Просмотр содержимого документа
«Лекторий для родителей "Типы характера детей и рекомендации по их воспитанию"»
Типы характера детей и рекомендации по их воспитанию
ХОЛЕРИК
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке – реакция может быть самой разной. Холерик это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить своё решение в последнюю минуту.
Рекомендации
Занятия и увлечения. Главное – повернуть энергию в нужное русло. Холерикам рекомендовано заниматься подвижными видами спорта – это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат рассчитывать силы. Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз – лучше меньше, да лучше. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал её до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.
Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в новом коллективе. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения. Покажите ему способы выхода накопившихся негативных эмоций. Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, и у вас будет хороший шанс приучить его быть терпеливым и внимательным.
САНГВИНИК
Живой, жизнерадостный, сильный человек. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях остается собранным и деловитым. Сангвиники – эмпаты, то есть легко понимают других людей и принимают такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение. Часто не доводят начатое дело до конца, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку.
Занятия и увлечения. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательными, но не следует перегибать палку. Вы можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, то ребенок будет бросать дело, как только оно потребует от него непривычных усилий.
Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих.
ФЛЕГМАТИК
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения. Редко обижается, но если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.
Рекомендации
Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать поговорка – тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Развивайте творческое мышление ребенка рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
Общение. Крайне важно его научить понимать эмоции и чувства других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать своё мнение и защищать его, иначе он будет подстраиваться под поведение окружающих и заимствовать их точку зрения.
С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие соблюдали все те правила, которые он установил для себя сам. Вы рискуете вырастить упрямого зануду, если не научите его терпимости. Такой человек может и не расстроится, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить как он, флегматик отнесет к категории «неправильных» людей. Помогите флегматику научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.
МЕЛАНХОЛИК
Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Дети с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки. Меланхолики склонны к самокопанию и постоянно не уверены в себе.
Рекомендации:
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится со всеми. Прорепетируйте с ним первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом «Людям свойственно ошибаться». Для меланхолика важно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Даже если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решил заняться этой деятельностью. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он может справиться с задачей. Напоминайте ему о прошлых успехах.
Общение. Такие дети часто чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в новых делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем близким человеком, которому он сможет довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать своё мнение, но ни в коем случае не давите на него.