kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая рекомендация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.Включение в традиционные педагогические занятия  элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательных эффект, нежели стандартные формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация »

Песочная терапия –психотерапевтический метод.


Дружкова Ольга Николаевна

педагог-психолог

МОУ «Детский дом» г. Трёхгорный



Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику — техника «построения мира».
В 1950-х годах швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, глубоко изучив методику «построения мира», начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, ставшую впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д. Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К. Г. Юнга. Технология работы с песком была модифицирована ею в соответствии с теоретической базой.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

  • Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

  • Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

  • Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

  • Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

  • Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.


Песочная терапия напоминает арт-терапию, обе эти методики основываются на утверждении, что выражая свои мысли вербально, люди наталкиваются на определенный барьер, мешающий им высказать все тревоги. Выражая символами, человек может обойти этот барьер и продвинуться глубже в свое бессознательное, найдя там скрытые проблемы. Песочная терапия удобна тем, что элементы, созданные с помощью песка легко изменять, что позволяет работать с символами и анализировать их.
Метод песочной терапии используется в гештальт-терапии, групповой психотерапии, семейной терапии, арт-терапии – это позволяет психологу расширить свои диагностические и коррекционные возможности в работе с детьми и взрослыми, особенно в случае закрытости клиента или избегания обсуждения отдельных тем. Используя данный метод, психолог одновременно может решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент решает задачи самовыражения, самоактуализации. Развитие сюжета песочницы помогает психологу видеть динамику продвижения клиента, застойные ситуации, которые требуют дополнительного ресурса либо проработки, показывает на каком этапе находится клиент. Цикл, через который проходит сюжет песочных картин, может длиться несколько месяцев. Циклы сменяют друг друга вместе со сменой актуального внутреннего конфликта клиента.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Изначально, игра с песком применялась только при работе с детьми, но очень быстро, эта методика вошла и во взрослую психотерапию. Для взрослых игры с песком – это возможность облачить свои бессознательные тревоги и страхи в форму образа, созданного с помощью песка. Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.

Песок может принимать участие во всех видах детских развивающих и коррекционных занятий, воздействуя на ребенка комплексно, он способствует развитию пространственного мышления и воображения, обеспечивает синхронизацию работы рук, развивает тактильную чувствительность и способствует концентрации внимания. Занятия с таким песком будут очень эффективны для детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ), для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития, для детей, имеющих травматический опыт.

Включение в традиционные педагогические занятия элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательных эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход. Так например, психолог предлагает ребенку построить «мир» отражающий на прямую его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы, которые можно использовать для работы с детьми: «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа», «Сказочная страна», «Мой мир», «Волшебный город», «В гостях у Песочной феи».

Примерными темами для подростков могут быть: «Моё будущее», «Я и мой мир», «Картина про меня», «Я-реальное», «Моя мечта», «Создание песочной мандалы», «Идеальный мир». Примерными темами для взрослых могут быть: «Моя семья» ,«Я и моя работа», «Мой внутренний мир»,«Мой коллектив», «Параллельные миры».

Играя с песком, можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояние, проблемы. Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем- либо. В ситуации проигрывания травматического опыта, можно предложить ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить, найти выход и решения.

Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов и психотерапевтов, но и учителей, дефектологов, социальных работников и логопедов.



Психопрофилактические игры с песком

Любые самостоятельные игры детей с песком обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций(пересыпание, закапывание, сжимание) до сложных сюжетно-ролевых игр. Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы в индивидуальной форме, так и в коррекционно- развивающей работе с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Упражнение «Песочный ветер» ( Дыхательное упражнение ).

Цель: Научить детей управлять вдохом-выдохом.

Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

Упражнение «Песочный дождик» Цель: Регуляция мышечного напряжения, расслабление. Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого (на свою ладонь). Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Цель :Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, речи.

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами:камешками,семенами,бусинами,пуговицами,манетами.Ребёнок может дать название своему «песочному кругу».Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Игра-упражнение «Чувствительные ладошки»

Цель :Развитие тактильной чувствительности, воображения.

На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям

Психолог: Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. А вы? (Ответы детей)

Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы? (Ответы детей)

Далее психолог переворачивает свои руки ладонями вверх.

Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Теперь я по - другому чувствую песок, по - моему он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? Мне не очень удобно держать так руки. А вам?

Если у детей похожие ощущения, то можно обсудить, как сделать лучше

Психолог: Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея

- Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения

- Пройдитесь ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами.

- А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры

- Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой. Потом - одновременно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками)

- А теперь нарисуем с вами солнышко из отпечатков наших рук……

- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение.

Рефлексия.


Список литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

2.Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.

3.Люшер М. Сигналы личности. – Воронеж, 1993.

4.Штейнхард Ленор.// Юнгианская песочная терапия.// СПб.: Питер, 2001

5.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СП


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая рекомендация

Автор: Дружкова Ольга Николаевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СУПОВ И СОУСОВ" "
    ["seo_title"] => string(149) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-vnieauditornoi-samostoiatiel-noi-raboty-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-supov-i-sousov"
    ["file_id"] => string(6) "150456"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420479789"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ "ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЛАДКИХ БЛЮД И НАПИТКОВ" "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vypolnieniiu-laboratornykh-rabot-po-profiessional-nomu-moduliu-prigotovlieniie-sladkikh-bliud-i-napitkov"
    ["file_id"] => string(6) "151008"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420620014"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)» "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-vnieklassnoi-rabotie-po-uchiebnoi-distsiplinie-iestiestvoznaniie-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173808"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424025407"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(75) "obshchiie-mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "178696"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424872628"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-konspiektov-na-uchiebnoi-distsiplinie-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "163770"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422538424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства