Просмотр содержимого документа
«"Как сказать нет и не потерять друзей" (сопротивление давлению группы сверстников)»
Занятие
"Как сказать нет и не потерять друзей"
(сопротивление давлению группы сверстников)
Цель : Формирование у подростков уверенного, но не агрессивного поведения.
Задачи:
Научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях.
Познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности
Обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.
Вступительное слово ведущего:
– Ребята! Вы в своей жизни уже наверняка сталкивались с ситуациями, когда необходимо, отстаивать свои интересы, сказать другу или друзьям "нет", отказать им в чем-то. Часто друзья после этого обижаются, начинают хуже к вам относиться и даже перестают с вами дружить.
На нашем занятии мы научимся говорить "нет" так, чтобы отстоять свои интересы и не потерять при этом друзей. Но это будет чуть позже. А сейчас поиграем.
Упражнение на "разогрев" группы "Детективная история".
Инструкция для участников.
Я выберу из вас б-7 человек и попрошу их после прослушивания инструкции выйти за дверь. Одному из оставшихся членов групп я расскажу небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату одного из вышедших, и тот, кто слушал историю, перескажет ему максимально близко к тексту все, что ему удалось запомнить. Вносить свои подробности и детали нельзя.
Затем в комнату войдёт следующий участник и ему будет рассказана эта же история тем, кто вошёл первым. Принцип тот же: излагать максимально близко к услышанному. Когда мы прослушаем последнего участника, я повторю весь текст, и мы обсудим произошедшие с ним изменения.
Текст.
Генри вышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была серая шляпа, в руках он держал трость. Он шел на свидание с той самой девушкой из бара, рыжей Бетси. Встречу она назначила под часами на старой площади. Встретившись, Генри и Бетси отправились к морю. Здесь они быстро договорились с владельцем старой моторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточном направлении. Но не успели они перекинуться и парой фраз, как увидели быстро идущую им на перерез белую лодку с широкой красной полосой.
Генри быстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздался выстрел, и Бетси упала на дно лодки мертвая…
Обсуждение после выполнения упражнения:
Какие детали исчезли из рассказа в ходе пересказа?
Что нового появилось в истории?
Какие детали сохранились и упоминались всеми участниками? Почему?
Проигрывание ситуаций, предложенных участниками группы или ведущим.
Например, ситуации, когда подростки на "слабо" по предложению значимых сверстников делают что-то опасное для жизни и здоровья: выпивают, употребляют наркотики, идут в незнакомые компании и т.п. (темы ситуаций традиционные: секс, алкоголь, наркотики). Ведущий настраивает участников на то, чтобы они в ходе проигрывания сценок обратили внимание на особенности поведения "артистов" в той или иной ситуации.
После этого ведущий предлагает обсудить увиденное.
Затем ведущий дает психологическую характеристику конфликтных ситуаций; бывает, что вы не хотите делать что-то неприемлемое для вас и опасное для здоровья и жизни, но вынуждены делать это из-за того, что:
не знаете, как отказаться, чтобы не обидеть значимого человека и не потерять его расположение и дружбу,
боитесь 6ыть отверженными или высмеянными своими друзьями.
Обычно человек из-за этого ведет себя в таких ситуациях неуверенно. Это проявляется в смущении, поиске благовидных предлогов для отказа. Неуверенное поведение опасно, т.к. не позволяет вам защитить себя от давления других людей.
Дискуссия по теме.
Игра "Магазин одной покупки".
Назначение игры в том, чтобы подвести ребенка к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставить свое "я" с интересами других людей, определить свою позицию по отношению к данному явлению.
Ход игры.
Ребенок в роли покупателя входит в "зал покупок", где на столе разложены "товары" – карточки, на которых написаны названия различных предметов: гитара, теннисная ракетка, магнитофон, велосипед и т.п. "Продавец" предлагает "покупателю" выбрать одну из покупок, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в "зал размышлений", где можно присесть и подумать о плате за товар.
На оборотной стороне каждой карточки-товара указана "цена". Например, "Маме придется считать каждую копейку", "Бабушка не сможет получить платное лечение", "Вам будет завидовать сосед, и у вас могут испортиться с ним отношения" и т.д.
Таким образом, ребенок – "покупатель" ставится перед выбором, от которого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора.
Приняв решение, "покупатель" переходит в зал "возврата покупок" и говорит "продавцу": "Я покупаю" или "Я возвращаю покупку". "Продавец" пытается повлиять на решение "покупателя", приводя собственные доводы "за" и "против" покупки. Выслушав окончательный ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате. "Продавец" имеет право выразить свое отношение к произведенному выбору: "Пожалуй, вы правы...", "Что ж, это ваше право, но я...".
Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выйдет из "магазина".
В ходе обсуждения игры педагог и сами, дети могут оценить для себя, мотивацию действий и степень искренности высказываний.
Ведущий:
Каждый человек должен знать три базовых /основных/ права личности:
право делать то, что для тебя лучше,
право самому выбирать,
право изменить решение.
Групповая дискуссия на данную тему.
Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав, уступая давлению группы или одного человека, поступают во вред себе.
Игра "Социодрама".
Это сюжетно-ролевая игра.
Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека в постоянную ситуацию выбора. Правильность выбора зависит от умения субъекта осмысливать конкретные события и свое "я" в контексте этих событий, способности предвидеть результаты выбора.
Назначение социодрамы – упражнение духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.
Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении.
Провести социодраму не сложно – ее организация состоит из последовательных, шагов.
1 шаг. Определяются две альтернативных идеи, отражающие противоположные жизненные позиции ("идея" и "антиидея").
Например,
употребление пива, вина и шампанского: а) это безвредно, б) так же вредно, как и водки.
самое лучшее наследство: а) воспитанность, б) деньги или недвижимость.
лучше всего выйти замуж: а) по любви пусть и за бедного, б) без любви, но за богатого.
2 шаг. Придумывается некоторый простой сюжет житейски-обыденного плана через ход которого некий субъект (назовем его – жертва) испытывает на себе последствия выбора идеи или антиидеи (обозначим носителя идеи С1, а носителя антиидеи – С2).
3 шаг.Распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц: субъект – жертва (СЖ), носитель идеи (С1) и носитель антиидеи (С2), – в игре принимают участие и зрители в роли субъектов – наблюдателей (СН). Чаще всего это бывают какие-то предметы, вещи, животные, растения и пр., что может окружать СЖ (героя) в момент столкновения с С1 и С2. Субъекты наблюдатели поощряют или осуждают выбор героя, сообщая ему о своих чувствах и переживаниях.
4 шаг. Как в древнегреческой драме, в игру вводится хор в качестве поддержки позиции С1 (хор-1) и С2 (хор-2). Дискуссия хоров призвана возвысить игру до философского осмысления, осерьезнить веселый сюжет.
5 шаг. Кого-то из участников просят исполнить роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, меру искренности играющих, расстановку сил и мнений и итоговый результат в виде общего суждения.
Игра "Автобус желаний"
Психолог рисует схематично на доске автобус. Детям объявляют, что это – "автобус желаний".
Ребята должны написать на листочках одно свое желание. Психолог собирает карточки с желаниями, представители от учащихся вытаскивают карточки на выбор. Выбранные желания рисуются на доске, как пути автобуса. Рекомендуется изобразить не более пяти маршрутов.
Затем психолог организует обсуждение: ребята говорят о "плюсах" каждого маршрута, и о его "минусах", о материальных затратах.
Психолог обращает внимание учащихся на то, что у "автобуса желаний" множество дорог. И все же каждый выдирает только одну. А если человек вправе выбирать, то его называют свободным.
Дискуссия на тему: "Что значит быть свободным?". Психолог акцентирует внимание детей на том, что свободный человек – это ответственный, умеющий принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия.
Психолог рисует на доске дорогу вокруг автобуса, которая пересекает все дороги. Автобус оказывается в центре круга. Психолог объясняет учащимся, что круговая дорога вокруг автобуса, от которой зависят все остальные пути – желания, является зависимостью от кого-либо или от чего-либо. Если человек попадает в зависимость, то теряет свою свободу и его уже нельзя назвать свободным, ответственным, принимающим решения и отвечающим за них.
Психолог приглашает 6-8 добровольцев, предлагает им встать в очень плотный круг, обматывает их в несколько слоев туалетной бумаги и оставляет стоять обвернутыми бумагой, а сам тем временем зачитывает оставшиеся желания, написанные детьми в начале занятия. Через несколько минут психолог интересуется у группы стоящих людей – удобно ли им стоять. Получив отрицательный ответ, поощряет их выход из круга словами: "освобождайтесь". Психолог просит ребят рассказать о чувствах, которые они испытывали стоя неподвижно, обмотанными бумагой, и после освобождения от пут.
Вывод.
Бумажные путы символизируют вашу зависимость от кого-либо или от чего-либо. Зависимость сильна, она приносит зло, но человек всегда может от нее уйти, освободиться. Главное – выбор человека, его ответственное решение, стремление к свободе. Освобождаясь от зависимости, человек испытывает, удовольствие, эмоциональный подъем.