kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика «Гимнастика мозга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика "Гимнастика мозга" разработанна по материалом книги Чупаха И.В., Пужаева И.Ю. Здоровьезберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. -Мю:Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004 г.-400с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика «Гимнастика мозга»»

Методика «Гимнастика мозга»



Интерпретация и адаптированный вариант работы доктора Пола Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».

Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности.

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любо­го возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5—7 минут) занятий дают высокую умствен­ную энергию.

Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энер­гия к учебе.

Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т. е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.


1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и де­лать их «перекрестную» работу лучше.


1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или
пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходь­бе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой ле­вого колена.


1.2. Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой од­новременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.


1.3. Упражнение «Двойной рисунок».

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

  • навстречу друг другу;

  • вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;

  • разводя в разные стороны.


1.4. Упражнение «Алфавит восьмерками».

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим об­разом:

  • симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмер­ки, например: х, ф.

  • асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.

  • асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмер­ки, например: р, т.



Правильное расположение:


  1. Упражнение «Слон».

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.


  1. Упражнение «Вращение шеи».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сто­рону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.


1.7. Упражнение «Рокер» расслабляет бока после длительного сидения.

Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед -
до тех пор, пока напряжение не исчезнет.


1.8. Упражнение «Брюшное дыхание», выполняется перед обедом для того, чтобы

расслабиться и лучше переварить пищу. Положите руку на брюш­ную область.

Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками словно стремитесь

удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно

шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе.

Повторите выдох, и при этом прогни­те спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.


1.9. Упражнение «Перекрестный шаг сидя».

Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противо­положных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено — правый локоть.


1.10.Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками.

Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.


2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.


  1. Упражнение «Сова».

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.


  1. Упражнение «Активизация руки».

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, а от себя.


2.3. Упражнение «Сгибание стопы ног».

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.


2.4. Упражнение «Помпа икр ног».

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойди­те от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.


2.5. Упражнение «Гравитационное скольжение».

Сядьте в кресло. Скрести­те ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (пра­вую на левую, левую на правую).


2.6. Упражнение «Заземлитель».

Стоя свободно, разведите нога в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, со­гните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усили­вает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повто­рите его по отношению к левой ноге.


3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать миллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.


3.1. Упражнение «Кнопки мозга», выполняется перед чтением.

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую на нижнее ос­нование ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.


3.2. Упражнение «Кнопки Земли».

Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя паль­цами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держи­те руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.


3.3. Упражнение «Кнопки баланса».

Сядьте удобно. Надавите пальцами пра­вой руки за правым ухом в углублении у

основания черепа, а левую руку положите на пупок. «Вдохните» энергию. Минутой

позже надавите в углублении за левым ухом и «выдохните» энергию.


3.4. Упражнение «Кнопки космоса».

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку

положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по

позвоночному столбу.


3.5. Упражнение «Энергетическая зевота».

Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.


4.Упражнение «Крюки».

Поза, углубляющая позитивное отношение, под­нимает настроение. Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты. Вышеописанные 22 упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития тренинга определенных навыков и способностей.


Таблица 1. Представляет систему использования упражнений для развития

следующих навыков:

  • активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5; 3.2; 3.4);

  • понимающее чтение, т. е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения: 1.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);

  • письмо, правописание (упражнения: 1.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5)

  • математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами (упражнения: 1.3; 1.5; 1.6; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1);

  • навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения: 1.1; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);

  • творческое мышление, т. е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1; 1.3; 1.7; 1.10; 2.2; 3.1; 3.2);

  • выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3; 1.1; 1.8; 2.3; 3.3; 3.4);

  • быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения: 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);

  • навыки самосознания. Образ «Я». Способность сохранять самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6; 1.9; 3.1; 3.3; 3.5; 4.1);

  • координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1; 1.7; 1.8; 1.10; 3.3; 3.4; 3.5).

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга опрeделенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашним заданий или контрольной работы.

В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совер­шенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российс­кой образовательной

системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинесиологии — науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.




Таблица функциональной направленности упражнений

«Гимнастика мозга»


Сферы

воздействия




Упражнения

Активное слушание

Понимающее чтение

Письмо

Математика

Выполнение

домашних заданий

Творческое

мышление

Выполнение контрольных работ

Быстрое чтение

Навыки самосознания

Координация тела

1.1. Пеоекрестные шаги





+

+

+

+


+

1.2. Ленивые восьмерки


+

+





+



1.3. Двойной рисунок



+

+


+

+




1.4. Алфавит восьмерками


+

+





+



1.5. Слон

+



+

+






1.6. Вращение шеи



+

+

+




+


1.7. Ракер






+




+

1.8. Брюшное дыхание







+



+

1.9. Перекрестные шаги сидя









+


1.10. Энергизатор






+




+

2.1. Сова



+

+

+



+



2.2. Активизация руки



+


+

+


+



2.3. Сгибание стопы ног


+





+

+



2.4. Помпа икр ног


+

+

+




+



2.5. Гравитационное скольжение


+

+

+




+



2.6. Заземлитель


+






+



3.1. Кнопки мозга




+


+



+


3.2. Кнопки Земли

+




+

+





3.3. Кнопки баланса





+


+


+

+

3.4. Кнопки космоса

+

+





+

+


+

3.5. Энергетическая зевота









+

+

4.1. Крюки

+






+


+





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методика «Гимнастика мозга»

Автор: Шагуева Анна Николаевна

Дата: 20.04.2018

Номер свидетельства: 467054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Урок  гимнастики в школе "
    ["seo_title"] => string(26) "urok-ghimnastiki-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "199289"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428562516"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-kinieziologhichieskikh-uprazhnienii-dlia-raboty-s-dieviantnymi-podrostkami"
    ["file_id"] => string(6) "155776"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421323703"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Корригирующая гимнастика в школе - зачем она нужна. "
    ["seo_title"] => string(60) "korrighiruiushchaia-ghimnastika-v-shkolie-zachiem-ona-nuzhna"
    ["file_id"] => string(6) "104212"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402677113"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Для чего нужно пальчиковая   гимнастика?» "
    ["seo_title"] => string(45) "dlia-chiegho-nuzhno-pal-chikovaia-ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "203637"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429526916"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Консультация для воспитателей Гимнастика в раннем возрасте детей."
    ["seo_title"] => string(73) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_gimnastika_v_ranniem_vozrastie_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "390954"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486909439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства