«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
Мой проект направлен на создание в ОУ наиболее эффективных условий для оказания психотерапевтической помощи обучающимся. Особое внимание удиляется обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам, а также обучающимся особых категорий: оказавшихся в ТЖС, имеющих повышенную тревожность и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»»
Конкурс социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» в ХМАО, ЯНАО и юге Тюменской области
муниципальное образование городской округ город лангепас
ханты-мансийского автономного округа-югры
лангепасское городское муниципальное АВТОНОМНОЕ
общеобразовательное учереждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
Проект
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
Автор: Веселова Клёна Геннадьевна
педагог-психолог
Лангепас, 2016 год
Приложение №2
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
1. Краткое описание деятельности.
Мой проект напрямую связан с внедрением инклюзивного образования, в основе практики которого лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика с ОВЗ, детей-инвалидов, следовательно, деятельность педагогов должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особенные потребности каждого. Контингент детей с особенными образовательными потребностями очень разнообразен с точки зрения степени выраженности нарушений - каждый вид нарушений требует особенных условий для коррекции, компенсации развития сохраненных функций и формирование личности ребенка. Особое значение стоит уделить снятию внутреннего, мышечного напряжения, понижению уровня тревожности, повышению работоспособности – именно этих показателей удастся добиться благодаря инновационному проекту по созданию комнаты релаксации.
Комната релаксации являет собой помещение, оборудованное по специальному проекту. Пребывания в этой комнате ребенок не воспринимает как лечение или обязанность. Для него это игра, веселая и интересная. Множество разных ярких приспособлений, которые взрослым помогут войти в расслабленное состояние, у детей могут вызывать неподдельный интерес, все оборудование в этой комнате абсолютно безопасно. Комната релаксации будет сочетать в себе множество направлений терапии, применяемых в психологической практики, которые оказывают благоприятные разносторонние ощущения и воздействия на психическое и эмоциональное состояние ребенка.
Уникальность моей комнаты релаксации:
Специализированное оборудование компании TheFantasticWorldSnoezelenсертифицировано, предусматривает работу с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами.
Сочетает в себе комплекс средств по направлению «терапия»:
Ароматерапия
Арт-терапия
Гидротерапия
Музыкотерапия, звукотерапия
Песочная терапия
Цветотерапия, светотерапия
Сомато - сенсорная терапия
- Игротерапия
- Сказкотерапия.
Противопоказанием к посещению комнаты релаксации: является глубокая стадия умственной отсталости.
Вся работа будет реализовывать во взаимосвязи со специалистами школы, для учета физического развития - с медицинским работникам школы - при построении индивидуальных коррекционных маршрутов, отслеживания динамики психолого-физиологических преобразований, динамики результата, с логопедом (для обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушение речи).
Ввиду того, что в нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды различных категорий (данные приведены в таблице), то оснащение в комнате релаксации будет учитывать эти особенности. Хочется отметить и тот факт, что приток детей, имеющих особые образовательные потребности, в нашу школу растет, ввиду этого и вопрос по созданию комнаты релаксации стоит очень остро.
Информация по обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам обучающимся
в ЛГ МАОУ «СОШ №4»
Учебный год
Кол-во обучающихся с ОВЗ
Кол-во детей-инвалидов
2013-2014
16
14
2014-2015
16
9
2015-2016
26
10
2. Постановка проблемы.
Педагог-психолог в школе призван укрепить психологическое здоровье обучающихся, только вот та материально-техническая база, которая есть сейчас в современных школах не отвечает всем образовательным потребностям, в том числе и при работе с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами, а также с обучающимися особых категорий: находящихся в ТЖС, имеющими низкую самооценку, стрессоустойчивость, высокую тревожность и т.д.
Какие проблемы сподвигли меня на создание данного проекта:
Повышенный уровень тревожности у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
Наличие обучающихся особых категорий
оказавшихся в ТЖС
имеющих низкую стрессоустойчивость
повышенную тревожность
низкую самооценку
низкую развитость адаптивных способностей
Данные по исследованию уровня тревожности
Уровень тревожности
Количество обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
Низкий уровень
5 (13, 9%)
Средний уровень
19 (52, 8%)
Повышенный уровень
12 (33, 3%)
Высокий уровень
0
Проблема наличия обучающихся особых категорий рассматривается как сам факт присутствия таких детей. Количество обучающихся таких категорий постоянно изменяется, так как с ними в системе ведется работа. В один учебный год обучающихся таких категорий бывает 60-70.
Обращаю внимание, что в последние годы по России увеличились случаи суицидов обучающихся в период подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. В школе я работаю с обучающимися 9-11 классах, где веду тренинги по системе «Путь к успеху», но ребята имеющие повышенную тревожность и низкую стрессоустойчивость из числа обучающихся данных классов есть каждый год. Моя работа была бы более эффективной, если направление Терапия я могла бы реализовывать по средствам комнаты релаксации.
Таким образом, проблема организации комнаты релаксации оказывается более чем актуальной, и решение ее требует срочного принятия мер как на уровне образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования.
3.Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Создание условий для оказания психотерапевтической помощи обучающимся.
Планируемый результат
снижение уровня тревожности у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и детей особых категорий при помощи комнаты релаксации.
Задачи:
1. Психологическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями: ОВЗ, детей-инвалидов.
2. Организация психотерапевтической работы с обучающимися различных категорий: с повышенной тревожностью, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, низкой стрессоустойчивостью, низкой самооценкой и т.д.
3. Обмен опытом по эффективным способам оказания психотерапевтической деятельности со специалистами ОУ г. Лангепаса.
Этапы реализации проекта:
На подготовительном этапе
1. Разработка проекта.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
3. Поиск инвесторов.
4. Отведение помещения для комнаты релаксации.
5. Приобретение и установка необходимых материалов и оснащения.
На этапе реализации проекта
1. Определение группы обучающихся для проведения релаксационных занятий.
2. Первичная индивидуальная диагностика уровня тревожности обучающихся.
3. Проведение занятий с обучающимися различных категорий, в соответствии с расписанием.
4. Педагогическое наблюдение эффективности занятий по релаксации.
5. Проведение контрольной диагностики на выявление уровня тревожности.
На заключительном этапе
1. Самоанализ.
2. Подготовка отчета по проделанной работе.
3. Обмен опытом.
Методы
На подготовительном этапе
-по разработке проекта
1. Изучение актуальности вопроса для ОУ./реализовано
2. Сопоставление специфики категорий обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов за последние 3 года в ЛГ МАОУ «СОШ №4»./реализовано
3. Определение необходимой материально-технической базы, с учетом особенностей развития обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и других особых категорий учеников./реализовано
4. Поиск наиболее выгодных предложений на приобретение материально-технического оснащения для комнаты релаксации./реализовано
- для прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
1. Поиск и прохождение наиболее подходящих курсов педагогами-психологами ОУ с привлечением заместителя директора по методической работе./реализовано частично
- для поиска инвесторов
1. Участие в конкурсах с материальной поддержкой проектов./реализовано частично
2. Обращение к предпринимателям города
- по отведению помещения для комнаты релаксации
1. Согласование с директором школы
2. Освобождение помещения для комнаты релаксации
- по приобретению необходимых материалов и оснащения
1. Оформление заказа оборудования согласно прайс листам
2. Проведение ремонтных работ в кабинете
3. Установка оборудования
На этапе реализации проекта
- по определению группы обучающихся для проведения релаксационных занятий
1. Составление списка обучающихся, согласно имеющимся данным (в соответствии с результатами диагностик, медицинским заключением)
- по первичной индивидуальной диагностике уровня тревожности обучающихся
1. Проведение диагностики «Тревожность» по методикам: Нежновой Т. «Школа зверей» (1 кл), Тэммл Дорки «Выбери нужное лицо» (2-3 кл), «Анкета психолого-физиологического комфорта» (4 кл), Филлипса «Тревожность» (5-6 кл), Ковальчук «Выявление детей группы риска» (7-8 кл), Кондаша «Тревожность» (9-11 кл) – в соответствии с возрастом обучающихся.
- по проведению занятий с обучающимися различных категорий, в соответствии с расписанием
1. Составление расписания с привлечением классных руководителей, заместителя директора курирующего работу с обучающимися имеющими ОВЗ, Детьми-инвалидами
2. Утверждение графика занятий приказом по школе.
3. Ознакомление с графиком обучающихся и их родителей.
- по педагогическому наблюдению эффективности занятий по релаксации
1. Выявление эффекта от занятий в комнате релаксации по средствам беседы с обучающимися, родителями, классными руководителями.
2. Наблюдение поведенческих изменений у обучающихся по средствам посещения урочной и внеурочной деятельности.
- по проведению контрольной диагностики на выявление уровня тревожности
1. Проведение диагностики «Тревожность» по методикам: Нежновой Т. «Школа зверей» (1 кл), Тэммл Дорки «Выбери нужное лицо» (2-3 кл), «Анкета психолого-физиологического комфорта» (4 кл), Филлипса «Тревожность» (5-6 кл), Ковальчук «Выявление детей группы риска» (7-8 кл), Кондаша «Тревожность» (9-11 кл) – в соответствии с возрастом обучающихся на выявление динамики изменений.
На заключительном этапе
- по самоанализу
1. Подготовка аналитической справки по результатам диагностики тревожности (первичной и контрольной)
2. Выявление возможных проблем и обозначение путей их решения.
- по подготовке отчета о проделанной работе
1. Составление бухгалтерского отчета по расходам, согласно смете проекта
2. Подготовка аналитических данных, согласно результатам исследований
3. Предоставление отчета администрации.
- по обмену опытом с другими ОУ г. Лангепаса
1. Согласование с директором ЛГ МАОУ «СОШ №4»
2. Обращение к директору Департамента образованием г. Лангепаса с просьбой организовать мастер-класс.
4. Схема управления проектом.
Механизм реализации проекта:
Представляет собой взаимодействие специалистов школы: администрации школы, руководителя проекта, классных руководителей, медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, направленное на работу с обучающимися школы особых категорий по преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере.
Схема 1. Механизм реализации проекта
Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4»
Руководитель проекта
Заместители директора по УВР, АХЧ
Мед. Работник
Логопед
Классные руководители
Социальный педагог
Педагоги-психологи
Руководитель проекта
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся особых категорий
ЛГ МАОУ «СОШ №4»
Схема 2. Назначение специализированного оборудования в комнате релаксации
№
Наименование оборудования
Назначение
1.
Световой стол для рисования песком на сенсорном управлении
Рисование песочком на световом столе успокоит нервы, снимет стресс, активизирует творческие способности, благоприятно скажется на развитии зрения.
2.
Световой стол для рисования на воде
Рисование на воде нестандартный и захватывающий способ для снятия стресса и напряжения, для развития творческих способностей и фантазии. Идеален для людей любого возраста с нарушениями координации и моторно-двигательного аппарата.
3.
Сенсорный уголок «Зеркальный обман» Germany на пульте управления
Движущиеся внутри колонны пузырьки – отличный релаксант, который поможет избавиться от беспокойства, тревоги, напряжения и стресса. Кроме того, пузырьковая колонна – отличный тренажер для восстановления и профилактики зрения и развития зрительной памяти, стимуляция тактильных ощущений (держась руками за трубку ощущается приятная легкая вибрация). Зеркала усиливают визуальный эффект.
4.
Музыка для релаксации /МР3 диск
Разнообразные композиции и прекрасная музыка для релаксации, снятия усталости, напряжения и стресса. Звуки природы, шум водопада, пение птиц, мировая классика и другое позволят проявить воображение и отвлечься от окружающей суеты.
5.
Установка для Ароматерапии
Позволяет скорректировать эмоциональное состояние, улучшить настроение, расслабиться и успокоиться, снять стресс и перенапряжение.
6.
Пуф «Груша» МАХ с гранульным наполнителем
Способствует снятию стресса и физического напряжения, расслабляет уставшие мышцы.
7.
Кресло - кровать «Остров» с гранульным наполнителем
Мягкое, воздушное кресло, принимающее форму тела человека. Способствует снятию стресса и физического напряжения, расслабляет уставшие мышцы; идеален для сеансов, направленных на стабилизацию сна человека.
Оптимальный уровень тревожности обучающихся целевой аудитории (отсутствие повышенного уровня тревожности).
Высокий уровень адаптивных способностей обучающихся целевой аудитории.
Количественные показатели
№
Категории
Охват (человек)
Количество занятий на 1 уч.
Количество занятий всего
(за уч. год)
1.
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды
36
17
612
2.
Обучающиеся особых категорий
67
5
335
Целевая аудитория: обучающихся – 7 – 18 лет (1-11 классы).
Предполагаемый охват обучающихся, задействованных в ходе реализации проекта – 103 человека. Время одного занятия 30-45 минут (в зависимости от возраста обучающегося) Для одного ученика курс занятий составляет около 5 занятий, с интервалом 1-2 раза в неделю, для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов релаксационные занятия будут проводиться на постоянной основе – 17 занятий на одного ученика такой категории за учебный год. Занятие рассчитано на индивидуальное проведение, возможно посещение занятие 2 обучающимися. Всего за 1 учебный год планируемое количество занятий, проводимых в такой Комнате, составит: 947 занятий. Реализация данного проекта в школе обусловлена тем, что существует потребность в организации пространства по снятию внутреннего напряжения, восполнения моральных и физических сил, с учетом особенностей развития обучающихся.
Перспективы проекта «Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
1.Работа с педагогами в комнате релаксации.
2.Использование возможностей комнаты релаксации для проведения занятий другими ОУ.
Формы представления результатов:
Подготовка справки по первичной, промежуточной и контрольной диагностики тревожности у обучающихся, посещающих Комнату.
Публикация статьи в школьной газете с отзывами посетителей комнаты релаксации;
размещение информации на сайте школы о материально-техническом оборудовании комнаты релаксации.
Формы оценивания результатов реализации программы:
проведение диагностики уровня тревожности (методики в соответствии с возрастом),
педагогическое наблюдение.
Проект отвечает следующим критериям
Инновационность данного проекта состоит в использовании комплексного психотерапевтического подхода в коррекционной деятельности по средствам организации посещения обучающимися комнаты релаксации, где все факторы воздействуют на разнообразные органы чувств.
Системность проекта отражается в постоянном использовании в течение всего учебного года данной Комнаты для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, что позволит результату носить постоянный характер.
Содержательная проработанность проекта отражена в исследовании проблематики проекта наличие диагностических показателей, проработке календарного плана-графика по реализации проекта, расчету качественных и количественных показателей (предполагаемого результата).
Реалистичность заключается в адекватной оценке своих возможностей по изменению положения относительно существующей проблеме: наличия у обучающихся повышенной тревожности, с учетом положительного опыта учреждений, где существует такая Комната. Также в адекватной смете проекта.
Реализуемость отражена в возможности использовать данный проект в учебном заведении, не отклоняясь от учебного плана.
Перспективность моего проекта заключается в постоянном использовании его в школе №4, возможности использования Комнаты для работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, возможности предоставления специалистам других учреждений города использовать Комнату для работы с обучающимися (после прохождения специализированного обучения), а также в возможности внедрение проекта во все школы г. Лангепаса.
Результативность (эффективность) проекта заключается в том, что показатели по работе измеримы, для этого будут применять методики в соответствии с возрастом, будут отражены в снижении уровня тревожности.
Технологичность нашла свое отражение в возможности использования данного проекта по снижению уровня тревожности у обучающихся в другом контексте, доступность в применении.
7. Рабочий план реализации проекта.
Этапы запуска проекта:
Подготовительный этап: апрель – ноябрь 2016 года
Этап реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017 года
Заключительный этап: май - июнь 2017 года
Срок реализации проекта: долгосрочный
Место реализации проекта: Лангепасское Государственное Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4».
Кадровое обеспечение:
Мой проект предполагает привлечение следующих специалистов: педагогов-психологов, в количестве – 2 человека. Данные по специалистам:
№
Ф.И.О. педагогов-психологов
Профессиональная категория
Данные по сопровождению обучающихся
1.
Дегтярева Екатерина Васильевна
отсутствует
1-5 классы
2.
Веселова Клена Геннадьевна
первая
6-11 классы
Требования к помещению комнаты релаксации:
- площадь помещения должна составлять 22-24 м²;
- возможность проветривания помещения;
- покрытия мебели и оборудования предусматривает ежедневную уборку, дезинфекцию;
- предусмотрен увлажнитель воздуха;
- на окнах размещены жалюзи;
- специализированное оборудование сертифицировано.
Календарный план-график реализации проекта
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ» 2016-2017 учебный год
№
п\п
Мероприятия проекта
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Ответственный исполнитель
На подготовительном этапе
(апрель-ноябрь 2016)
1.1
Разработка проекта
+
Руководитель проекта Веселова К.Г.
1.2
Прохождение курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
+
+
Педагоги-психологи, администрация школы
1.3
Поиск инвесторов
+
+
Руководитель проекта Веселова К.Г.
1.4
Отведение помещения для комнаты релаксации
+
+
+
+
+
Администрация школы
1.5
Приобретение и установка необходимых материалов и оснащения
+
+
Администрация школы, руководитель проекта Веселова К.Г.
На этапе реализации проекта
(сентябрь 2016- май 2017)
№
п\п
Мероприятия проекта
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Ответственный исполнитель
2.1
Определение группы обучающихся для проведения релаксационных занятий
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Руководитель проекта Веселова К.Г., зам.директора по УВР Шилина Л.С.
2.2
Первичная индивидуальная диагностика уровня тревожности обучающихся
+
+
+
+
+
+
Педагоги-психологи
2.3
Проведение занятий с обучающимися различных категорий, в соответствии с расписанием
+
+
+
+
+
+
Педагоги-психологи, классные руководители
2.4
Педагогическое наблюдение эффективности занятий по релаксации
+
+
+
+
+
+
Педагоги-психологи, классные руководители
2.5
Проведение контрольной диагностики на выявление уровня тревожности
+
+
+
+
+
Педагоги-психологи
На заключительном этапе
(май - июнь 2017)
3.1
Самоанализ
+
+
+
+
+
+
+
Руководитель проекта Веселова К.Г.
№
п\п
Мероприятия проекта
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Ответственный исполнитель
3.2
Подготовка отчета по проделанной работе
+
+
Руководитель проекта Веселова К.Г.
3.3
Обмен опытом с другими ОУ г. Лангепаса
+
Администрация школы, руководитель проекта Веселова К.Г.
Приложение №3
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ №4»
должность наименование организации
______________Т.А. Панферова
подпись, инициалы и фамилия руководителя
«____»_________________2016г.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
название проекта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
наименование организации, физического лица
Наименование статьи
Запрашиваемые средства
Имеющиеся средства
Всего
Источник финансирования
Оплата труда
1. Оплата труда штатных сотрудников
__
1.1Начисление на оплату труда штатным сотрудникам (до 26%)
__
Всего по оплате труда
__
Прямые расходы
1. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования
95400
29400
124800
2. Аренда оборудования
__
__
3. Приобретение материалов
4600
11000
15600
4. Расходы на служебные командировки
__
__
5. Оплата транспортных услуг
__
__
__
6. Прохождением курсов повышения квалификации по теме: «Инклюзивное образование»
__
3000
3000
Прочие расходы
Прочие расходы:
__
Всего прямые расходы
100000
43400
143400
Всего непрямые расходы
ВСЕГО РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ
100000
43400
143400
Полная стоимость проекта 143 400 рублей
Имеется 43 400 рублей (не менее 30 % от Суммы)
Запрашиваемые средства 100 000 рублей
Руководитель проекта: ____________________________ ВеселоываК.Г.
(Ф И О, подпись)
Бюджет составил бухгалтер: _____________________________ Болотович .Е.С.
(Ф И О, подпись)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ №4»
должность наименование организации
______________Т.А. Панферова
подпись, инициалы и фамилия руководителя
«____»_________________2016г.
СМЕТА ПРОЕКТА (запрашиваемые средства)
«Комната релаксации – путь к созданию комфортной среды в ОУ»
название проекта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
наименование организации, физического лица
№
п/п
Наименование статей расходов
Статьи
расходов
Сумма
затрат,
рублей
Фотообои (из расчета 12 м²)
для отделочных работ
4 000
Световой стол и модуль для рисования песком
специализированное оборудование
13 500
Световой стол для рисования на воде и комплектующие
специализированное оборудование
16 800
Сенсорный уголок «Зеркальный обман» на пульте управления. Составляющие:
- воздушно-пузырьковая колонна с компрессором
- мягкое основание
- комплект безопасных зеркал
специализированное оборудование
38 000
Музыка для релаксации /МР3 диск
специализированные комплектующие
600
Установка для Ароматерапии. Составляющие:
- аромалампа, увлажнитель воздуха, парообразователь (туман), набор масел для ароматерапии
специализированное оборудование
10 000
Пуф «Груша» MAX с гранульным наполнителем (3 шт.)
специализированная мебель
9 000
Кресло-кровать «Остров» с гранульным наполнителем
специализированная мебель
8 100
Итого: 100 000 рублей
Руководитель проекта: ____________________________ Веселова К.Г.
(Ф И О, подпись)
Бюджет составил бухгалтер: _____________________________ Болотович Е.С.