ваша задача ответить на вопрос: «Какую эмоцию транслирует изображение на слайде?».

  1. Радость, наслаждение, удовольствие, умиротворение, расслабление

  2. Кокетство, игривость, любовь, настороженность, предвкушение, удовольствие

  3. Сосредоточенность, интерес, увлеченность, сконцентрированность

  4. Забота, наслаждение, спокойствие, ч.защищенности

  5. Обида, разочарование, тоска, страдание, надрыв, горечь

  6. Сострадание, сопереживание, страх, эм.оцепенение, горе, забота

  7. Одиночество

  8. Усталость, расслабленность

  9. Ласка, нежность

- Иллюстрации отражают многообразие эмоционального мира человека. Что делает нашу жизнь насыщеннее, что ее расцвечивает, придает яркость, контрастность, пикантность? Да это чувства и эмоции. Именно об этом сегодня наш разговор. Наступил момент конкретизации темы нашего урока и звучит она следующим образом: «Особенности эмоциональной сферы личности в контексте подросткового периода».

- Мир эмоций человека многогранен, красочен. Язык всегда отражал это многообразие, передавая тончайшие нюансы человеческого чувства.

Сейчас вам будут предложены слова, обозначающие ту или иную человеческую эмоцию, чувство, состояние. Необходимо подобрать к ним как можно больше синонимичных, близких по значению слов, возможно, словосочетаний. Цель этой работы: перевести лексический арсенал, связанный с миром эмоций из пассивного состояния в активное.

    • Страх

Боязнь Тревога

Жуть Волнение

Испуг

Опасение

Оторопь

Робость

Трепет

Ужас

Эти слова объединены значением- состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.

Страх выражает более абстрактное понятие, чем боязнь. Жуть-чувство тоски и страха. Испуг- сильное душевное волнение, чем-либо вызванное. Опасение- предположение о будущей опасности, могущей вызвать страх. Оторопь- растерянность от чего-нибудь неожиданного, страшного. Робость- не сильный страх, боязливость, связанная с неуверенностью в себе. Трепет-дрожь от страха. Ужас- очень сильный страх.

    • Радость

Веселье

Отрада

Утеха

Услада

Эти слова указывают на настроение счастливой удовлетворённости или на то, что вызывает это настроение. Наиболее употребительно и имеет широкое значение слово радость. Веселье- радость, выражающаяся во внешних проявлениях. Слова утеха, услада, отрада имеют в виду какой-либо определённый предмет или явление, приносящие радость.

    • Счастье

Благо

Благополучие

Благоденствие

Блаженство

Эти слова объединены значением- то, что даёт в жизни удовлетворение. Наиболее употребительно из них слово счастье. Благо- всё, что идёт на пользу человеку и обществу. Благополучие- счастливая, обеспеченная жизнь. Благоденствие- то же. Блаженство- безграничное счастье.

    • Ненависть

Антипатия

Неприязнь

Вражда

Недоброжелательство

Эти слова объединены значением- чувство более или менее сильного нерасположения. Ненависть- очень сильная нелюбовь к чему-нибудь или к кому-нибудь. Неприязнь- чувство менее сильное, часто это скрытое нерасположение. Антипатия- чувство нерасположения, соединённое с отвращением. Вражда предполагает взаимную ненависть. Недоброжелательство- нерасположение и желание зла кому-нибудь.

    • Страсть

Воодушевление

Подъём

Увлечение

Восторг

Энтузиазм

Пафос

Эти слова объединены значением- состояние особенного душевного возбуждения. Воодушевление показывает большую степень чувства, чем подъём; увлечение указывает на любовь к тому, чем оно вызвано; страсть- сильнее, чем увлечение, это чувство, захватывающее всего человека целиком. Пафос и энтузиазм указывают на особенно сильный душевный подъём. Восторг- чувство более сильное, чем воодушевление, но более кратковременное.

(В.Н. Клюева Краткий словарь синонимов русского языка)


- Мы говорили сейчас об одних из самых сильных человеческих эмоций и чувств, захватывающих всю психическую организацию человека, коль скоро он подпал под их влияние. Вы, наверняка, увидели, что, говоря об этих эмоциональных состояниях, иногда было достаточно трудно провести чёткую грань между ними, что свидетельствует о сложности организации нашего эмоционального мира, о «взаимоперетекаемости» эмоций, а также о том, что язык, речь- это отражение нашего внутреннего мира, и невозможно однозначно выразить то, что изначально однозначности не подлежит.

Но в любом случае, мы желаем всем присутствующим на сегодняшнем уроке богатых, ярких эмоций, положительного заряда от взаимодействия.


- Предъявляется иллюстрация «Красная тройка». Какие ассоциации в контексте нашей темы вызывает у вас данная иллюстрация? Какую аналогию можно провести?

На мой взгляд можно провести аналогию с размышлением философа Платона, основателем идеалистического направления психологии. Повествования Платона о душе, о жизни часто носили образный метафорический характер. Свое видение соотношения эмоции – разум Платон выразил метафорически через изображение колесницы и возничего. Возничий олицетворяет разум, мышление, логику и рациональность. Тройка олицетворяет экспрессию. Если возничий управляет лошадьми – колесница прибудет в нужное место. Достигнет цели. Если же лошади управляют колесницей – последствия могут быть самыми плачевными: тройка помчит, иногда в обратную сторону от желаемой цели иногда вовсе разобьется.

  1. Представление экспертной группы.


- Прежде, чем мы продолжим нашу работу, хотим представить вам нашу экспертную группу ( так условно мы будем её называть). Это наши старшекурсники, в этом учебном году они будут защищать ВКР, и темы их работ, так или иначе, связаны с особенностями становления личности в подростковом возрасте, в том числе, и с эмоциональными проявлениями этого возраста.

По ходу урока студенты будут вести карты наблюдения. В определённый момент нашей работы они поделятся с нами своими наблюдениями, впечатлениями.


  1. Опросные листы.


А) деление на пары (карточки с числами от 1до15 раздаются студентам 36 и 45 групп, они образуют пары);

Б) студенты в парах задают друг другу вопросы по теме «Эмоции и чувства».

В) необходимо оценить заданные вопросы по следующим параметрам:

-сложность вопроса;

-вызвал ли он интерес;

- вызвал ли потребность в дальнейшем изучении темы.

Г) 3-4 пары высказываются по предложенному алгоритму.


  1. Деление на микрогруппы.

Образуются 5 микрогрупп:

1-я: 1,2,3 пары.

2-я: 4,5,6 пары.

3-я: 7,8,9 пары.

4-я: 10,11,12 пары.

5-я: 13,14,15 пары.


  1. Работа в микрогруппах.

А) «В мире мудрых мыслей»;

- В человеческой психике, как вы уже имели возможность убедиться, нет ничего второстепенного, незначащего. Каждый нюанс, каждый оттенок нашей психической организации теснейшим образом связан со всеми остальными составляющими личности человека. Именно об этом, в первую очередь, пойдёт речь на следующем этапе нашего урока.

Вашему вниманию предлагаются цитаты из трудов великих мыслителей прошлого. Все эти высказывания, естественно, об эмоциональной организации человеческой личности.

Ваша задача: выделить эмоцию, чувство, о которых идёт речь в предложенном высказывании. Необходимо прокомментировать сущность высказывания, отразить ваше восприятие смысла, без преувеличения, мудрых мыслей


  • Для всех, кто в мире дышит,

Черёд счастливый настаёт.

Не знает счастья только тот,

Кто зова счастья не расслышит.

        • Лопе де Вега (испанский драматург, поэт и прозаик).


  • Ошибается тот, кто думает, будто лишь таким бурным страстям, как любовь и честолюбие, удаётся подчинить себе другие страсти. Самой сильной нередко оказывается бездеятельная ленность: завладевая людскими помыслами и поступками, она незаметно подтачивает все их стремления и добродетели.

        • Франсуа де Ларошфуко (французский писатель)


  • Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление

молитвы, отчуждение любви, гвоздь, вонзённый в душу… грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечастная.

  • Протопоп Иоанн Лествичник


  • Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблём или конём, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

  • Аристотель


  • Можно сказать, что эмоции ждут нас на жизненном пути, как хозяева постоялых дворов, у которых приходится поочерёдно останавливаться, и я не думаю, чтобы опыт помог нам их избегнуть, даже если бы нам было дано пройти этот путь вторично.

  • Франсуа де Ларошфуко


Обобщение после обсуждения: а) предложить обобщить студентам;

- И позитивные, и негативные эмоции имеют право на существование, да и было бы глупо даже предполагать, что человек способен запретить себе что-то чувствовать, по приказу прекратить испытывать гнев или любовь, тоску или радость. Совсем другое дело, позволяем ли мы нашим эмоциям полностью захватывать нас, нести, как бурный поток, хозяева или рабы мы своим эмоциям. И ещё один момент: он заключается в том, какие по окраске эмоции (положительные или отрицательные) мы в большей степени склонны испытывать. Почему одни люди почти всегда мрачны, всюду видят невзгоды, ждут только неприятностей, а другим радостен и приятен каждый их новый день, печали и разочарования не чернят их душ, не озлобляют?

(зависимость эмоций от общей установки личности).


Б) Притчи.


- Продолжаем работу. Каждой группе будет предложена для анализа притча.

Притча представляет собой малый дидактико-аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение («премудрость»). Притча близка басне, представляет собой универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.

Необходимо, прочитав притчу, закончить её; отразить ваше восприятие смысла.


(Аллегория (от греч. Иносказание)- изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа; Дидактика( от греч. Поучающий)).


1. «Куда ты идёшь?»- спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через несколько дней тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,- упрекнул он её. «Нет,- возразила Чума,- я погубила только пять. Остальные умерли от…»


2. Решил как – то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. Обратился он к господу Богу с просьбой: « Спаситель, мой крест слишком тяжел, я не могу его нести. Только горести, разочарования и обиды приносит он мне. У всех других людей, которых я знаю, кресты гораздо легче и приносят им радость, удовлетворение и наслаждение. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?». И сказал Бог: «Хорошо, приглашаю тебя в хранилище крестов – выбери себе тот крест, который понравится». Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял все кресты, но все казались слишком тяжелыми, печальными, грозными». Перемеряв все кресты и не найдя подходящего, человек заметил у выхода крест, который ему показался привлекательнее других. Человек обратился с просьбой к Господу: «Позволь мне взять этот крест». Бог сказал:


3. Мудрец отправился на рынок и обратился к торговцу лошадьми:

- Почему твоя лошадь стоит в десять раз дороже другой?

- Потому, что у нее веселый нрав, она оптимистична, активна и поэтому бежит в 10 раз быстрее

- Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в 10 раз быстрее удаляться от цели

Торговец задумался и…..(сбавил цену)


4. Жил был каменотес. Однажды он взроптал на судьбу и пожелал быть богатым. Ангел услышал его слова и сделал его богатым. Каменотес чувствовал себя счастливым, пока не позавидовал королю: «Нет мне счастья без власти!». Ангел превратил каменотеса в короля. Однажды король обратил внимание на солнце и позавидовал его возможностям превращать зеленые поля в желтые, иссушать реки, гнать животных в поисках воды. Ангел превратил короля в солнце. Солнце однажды увидело тучу и позавидовало ее способности даровать жизнь иссушенным полям, делать реки полноводными. Ангел превратил солнце в тучу. Однажды туча позавидовала скале, которая была прочной и устойчивой. Туча стала скалой, которая смеялась над солнцем, дразнила тучу. И это продолжалось до тех пор пока ………….. (не пришел каменотес).


5. Спросил мальчик у мудреца: «Что движет человеком в его поступках?». Ответил мудрец: «Эта борьба внутри человека похожа на борьбу двух волков. Один волк – волк добра, справедливости, гармонии, радости. Другой волк – волк зависти, злости, ненависти». Удивленный таким рассказом мальчик спросил: «Скажи, мудрец, какой – же волк побеждает?» мудрец помолчал и сказал: «Побеждает тот волк, которого ты……….(.кормишь)».



- Мыслью, выраженной в последней притче, можно подвести итог этому этапу работы.



- Наша жизнь редко напоминает прямое асфальтированное шоссе или купание в безопасном бассейне с тёплой водой. Чаще она похожа на горную тропу с крутыми подъёмами и спусками, препятствиями, резкими и опасными поворотами. Или на необходимость удержаться на плаву среди океанских волн, каждая из которых может утопить.

В реальной жизни мы сталкиваемся не только с тем, что нам приятно, доставляет удовольствие. Точно также реальны жестокость, насилие, то, что если не разрушает человеческую душу, то вполне способно её искалечить. Тем более, если мы говорим о душах растущих людей, не окрепших, формирующихся.

Мы хотим, признаюсь, с некоторым опасением, предложить вам один видеоматериал. Кадры, которые вы увидите, у нормального человека не могут вызвать положительных чувств. Но это реалии нашего дня. Смотрим.


- Видео: «Проявление негативных эмоций в подростковой среде»

- Какие чувства у вас возникли по поводу данного сюжета?

Отличить проблемы психического здоровья от дефектов воспитания порой крайне сложно. Подчас такое поведение является интегральной характеристикой и представляет собой наслоения проблем воспитания и проблем психологического неблагополучия. Важно понимать, что подобным образом подростки ведут себя не только потому, что наверняка воспитываются в неблагополучных семьях, не только потому, что их свободное время не организовано должным образом, не только потому, что психокомплексами подростков пользуются нечистые на руку взрослые в собственных корыстных целях, но и потому, что подростки не смогли психологически адаптироваться в социуме, не научились контролировать собственные импульсы, справляться с гневом, фрустрацией, агрессией, раздражительностью. Таким образом, вывод очевиден: важно уметь управлять эмоцией и тогда эмоции будут попутчиками в достижении цели, а не монстрами, погребающими цель. К способам управления эмоциями мы вернемся немного позже. А сейчас я прошу вас обратить свое внимание на отрывок из предисловия к русскому изданию романа П. Коэльо «Алхимик».

  1. О каких чувствах, эмоциях упоминается в отрывке? Составьте своеобразный список.

  2. Какую проблему поднимает автор? Что хотел сказать автор? Восприятие желаемой цели (образа будущего) через призму эмоций. Установка, эмоциональный настрой может выступить разрушающим фактором.(Не сломаться, а что может сломать?)

  3. На сколько смысловых частей можно разделить текст?

  4. Что может выступать препятствием на первом этапе на пути к цели? Если человек делает выбор в пользу страха, он рискует не приблизится к своей цели ни на шаг. Уже на 1 этапе пути к цели «можно обрасти коростой страхов и оказаться погребенным под тяжестью этого груза».

  5. Препятствия 2 этапа как ни парадоксально – любовь. Как такое возможно? Ответ автора: в том случае, если человек не понимает что такое Любовь подчас заменяя ее понятиями: страсть, желание обладать, эгоцентризм и др. Любовь с большой буквы, истинная, настоящая любовь – это сильная энергия, которая может быть только помощником на пути к цели. «Любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед». История, литература, исскуство знает множество примеров, когда даже неразделенная любовь была источником творчества. Оказывается, если ты Любишь, иногда нужно отпустить этого человека. Если ты Любишь, то это чувство будет маячком, которое ведет тебя к развитию вперед к цели.

  6. Препятствие 3 этапа – эмоциональное сомнение, страх неудач, поражений. Цель архиважная, говоря словами автора: «на карту поставлено все», человек не в праве прибегнуть к отговорке: «ну не очень – то и хотелось». Человек уже познал трудность пройденного пути, уже есть опыт поражений. На этом этапе накапливается эмоциональная усталость. Где же спасение? Правильное отношение к ошибкам и поражениям (ошибка - не катастрофа и не последняя точка пути к цели, а исходные данные, из которых важно извлечь урок и двигаться далее). Афористичное высказывание: «Смысл бытия: 7 раз упасть и 8 раз подняться». Если же человек фиксируется на негативе и «горечь разъедает его душу», человек рискует достичь в своей жизни намного меньше, чем достоин. Как вы понимаете цитату: « Каждый день, каждый час нашей жизни – это момент Славного сражения»? Сражения с кем, чем? С собственными эмоциями, настроениями. Важно, говоря словами автора: «учиться радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни».

  7. Самое коварное, по словам автора, препятствие – это 4 препятствие. Уже столько человек «прошел, пережил, перестрадал, пожертвовал во имя своей мечты, и находясь в 2 шагах от заветной цели, в последний момент делает массу глупостей». Чем обусловлены эти глупости? Сомнениями, страхом перед исполнением мечты – эмоциональными переживаниями.

Общий вывод: путь к своей заветной цели не прост, сложен. Путь к цели – это конструктивные действия, обусловленные конструктивным эмоциональным состоянием. Эмоции могут стать помощниками на пути к цели и могут стать монстрами, погребающими вашу цель. Эмоции станут помощниками лишь в том случае, если человек станет хозяином положения, научится управлять собственными эмоциями, программировать собственный эмоциональный настрой и установку. Иначе негативные эмоции разрушат конструктивные действия по достижению цели.

«Страсти могут быть помощником в пути

или монстром, погребающим вашу цель».

Задумайтесь, в какой ипостаси выступают чаще ваши эмоции? Ваши эмоции чаще помощники в пути или монстры, погребающие ваши цели? Как, когда, каким образом эмоции проявляются в разных ипостасях? ….

Каким понятием можно обобщить способность контролировать и управлять эмоциональным состоянием? Эмоциональная саморегуляция – некие способы, приемы привести наше душевное состояние в состояние покоя, гармоничности, соразмерности, согласованности, безконфликтности.

«Доска плача, гнева, страха, раздражения». Вы называете личные способы эмоциональной саморегуляции или способы, о которых слышали, читали. (Снимается стик с изображением негативной эмоции). Далее в качестве обобщения на доску прикрепляются 3 бланка с перечисленными способами саморегуляции:

вербализация, проговорить, выплакаться,

послушать музыку,

аква, арома,

созерцание видов природы, дождя, падающего снега, «черный лист», выплакаться,

вспомнить хорошее, юмор,

сон,

личный дневник, ритуалы,

попить воды,

умыться

спорт,

танцы,

йога,

уборка,

ходьба,

дыхательная гимнастика, деятельность, физическая активность, битье специальной посуды


размышления,

анализ,

осмысление причинно – следственной связи события


Как вы думаете, на основании какого критерия классифицированы данные способы в группы?

1 – пассивный способ, основан на вербализации: двухчасовая исповедь фонарному столбу далеко не бесполезное времяпрепровождения. Во время проговаривания проблемы значительно снижается эмоциональный накал. Однако этот способ не подойдет холерикам и человеку в сильном эмоциональном напряжении (некоторые способы из этой группы только еще больше его возбудят).

2 класс – основан на активности физической. В момент физического напряжения выделяются гормоны адреналин, тостестерон, которые сжигают гормон агрессии, стресса. Данный способ подходит всем.

3 класс основан на мыслительной активности и подходят людям с аналитическим складом ума, способным выстроить цепь причинно – следственных связей события. Исторический пример: у царя Соломоны было кольцо. В минуты эмоционального напряжения он смотрел на него, где находилась гравировка: «это пройдет». Если становилось хуже, он поворачивал кольцо тыльной стороной и читал: «И это тоже пройдет». Вывод: в рамках судьбы и фатальности некоторые события нейтральны и только наше восприятие, наше отношение к ним делает их негативными и даже катастрофическими. Мы сокрушаемся, гневаемся, расстраиваемся по некоторым событиям, которые спустя некоторое время кажутся нам не такими стрессовыми или вовсе не стрессовыми, а энергия растрачена, нервная система истощается, а внутренний ресурс не безграничен. Прежде чем сокрушаться, полезно задать себе вопрос: «А эта проблема проблема или не проблема вовсе?». И еще. Как невозможно научиться плавать сидя на диване, так не возможно научиться способам эмоциональной саморегуляции без практики.

Эмоции, чувства самоценны, факт

их переживания обогащает человеческую душу. Ф.Честерфилд говорил: «Если ты не испытал радость, гнев, удовольствие, волнение, боль, наслаждение – значит ты не состоялся».…

лирический блок (чтение стихотворений А. Ахматовой, Н.Гумилёва)

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту «Она»,

И вновь душа пьяна и смятенна.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжёт…нет, мне не спать,

А ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вот там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй- лишь бред весны и сны.



Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе.

Ты, в своих путях уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И, тебе печально благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.


Сегодня мне письма не принесли,

Забыл он написать или уехал,

Весна, как трель серебряного смеха.

Качаются в заливе корабли,

Сегодня мне письма не принесли.

Он был со мной ещё совсем недавно.

Такой влюблённый, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна.

Он был со мной ещё совсем недавно.



Это было не раз, это будет не раз

В нашей битве глухой и упорной.

Как всегда, от меня ты теперь отреклась,

Завтра, знаю, вернёшься покорной.


Тебе покорной! Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж-палач, а дом его- тюрьма.

Но, видишь ли! Ведь я пришла сама…

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьётся в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло.

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу впустил.



Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный пурпур королевских мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти…

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных тонких рук…

И ты ушла, в простом и тёмном платье,

Похожая на древнее Распятье.


Я научилась просто мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.


Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.


Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней.

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Храм твой Господи, в небесах,

Но Земля- тоже твой приют.

Расцветают липы в лесах,

А на липах птицы поют.


Точно благовест твой, весна

По весёлым идёт полям,

А весною на крыльях сна

Прилетают ангелы к нам.


Если, Господи, это так,

Если праведно я пою,

Дай мне, Господи, дай мне знак,

Что я волю понял твою.


Перед той, что сейчас грустна,

Появись, как Незримый свет,

И на всё, что спросит она,

Ослепительный дай ответ.


Ведь отрадней пения птиц,

Благодатней ангельских труб

Нам дрожанье милых ресниц

И улыбка любимых губ.


Улыбаюсь я, а сердце плачет в одинокие вечера.

Я люблю тебя. Это значит- я желаю тебе добра.

Это значит, моя отрада, слов не надо и встреч не надо,

И не надо моей печали, и не надо моей тревоги.

И не надо, чтобы в дороге мы рассветы с тобой встречали.

Значит, как мне тебя покинуть,

Как мне память из сердца вынуть,

Как не греть твоих рук озябших,

Непослушную ношу взявших.

Кто же скажет, моя отрада,

Что нам надо, а что не надо,

Посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет,

И никто пути не укажет,

И никто узла не развяжет…

Кто сказал, что легко любить!


Я знаю, ты моя награда

За годы боли и труда,

За то, что я земным отрадам

Не предавалась никогда,

За то, что я не говорила

Возлюбленному: «Ты любим»,

За то, что всем я всё простила.

Ты будешь Ангелом моим.






Мы решили, что сегодня не будем каким – то специальным образом подводить итоги урока. Выводы каждый сделает сам. Почти все в жизни подвластно человеку, в том числе и эмоции. Живут не для того, чтобы испытывать эмоции, а живут и испытывают эмоции.

Этап заключительной рефлексии: мы просим вас в качестве послесловия написать о том, какие вы чувства испытали сегодня на уроке, какие мысли у вас возникали на разных этапах урока, чем для вас являлся этот урок. (Звучит музыка)



Приложение

Бланк для работы в парах


Я_______________________________________студент группы №_______________

размышляя о проблемах эмоциональной сферы личности, задумался над вопросом:




Прошу тебя предложить свой вариант ответа:




И оценить мой вопрос по пятибалльной системе с точки зрения:

Интереса -

Трудности -

На вопрос отвечал студент________________________________________________гр.№__









Карта наблюдений за проявлениями эмоциональных состояний

№ п/п

Этапы урока

Характеристика эмоциональных проявлений

Качество и содержание эмоциональных проявлений

Динамика и интенсивность эмоциональных проявлений

Факторы, влияющие на эмоциональные проявления

Примечания


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности эмоциональной сферы личности (в контексте подросткового периода)

Автор: Селезнёва Жанна Олеговна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно- тематическое планирование по обществознанию класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(76) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104268"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402680264"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 5    класс "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-programma-uchiebnogo-priedmieta-obshchiestvoznaniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230610"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442211297"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по обществознанию ООО 5-6 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-ooo-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "338295"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469880017"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по обществознанию ООО 5-6 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-obshchiestvoznaniiu-ooo-5-6-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "338296"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469880024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства