kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общественная активность и организация досуга студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественная активность и организация досуга студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общественная активность и организация досуга студентов»

Молодѐжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Одним из важнейших направлений организации жизнедеятельности студенческой молодѐжи является досуговая деятельность. Досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека . В своих высших формах она служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения. Студенческие годы — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. Происходит осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Зачастую возникает стремление заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п. Можно сказать, что досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и духовных ценностей. Таким образом, досуговая деятельность является важной частью социализации студентов. В высших учебных заведениях студенческий досуг является важнейшим звеном воспитательной работы, которая носит системный плановый характер. В процессе воспитательной работы в рамках студенческого досуга создаются оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала. Сам по себе досуг – это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно – зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением. В том числе – это физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпровождение, прогулки, занятия антикультурного характера (распитие спиртных напитков, азартные игры и др.), случайные занятия без целей, желаний и потребностей . Отсюда возникает проблема его регулирования как средства воздействия общества на духовное и физическое развитие личности. В то же время досуг выступает относительно самостоятельной (личностной) сферой, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Именно в сфере досуга молодежь более чем гделибо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Это обусловлено увеличением возможностей выбора занятий и дефицитом свободного времени. Проблема его ценности встаѐт каждый раз, когда молодой человек совершает самостоятельный выбор, принимает какое – либо решение. Наиболее полно, отмечает Н.Г. Гончарова, досуг воспринимается в четырех своих ипостасях : 1) досуг как созерцание. Это состояние души и ума связывается с высоким уровнем культуры и интеллектуальных возможностей. Досуг рассматривается с той позиции, насколько он эффективен, как и все остальные дела, которые человек делает в жизни; 2) досуг как действие. Данное определение понимает под собой деятельность, не связанную с работой и включает самореализацию; 3) досуг как время выбора, свободное время. Это время, которое человек может занимать тем, что не входит в его обязанности, — это может быть и работа, и другие дела; 4) досуг как человеческое поведение. Здесь стирается грань между обязанностями и «не обязанностями», рассматривается поведение индивида и его отношение ко времени. Анализ исследования, проведенного В.Б. Звоновским и С.В. Луцевой, показывает, что в структуре и содержании студенческого досуга преобладают занятия, связанные с потреблением. Потребность в творчестве и саморазвитии выражена незначительно, что во многом обусловлено отсутствием необходимых для этого умений и навыков. А вот среди факторов, мешающих полноценному проведению досуга, оказываются материальные потребности, семейные неурядицы, личностные проблемы. Например, проводя свое свободнее время, студенты предпочитают «слушать музыку» – 27,6%, «играть в компьютерные игры» – 26,6%. Далее идут такие варианты выбираемых ответов, как «посещать ночные клубы», и это характерно для более молодой части студенческой молодѐжи (от 17 до 20 лет), «посещать кафе, рестораны» – 19,6%, «встречаться с друзьями, подругами» – 19,2%, «смотреть домашнее видео» – 18,6%, «ходить в кино» – 16,8%. А вот такие виды досуга, как «заниматься спортом, туризмом» – (15%), «читать книги» – (13,8%), «посещать культурные мероприятия (спектакли, музей и т. п.)» (13,8%) – занимают позиции ниже, чем вышеперечисленные, и это характерно как для девушек, так и для мужской части респондентов. Такие ответы, как «занятие спортом, туризмом», выбрали 10% респондентов, «занятие каким-либо видом искусства (например, музыкой, рисованием, литературным творчеством и т.п.» – 9%, «чтение художественной литературы» – 8%, и это подтверждает, что культурный досуг занимает в рейтинге предпочтений современных студентов невысокие позиции. Ещѐ более низкий процент у таких видов общественного и культурного досуга как «участие в художественной самодеятельности» – 6% и «коллекционирование чеголибо» – 4% . Как видим, происходит естественный процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности молодежи. Возникли и нашли свою реализацию качественно новые виды досуга (например, домашнее видео, компьютер, Интернет), характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. А традиционные виды досуга (например, чтение, телевидение), утверждает Е.М., Акулич, стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле – и кинопристрастия молодежи), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодежи . Необходимо отметить, что Интернет в досуговой деятельности студентов занимает колоссальное место. Студенты творят в пространстве интернета, публикуют результаты своего творчества, обмениваются мнениями, общаются. Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством – Интернетом. В Сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле. Нельзя отрицать, что в определенной степени такие возможности содержат позитивную составляющую, но есть и очень важная негативная сторона, сильно влияющая на мировоззрение молодого человека: уход от реальности – удовлетворение своих потребностей в «другом» мире и т.п. [4, 5]. Но интернет, подчеркивает А.Г. Стрючкова, не может быть единственным средством и источником досуга т. к., не выходя из-за компьютера, студент лишается реального общения и физической активности, которые необходимы для каждого живого человека. Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Пространство интернета сильно отделяет человека от окружающего мира. Студенческий же возраст характеризуется насыщенными коммуникациями и потребностью в них. Поэтому групповой досуг не просто занимает важное место в жизни студента, но и обеспечивает гармоничное психическое и физическое развитие . Однако, проявляя интерес к «домашним» видам досуговой деятельности, 33,5% респондентов, тем не менее, не согласны с мнением, что Интернет сегодня постепенно вытесняет другие формы досуга молодѐжи; с этим утверждением «категорично не согласны» – 21%, а вот «полностью согласны» лишь 18% молодежи. Как видим, возросший интерес к компьютеру и Интернету не мешает респондентам соотносить в своей досуговой деятельности и другие виды занятий, что, в свою очередь, порождает понимание, что всемирная Сеть не может полностью заменить живое общение. Сама сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейнобытовых обязанностей; кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Сегодня в сфере молодежного отдыха произошли значительные перемены. Практика показывает, что наряду с традиционными формами досуга, такими, как музыка, танцы, КВН, ток-шоу, игры, возникают новые течения, и увлечения, интернет-общение, сити-квесты. Набирает обороты такой тип досуговой деятельности, который рассчитан на творчество и созидание культурных ценностей. Ю.В. Иванова отмечает, что с широким распространением Интернета можно наблюдать, как растут хендмейд сообщества в различных социальных сетях. Возникшее в начале XXI века течение безвозмездного временного обмена домами (посредством интернет-площадки) стало популярно именно среди студентов как бюджетная форма путешествия, а также форма знакомства с новыми культурными средами. Эксперты считают, что в сети Интернет ключевая группа современных потребителей туристского продукта — молодежное интернетсообщество .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Общественная активность и организация досуга студентов

Автор: Забродин Егор Русланович

Дата: 29.02.2024

Номер свидетельства: 646584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Организация работы Совета общежития «СКС и С»   в 2013-2014 учебном году» "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-raboty-sovieta-obshchiezhitiia-sks-i-s-v-2013-2014-uchiebnom-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "109164"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404156185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Планирование физвоспитания студентов"
    ["seo_title"] => string(37) "planirovaniiefizvospitaniiastudientov"
    ["file_id"] => string(6) "307922"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458477568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(144) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "306996"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306997"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231742"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства