Консультация для родителей: "Продуктивный стиль общения с детьми"
Консультация для родителей: "Продуктивный стиль общения с детьми"
Консультация для родителей начального звена в коррекционной школе-интернат. Даны методические рекомендации родителям для улучшения детско-родительских отношений в семье, раскрыты практические приемы продуктивного стиля общения родитель-ребенок для построения правильного поведения ребенка в семье и обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Продуктивный стиль общения с детьми"»
Продуктивный стиль общения с детьми.
Одна из причин детских срывов в поведении – несовершенство взаимодействия. Мы, взрослые, уверены, что если будем принимать ребенка, то он останется таким, какой есть. Часто взрослые полагаются на язык неприятия, критику, осуждение и т.д. Наказывая ребенка, мы хотим сделать как лучше.
На самом деле, дети становятся такими, какими их считают взрослые. Если мы видим детей послушными, то они и станут такими. Ну а если нет, то нас ждет отрицательный результат.
Дети не всегда ведут себя так, как нам хочется. Важно понять, что именно в общении нужно изменить, чтобы сделать его продуктивным.
Принимая любое детское поведение, вы принимаете себя как взрослого (родителя, учителя и воспитателя). Вас все устраивает? Есть над чем задуматься. Вам помогут эти рекомендации.
Найти подход к ребенку. Сначала поймите, что ждать от ребенка, а затем объедините это с его возможностями. Возможно, ребенок обладает определенным типом восприятия информации, плохо воспринимая ее на слух, или ему трудно усвоить большой текст сразу – ему требуются пошаговые инструкции. Постоянно учитывайте его особенности.
Говорить с ребенком на одном языке. Ребенок что-то не понимает, потому что ему плохо объясняют. Учитесь говорить с детьми на их языке.
Наблюдать за ребенком. Люди часто говорят не то, что думают, и скрывают эмоции. Это относится и к детям. Детям трудно скрыть свои эмоции, и при наблюдении становится очевидным, что нравится ребенку, что вызывает у него негатив, а что откровенно ранит.
Отказаться от нереальных задач. Нужно ли мучить ребенка музыкальными занятиями, если у него нет слуха? Ответ очевиден. Это правило должно соблюдаться во всех сферах деятельности. Откажитесь от собственных идей и ожиданий. Важно то, что может ребенок, а не то, что ждете мы.
Воспитание не имеет временных ограничений. Воспитание не заключается в нотациях. Воспитательный процесс протекает постоянно – даже тогда, когда ребенка нет рядом. Дети имеют свойство меняться. С возрастом меняются характер, внешность, интересы и склонности ребенка. Учитывайте эти изменения в процессе воспитания.
Устанавливать для ребенка личные границы. Безусловное принятие не означает вседозволенности. Не отказывайтесь от требований к своим детям. Ребенок должен понимать границы своей дозволенности.
Примите ребенка таким, какой он есть, и вы научите его принимать себя. Это очень важно для его будущего. Взрослый человек, знающий свои особенности, интересы, способности, имеет больше шансов быть счастливым и успешным.
Как же по-другому взглянуть на проблемы нашего общения с детьми? Понять чему нас учит ребенок в данной ситуации.
Ребенок как лучший учитель.
1. Дети указывают на наши слабые стороны
Подумайте и выпишите на листе три черты характера вашего ребенка, которые вас раздражают. Возможно, вы напишете: забывчивый, безответственный, упрямый, невнимательный, апатичный. А затем спросите себя: есть ли у вас эти черты характера – хотя бы частично или иногда? Если честно дадите себе ответ на этот вопрос, то поймете, что дети своим поведением кричат взрослым о том, где у них слабые стороны.
2. Дети тренируют в родителях терпение
Все дети тренируют в родителях терпение. Знаете ли вы хоть одного олимпийского чемпиона или выдающегося человека, который достиг успеха без терпения? Так вот, наши дети верят в нашу гениальность и тренируют нас, тогда как мы, взрослые, ежедневно сомневаемся в себе. То есть, наши дети все услышали с первого раза, но делают вид, что не слышат, чтобы мы с вами достигли успеха. Подумайте, что, кроме терпения, развивает в вас ваш ребенок. Возможно, это фантазия, креативность, настойчивость. Но главная черта, в которой ребенок нас тренирует, это именно то, что поможет родителям как паре достичь счастья и гармонии.
3. Ваши дети ничего вам не должны
Ходили ли вы когда-нибудь в детский дом или общались с детьми с инвалидностью? Что вы чувствовали? Вам, наверное, было сложно, вы сопереживали, ваше сердце открывалось. Я часто ходила со своими студентами в детдома проводить арт-терапию, и точно знаю, что там хочется усыновить каждого ребенка. А что происходит, когда мы приходим домой? Требования к собственным детям — ты сделал уроки? Почему в комнате не убрано? Почему в планшете сидишь? Мы обращаемся со своими детьми так, будто они нам должны. Когда мы закрываем сердце для своих детей, они начинают болеть, у них случаются неприятности. Любите своих детей, пока они здоровы, счастливы, пусть даже немного непослушны. Запомните: когда мы кричим на детей, они чувствуют это так, будто их сдали в детдом — они в этот момент не нужны.
4. Откройте сердце
Бывало ли так, что слушаете ребенка и думаете: что за глупости ты несешь? Вспомните, как вы реагируете, когда полную чушь лепечет младенец? Вы любуетесь, восхищаетесь этим лепетом. Так же с эмпатией и терпением мы воспринимаем слова очень старенькой бабушки, ведь понимаем и уважаем ее возраст. И только когда ребенок начинает нести глупости, мы его ругать. Каждый раз, когда вы думаете, что он говорит ерунду, осознайте свои чувства – злость, раздражение, гнев. То, что может показаться ерундой для вас, для ребенка может быть страхом выразиться, неумением рассказать — чем угодно, только не бредом.
5. Видеть ребенка, а не проблему
Спросите себя: вы видите своего ребенка или проблему? Представьте, как живется человеку, когда замечают не его самого, а только проблемы, связанные с ним: не делает, не слушает, не отвечает, не спит, сидит в гаджете, носит сигареты в кармане и т.п.
6. Ребенок проверяет вас на способность любить
Как говорить с детьми о взрослении: можно направить средства и собственные силы на что-то полезное и хорошее для другого. Дети очень любят делать добрые дела, но они не терпят излишнего контроля и командования вроде: «Ты должна покормить кота, потому что он там несчастный умрет на морозе». Просто скажите, что вы не успеваете это сделать, и передайте инициативу и ответственность: «Покорми кота, я очень спешу».
7. Хвалите за действия и отношения
Для воспитания в ребенке мужских качеств хвалите за действия: классно, что ты записал видео, классно, что ты принес эту книгу, классно, что ты написал пост. Хвалить за конкретные действия — это инициировать развитие уверенности в себе, напористости. Если хотите, чтобы развивалось женское начало, хвалите ребенка за отношения: как замечательно, что ты сегодня погулял с братом, как хорошо, что ты сегодня позвонила бабушке. Акцентирование на отношениях и контактах с людьми будет развивать женскую структуру личности, как у девочек, так и у мальчиков.
8. Отказаться от мысли, что вы знаете, как лучше для ребенка
Когда ребенку исполнится 8 лет, начните спрашивать: как ты считаешь, как лучше сделать? Чем раньше мы начнем советоваться с детьми, тем больше ответственности они на себя будут брать. Ребенок точно расскажет вам, как хочет, чтобы с ним обращались и к нему относились.
9. Научитесь слушать молча
Освойте технику пассивного слушания: ребенок вам рассказывает, а вы молча слушаете и жестами показываете, что слышите и понимаете. Не задавайте вопросы для уточнения, не ведите ребенка за своими мыслями, не превращайте разговор в расспросы. Ребенок расскажет только то, что считает нужным и важным рассказать, а вы доверяйте тому, что ребенок рассказал вам самое важное о себе. Так вы покажете свое принятие его. И когда позже наступит период «секретов», подросток не будет бояться поделиться. А потом наступит момент, когда ребенок спросит: а как у тебя прошел день? Вот тогда вы расскажете о себе.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
Давайте посмотрим, как мы, на самом деле, любим своих детей. Выполним следующее упражнение – «Я хороший учитель (родитель), потому что…». Написать 3 – 5 вариантов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.
Давайте посмотрим, какими мы видим своих детей. Выполним следующее упражнение – «Мой ребенок…». Отметить 5 – 10 вариантов характеристик – как положительных, так и отрицательных.
Рядом с отрицательными характеристиками, которые вы дали ребенку, написать соответствующие положительные. Например,