Компьютер прочно завоевал свое место в учебно-воспитательных учреждениях, в общественных местах досуга и домах жителей больших и малых городов. Но нельзя оставить без внимания и его приход в сельскую школу. Все шире персональные компьютеры (далее – ПК) используются на занятиях в образовательных учреждениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Компьютер прочно завоевал свое место в учебно-воспитательных учреждениях, в общественных местах досуга и домах жителей больших и малых городов. Но нельзя оставить без внимания и его приход в сельскую школу. Все шире персональные компьютеры (далее – ПК) используются на занятиях в образовательных учреждениях. Однако далеко не все педагоги задумываются о том, что компьютер, выступая эффективным средством усвоения знаний, имеет и целый ряд негативных черт. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего интеллектуального развития ребенка: специальные компьютерные программы развивают у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать; дают возможность ребенку менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребенку и разнообразный красочный материал для осуществления творческого замысла: экспериментировать можно бесконечно. Перечень положительных сторон использования ПК можно было бы продолжить, но нельзя не остановиться и на тех моментах, которые настораживают и тревожат.
В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем − как общих, так и специфических связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и ПК. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей ПК, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности.
Наблюдения за взрослыми операторами ПК убедительно доказали, что работа, выполняемая в специфических условиях, очень утомительна: «общение» с дисплеем отличается от других видов деятельности рядом особенностей: в первую очередь тем, что сопровождается длительным напряжением зрительного анализатора, функционирующего в специфических условиях внешней среды (рассматривание информации в виде мелких знаков (букв, цифр) на светящемся и незаметно пульсирующем экране видеотерминала с близкого расстояния). Периодический перевод взора на клавиатуру или текст, расположенные на столе, связан с работой органа зрения в уже других условиях освещения. Поэтому напряжение глаз превосходит таковое в других условиях зрительной работы: при чтении книг, учебников и даже при просмотре телевизионных передач. Кроме того, работа на компьютере связана со значительным нервно-эмоциональным напряжением, а статическая рабочая поза сопровождается длительным напряжением мышц плечевого пояса и, следовательно, тоже отличается от позы на обычных учебных занятиях.
Помимо всего прочего, в помещениях с работающими компьютерами повышается (часто выше нормы) температура воздуха, снижается относительная влажность, окружающие предметы заряжаются статическим электричеством, в неблагоприятную сторону изменяется соотношение легких и тяжелых ионов (последние превалируют). Это снижает работоспособность пользователей, а при длительном общении с компьютером может привести и к нарушениям здоровья.
Слабость, общее утомление, нервозность, головные боли, боли в области спины и шеи, зрительное утомление, двоение в глазах, раздражение, покраснение, конъюнктивы, нарушение цветового восприятия отмечают все специалисты. Расстройства зрения в 45 % случаев связываются с нарушением аккомодации глаза. Этому способствует длительное фиксирование напряжения аккомодационной системы глаза, а также мерцание изображения на экране.
Длительное нахождение за компьютером провоцирует искривление позвоночника. А так как дети не имеют такой привычки, чтобы через каждые 15-20 минут отходить от монитора, чтобы сделать какие-либо физические движения или упражнения, то здесь еще одно негативное влияние на организм ребенка.
Работа с клавиатурой и мышкой способствует сильному напряжению кистей рук у малыша, что в дальнейшем может привести к атрофированию некоторых частей рук.
Изменения отмечаются в разных органах и системах организма, но в первую очередь страдают зрение и нервная система. Наряду с перечисленными явлениями, многие испытывают значительный мышечный дискомфорт. Симптомы его различны: боли в мышцах, скованность, чувство утомления, тремор, судороги. Страдают мышцы всего тела, но главным образом, мышцы верхнего плечевого пояса.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!
1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
Таким образом, специфичность влияния работы на ПК не может не быть учтена педагогами, которые с удовольствием берут на вооружение это средство обучения, забывая о необходимости ограничений в его использовании. Особое внимание нужно уделять и родителям обучающихся к своим детям, так как, будучи ограниченными во времени, они часто рассматривают Интернет как способ быстрого получения информации, необходимой для выполнения домашних заданий, ребенком и забывают о негативном воздействии гаджетов на его здоровье.
Литература
Емельянова В.В «Формирование информационных компетенций на уроках информатики»
Дудник О. В.Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу. 2007
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. —М.: Просвещение, 2011.
Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007
«Использование ИКТ на уроках математики».// metodik. dok 31 KB
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.//kexter.ru
Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.//natalirudenko.ru