kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

научная работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников"»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанская область









Секция: Медицина, психология



Тема: Влияния цвета на эмоциональное состояние школьников













Авторы: Ашенов Мадияр

ученик 5 класса «Ә», КГУ СОШ №12

Руководители: Қалиева Айна Нұрғазықызы,

педагог-психолог

КГУ СОШ №12, г.Семей

Темирханова Зарина Советкановна,

педагог-психолог

КГУ СОШ №12, г.Семей

2018 год


Оглавление


Введение……………………………………………………………………………….3

1.Теоретическая часть. Теоретические основы влияния цвета на эмоциональное состояние школьников

1.1. Психофизиология цвета в трудах отечественных и зарубежных исследователей………………………………………………………………………..5

1.2. Влияние основных цветов на эмоциональное состояние школьников………6

2. Практическая часть. Методология и результаты исследования влияния цвета на школьников.

2.1. Методы исследования влияния цвета…………………………………………...8

2.2. Результаты исследования………………………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………………….16

Литература…………………………………………………………………………….17























Введение

Человек живет в мире цветов и воспринимает его посредством цветов. В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.

Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные цвета, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Вот и мы решили изучить эту тему более подробно.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе, потому что это отображается на их работоспособности.

Целью написания научно-исследовательского проекта является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на эмоциональное состояние учащихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик.

2. Получить представление о влиянии основных цветов на эмоциональное состояние школьников.

3. Изучить и провести тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение), а так же устный опрос.

4. Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в учебных кабинетах и прилегающих помещениях.

5. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что цветовой дизайн кабинетов может оказать влияние на эмоциональное состояние школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

В проекте использовались такие методы исследования: теоретический анализ литературы и нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, наблюдение, обобщение, устный опрос.

Структура проекта обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и литературы.

Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первом разделе рассматриваются теоретические основы о влиянии цвета на эмоциональное состояние школьников.

Второй раздел посвящен непосредственно исследованию влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.























1.Теоретическая часть.

Теоретические основы влияния цвета на эмоциональное состояние школьников.

1.1. Психофизиология цвета в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Для того чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов.

Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие для пропуска солнечного света».

На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Экспериментальные наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном цвете, а при синем цвете производительность труда снижается.

При длительной работе повышению работоспособности и эффективности деятельности способствует зеленый цвет, а индиго и фиолетовый снижает ее.

Эти же данные, по мнению ученого, следует учитывать и при организации умственного труда. Что касается интеллектуальной деятельности, то и по данным немецкого ученого И. Ридель и согласно точке зрения отечественного специалиста Я. Обухова легче и продуктивнее работать с синей лампой или шторами [2].

Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленные и зелено-голубые цвета.

Г. Фрилинг и К. Ауэр не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п.

Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, «теплые цвета» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.

Ряд ученых указывают на то, что, на психофизическое состояние организма серьезно действует и желтый цвет. Он стимулирует деятельность мозга. Известный теоретик цвета Фабер Биррен отмечал, что желтый цвет способствует быстрому и четкому мышлению [3].


1.2. Влияние основных цветов на работоспособность школьников

Красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение [4].

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему [8].

В школах согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, стены классов могут быть окрашены в светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого или голубого цветов[1].

При их правильном цветовом оформлении эмоциональное состояние улучшается, таким образом, производительность труда учащихся повышается на 12-17%.

Двери окрашиваются в тот же цвет, что и стены, но более насыщенного тона или в белый цвет.

Оконные рамы белого или светло - серого цвета. Занавески в классе с солнечной стороны сиреневые, с теневой стороны – розовые.

Тон для доски можно выбрать коричневый, но лучше всего использовать темно-зеленый, так как именно при таком цвете сокращается количество ошибок, растет процент правильных ответов школьников. Доска чёрного цвета допускается лишь для кабинетов черчения.









2. Практическая часть. Методология и результаты исследования влияния цвета на школьников.

2.1 Методы исследования влияния цвета

Исследовательская работа, направленная на выявление влияния цвета на эмоциональное состояние школьников, проводилась на базе КГУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Семей. Были задействованы учащиеся 5-х классов.

В первом эксперименте мы провели устный опрос, для которого понадобилась группа из 14-ти человек.

Целью исследования было определение влияния цветового оформления школьных помещений на усвоение эмоциональное состояние, знаний, адаптацию и психологическое состояние обучающихся [7].

Для второго эксперимента так же участвовало группа из 14 человек. Данный эксперимент проводился при помощи методики САН. Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН. Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека.  В качестве целей исследования учёные выделили:
  • оценку психического состояния испытуемого;

  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;

  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН. Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро — первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

Инструкция по организации диагностики:

  1. Взрослый выдаёт испытуемому опросник.

  2. Затем доступно объясняет ребёнку, что перед ним расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно.

  3. Экспериментатор также оговаривает: если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.

Обработка и интерпретация опроса. Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 — 2 очка, 3 — 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 — в 6, 3 — в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное — высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):



Исследуемое состояние

Вопросы, которые его выявляют

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

Активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

Эмоциональное состояние или настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

По общей сумме — от 10 до 70 баллов — можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:

  • меньше 30 — плохой показатель;

  • от 30 до 50 — средний;

  • больше 50 — высокий.

Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.



2.2. Результаты исследования

Проведя устный опрос, из 14 участников опроса:

45% учащихся считают, что зеленый и желтый самые приятные цвета для оформления кабинетов, объясняя это тем, что желтый и зеленые цвета улучшают их настроение, тем самым увеличивается работоспособность.

17% считают, что оранжевый, также благоприятный цвет для оформления кабинетов.

28% считают, что белый цвет больше всего подходит для оформления кабинетов.

10% считают голубой цвет расслабляющим.

18% отметили, что красный цвет угнетает и отвлекает от работы, а в большом количестве вызывает раздражение.

Эмоциональное состояние учеников 5 «ә» класса КГУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Семей оценивалось с целью определения эмоционального состояния в учебных комнатах разного цвета. В школе имеются кабинеты разных цветовых гамм.

  1. Белая комната – кабинет биологии;

  1. Серая комната – кабинет русского языка и литературы;

  1. Желтая комната – кабинет самопознания;

  1. Зеленая комната – кабинет географии;

  2. Синяя комната – кабинет начальных классов.

Таблица 1 - Результаты САН учащихся 5 «ә» класса в разных комнатах:

Школьники оценивали свое самочувствие в разных комнатах:

1.белая комната – кабинет биологии;

2.серая комната – кабинет русского языка и литературы;

3.желтая комната – кабинет самопознания;

4.зеленая комната – кабинет географии;

5.синяя комната – кабинет начальных классов.



САН

самочувствие

активность

настроение

кабинеты

белая

серая

желтая

зеленая

синяя

белая

серая

желтая

зеленая

синяя

белая

серая

желтая

зеленая

синяя

Средний балл

61

43

65

69

48

62

54

67

70

50

65

59

68

69

62

Данный факт позволяет сделать заключение о положительном психоэмоциональном состоянии большинства обследуемых учащихся 5 «ә» класса, а также об отсутствии у них серьезных стрессов и расстройств.

Диаграмма: самочувствие

Диаграмма: активность

Диаграмма: настроение

Выбор учащихся в зеленой комнате, в целом, заметно отличается от выбора учащихся в других комнатах.

Рекомендации по выбору цвета при окраске помещений школы

Учитывая результаты теста, мы составили следующие рекомендации для администрации школы:

Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки жёлтого и зеленого. Жёлтый и зеленые цвета активизируют умственную деятельность и способствует концентрации внимания.

Спортзал - выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый весёлый цвет.

В основе колорита школьной столовой должны лежать светло-жёлтые и бежевые оттенки: тёплые тона улучшают аппетит, стимулируют работу.

Для актового зала - приемлемы самые разные решения, но специалисты по цвету думают, что удачнее всего сочетание светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей.

Лестничные проёмы - должны быть зелёными. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение.

На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зелёный будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему[10].















Заключение

В результате выполнения научно-исследовательского проекта на тему "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников" была исследована гипотеза - предположение о том, что цветовой дизайн кабинетов может оказать влияние на эмоциональное состояние школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

В ходе исследования поставленная цель была достигнута.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. Изучили научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик.

2. Получили представление о влиянии основных цветов на эмоциональное состояние школьников.

3. Изучили и провели методику САН.

4. Разработали рекомендации по использованию цветовой гаммы в учебных кабинетах и прилегающих помещениях.

5. Обработали полученные данные и сделали вывод.

В процессе выполнения проекта "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников" использовались такие методы исследования, как: теоретический анализ литературы и нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, наблюдение, обобщение, устный опрос.

Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод:

Было установлено, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает эмоциональное состояние школьников.

Цвет существенно влияет на эмоциональное состояние ученика, на поведение, самочувствие и работоспособность.



Литература

1. Постановление "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" от 29.12.2010 № 189 // Вестник образования. 2011 г. № №9. Ст. №27 с изм. и допол. в ред. от 24.11.2015.

2. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - М.:Реч, 2005.

3. Гехт К., Психогигиена / Г. С. Чернов; под общ. ред. Л. А. Богданович. – М.: ПРОГРЕСС, 1979. – 176с.

4. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 94 стр.

5. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: «ЭКСМО – Пресс», 1998. 156с.

6. Миронова Ю.А. Цветоведение. Минс, 1984.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480с.

8. Уилен Б. Психология цвета. – СПб.: ООО «Калина», 2006.

9. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. М., 1973.

10. Шалимова Л.А. Культура восприятия семантики цвета в тесте М. Люшера / Л. А. Шалимова. // Мир науки, культуры, образования. –2014. –№1.– С. 251-255.








Аннотация


Человек живет в мире различных цветов и воспринимает его посредством цветов. В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.

Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные цвета, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Вот и мы решили изучить эту тему более подробно.

Представленный научно-исследовательский проект по психологии "Влияние цвета на эмоциональной состояния школьников" посвящен изучению влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на эмоциональное состояние учащихся и выработке рекомендаций по оформлению помещений школы.

В данной исследовательской работе по психологии на тему "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников" проанализирована научная литература по изучению цвета и его характеристик, исследовано влияние основных цветов на работоспособность учащихся, проведен тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение) и устный опрос.

В проекте о влиянии цвета на эмоциональное состояние школьников доказывается, что цвет учебных помещений школы существенно влияет на состояние ученика, на поведение, самочувствие и работоспособность.







12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Научная работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников"

Автор: Қалиева Айна Нұрғазықызы

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Сценарий занятия по внеурочной деятельности по курсу "Почемучкина школа"( проектная деятельность) на тему "Чашка чая". "
    ["seo_title"] => string(133) "stsienarii-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-kursu-pochiemuchkina-shkola-proiektnaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-chashka-chaia"
    ["file_id"] => string(6) "104412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402690514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного "
    ["seo_title"] => string(84) "osobiennosti-zdorov-iesbierieghaiushchiei-tiekhnologhii-po-mietodikie-v-f-bazarnogho"
    ["file_id"] => string(6) "247011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446482977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разнообразие форм экологического воспитания детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(90) "raznoobraziie-form-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "155124"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421245643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства