Родительское собрание.
Тема: «Дети и компьютер».
Цель:
* обсудить волнующие родителей вопросы, связанные с проблемой «Дети и компьютер»,
Форма:
♦ информационно-аналитический лекторий.
Участники:
♦ родители, классный руководитель, школьный
врач, преподаватель информатики.
Подготовительный этап:
Классному руководителю необходимо:
- провести анкетирование родителей по проблеме «Компьютер за и против»;
- подготовить памятки для родителей.
План
- Информационный лекторий.
- Обмен опытом семейного воспитания.
Ход собрания
Компьютер стал привычным атрибутом современности. Владение компьютером становится необходимостью для каждого специалиста. Компьютер с успехом осваивают дошкольники, а в школах изучение информатики начинается со второго класса. Дети с большим интересом обучаются работе на компьютере, очень многие быстро переходят с ним «на ты», зачастую становятся консультантами своих родителей.
К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умение прогнозировать. Компьютер, располагая большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей, пространственных представлений ребенка.
Программы обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное мышление, открывают возможность обучения конкретного ребенка с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста.
Компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность. Однако с очевидными преимуществами обучения детей работе на компьютере возникают и серьезные проблемы, на которые классный руководитель обратит внимание родителей.
Прежде всего, родителей волнует проблема — влияние компьютера на здоровье ребенка.
По данным экспертов ВОЗ, до 92% взрослых, работающих на компьютере, жалуются в конце рабочего дня на различные неприятные ощущения и усталость, которые в дальнейшем приводят к неблагоприятным последствиям. Чаще всего страдают глаза; через несколько часов работы появляются чувство жжения -—словно в глаза попал песок, болят веки.
Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1—2 ч, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя усталость, не в силах оторваться от него по несколько часов.
Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в школе, то много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо; без конца просыпается, будит родителей. Велико же бывает их удивление, когда они узнают, что виновник всего — любимый компьютер!
При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие факторы: — излучение от компьютера;
— изменение качества воздушной сферы в помещении, где находится компьютер;
— особенности условий зрительной работы;
- длительность и сложность различных видов работ.
Электромагнитные излучения от новейших компьютеров, по Данным экспертов ВОЗ, соответствуют нормативам. Измерения рентгеновского излучения от компьютеров показывают, что оно находится на уровне фона Земли. Вместе с тем, от боковых и задних стенок компьютеров старых моделей уровень низкочастотных электромагнитных излучений может быть повышен. В помещении с работающим компьютером температура может повышаться до 26-28 °С. При норме 60% относительная влажность может снизиться до 40%, причем содержание двуокиси углерода увеличивается. Воздух при этом ионизируется, повышается содержание положительных (тяжелых) ионов-, что неблагоприятно влияет на работоспособность. Ионы, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают вдыхательные пути. Некоторые люди, особенно дети, чувствительны к этим изменениям воздуха. Иногда у них появляется першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых.
Есть и еще ряд факторов, о которых должны знать родители.
Ребенок 6-7 лет — бурно развивающейся организм. В частности, продолжает развиваться костная система, кисть руки еще находится в стадии развития. Интенсивные преобразования претерпевает такая важная для обучения функция — произвольного внимания. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам». Вот почему любая работа для младших школьников, в том числе и длительность их общения с компьютером, строго нормируется.
Длительная работа на компьютере сопровождается напряжением зрительного анализатора. Периодический перевод взгляда на клавиатуру или текст, расположенный на столе, требует быстрой адаптации глаз к иным условиям освещения. Поэтому напрягать глаза в этих условиях приходится сильнее, чем при зрительной работе, например, при чтении книг, просмотре телепередач.
Работа на компьютере связана со значительно нервно-эмоциональным напряжением ребенка. Очевидно, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс. Исследования показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников. А статическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, значительно большую, чем при обычных учебных занятиях.
Эти факторы могут ухудшать состояние ребенка и снижать его работоспособность. Все это свидетельствует о том, что использовать компьютер в процессе обучения младших школьников нужно с большой осторожностью.
К основным факторам, приводящим к переутомлению детей при работе на компьютере, можно отнести условия организации Занятий и функциональное состояние ребенка. Многочисленные исследования, которые легли в основу «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», свидетельствуют о том, что занятия младших школьников на компьютере не должны превышать 15 мин. Детям, отнесенным к группе риска по состоянию зрения (оба родителя близорукие), общение с компьютером необходимо сократить до 10 мин. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у детей и обращать внимание на их заверения о том, что они не устали. Объективные результаты исследований функционального состояния детского организма свидетельствуют об утомляемости детей при работе на компьютере больше 15 мин
Памятка родителям
«Как избежать переутомления ребенка при работе с компьютером».
1.Если вы решили ребенку купить компьютер, не экономьте на качестве.
2. Располагать компьютер следует на столе в углу комнаты, задней его частью к стене. Стол должен стоять в хорошо освещенном месте, так, чтобы на экране не было бликов.
- Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке.
- Для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола 54 см, высота сиденья стула — 32 см; для детей ростом выше 130 см — соответственно 60 и 36 см, стул должен быть обязательно с твердой спинкой.
- Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от дисплея. Поза ребенка — прямая или слегка наклонная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуть в тазобедренном и коленных суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).
- В помещении, где используется компьютер, ежедневно делайте влажную уборку и проветривайте его.
- Обязательно протирайте монитор компьютера до и после работы тряпкой или губкой.
- Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.
- Особенно тщательно подходите к отбору компьютерных программ для детей. Они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
- Младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 мин, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья— только 10 мин в день. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
- После каждого занятия проводите с ребенком офтальмотренаж (упражнения для глаз) и общеукрепляющие упражнения.
Упражнения для глаз.
- На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.
- Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6.
- Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх—вправо— вниз—влево и в обратную сторону: вверх — влево — вниз — вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
- Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счет 1-4 — вверх, на счет 1-6 — прямо. Проделать движения глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем, на счет 1-6, посмотреть прямо.
- Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстоянии 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
- «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за окном.
- Перемещать взгляд по траекториям, изображенным на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против.
Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая длительность офтальмотренажа должна равняться 2 мин.
Зрительная гимнастика помогает восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаз и предупредить его переутомление.
Весьма немаловажной является проблема психологического влияния компьютера на детский организм. Очень часто родители сталкиваются с проблемой чрезмерной увлеченности компьютером, когда требуется приложить немало усилий, чтобы оторвать ребенка от компьютера.
Компьютерный мир, в который погружается ребенок, так занимателен, красочен, динамичен. Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, они легко погружаются в жизнь компьютерных героев. Психологи, изучающие влияние компьютера на детскую психику, считают, что привычка действовать в виртуальном мире может нарушить восприятие ребенком реального мира. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми может вызвать у ребенка такие отклонения в развитии личности, как уход в себя, аутизм — состояние психики, характеризующееся замкнутостью внутреннего мира, отстранением от действительности. Родителям можно посоветовать с особым вниманием относиться к отбору детских компьютерных программ.
Конечно, обучающие программы не могут соперничать с играми по увлекательности. Потому игры пользуются очень большой популярностью у детей.
Среди компьютерных игр есть немало интересных, полезных для развития ребенка, но очень часто дети буквально «заболевают» всякого рода «бегалками и стрелялками». Игры, допускающие жестокость со сторон игрока, таят очень серьезную опасность для детской психики. Они формируют враждебность, стимулируют агрессивную направленность развития личности ребенка. Многие родите л и,, педагоги, психологи считают, что чрезмерное увлечение компьютером отбивает у детей желание читать художественную литературу, заниматься спортом, общаться с друзьями. Такие опасения не беспочвенны. Поэтому родители ни в коем случае не должны оставлять ребенка один на один с компьютером, а должны воспитывать шаг за шагом в своем сыне или дочери информационную культуру, которая, если разобраться, от обыкновенной культуры ни чем не отличается.
В заключительной части собрания родители обменялись опытом семейного воспитания по проблеме «Дети и компьютер».