kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как сказать нет и не потерять друзей" (сопротивление давлению группы сверстников)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : Формирование у подростков уверенного, но не агрессивного поведения.

Задачи:

  • Научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях.
  • Познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности
  • Обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.

Просмотр содержимого документа
«"Как сказать нет и не потерять друзей" (сопротивление давлению группы сверстников)»

Занятие

"Как сказать нет и не потерять друзей"

(сопротивление давлению группы сверстников)


Цель : Формирование у подростков уверенного, но не агрессивного поведения.

Задачи:

  • Научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях.

  • Познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности

  • Обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению.


Вступительное слово ведущего:

– Ребята! Вы в своей жизни уже наверняка сталкивались с ситуациями, когда необходимо, отстаивать свои интересы, сказать другу или друзьям "нет", отказать им в чем-то. Часто друзья после этого обижаются, начинают хуже к вам относиться и даже перестают с вами дружить.

На нашем занятии мы научимся говорить "нет" так, чтобы отстоять свои интересы и не потерять при этом друзей. Но это будет чуть позже. А сейчас поиграем.

Упражнение на "разогрев" группы "Детективная история".

Инструкция для участников.

Я выберу из вас б-7 человек и попрошу их после прослушивания инструкции выйти за дверь. Одному из оставшихся членов групп я расскажу небольшую детективную историю. Затем я позову в комнату одного из вышедших, и тот, кто слушал историю, перескажет ему максимально близко к тексту все, что ему удалось запомнить. Вносить свои подробности и детали нельзя.

Затем в комнату войдёт следующий участник и ему будет рассказана эта же история тем, кто вошёл первым. Принцип тот же: излагать максимально близко к услышанному. Когда мы прослушаем последнего участника, я повторю весь текст, и мы обсудим произошедшие с ним изменения.

Текст.

Генри вышел из дома, как обычно, в половине десятого. Было свежо. На нем была серая шляпа, в руках он держал трость. Он шел на свидание с той самой девушкой из бара, рыжей Бетси. Встречу она назначила под часами на старой площади. Встретившись, Генри и Бетси отправились к морю. Здесь они быстро договорились с владельцем старой моторной лодки и через несколько минут уже удалялись от берега в юго-восточном направлении. Но не успели они перекинуться и парой фраз, как увидели быстро идущую им на перерез белую лодку с широкой красной полосой.

Генри быстро положил руку в карман, но больше он ничего не успел сделать. Раздался выстрел, и Бетси упала на дно лодки мертвая…

Обсуждение после выполнения упражнения:

Какие детали исчезли из рассказа в ходе пересказа?

Что нового появилось в истории?

Какие детали сохранились и упоминались всеми участниками? Почему?

Проигрывание ситуаций, предложенных участниками группы или ведущим.

Например, ситуации, когда подростки на "слабо" по предложению значимых сверстников делают что-то опасное для жизни и здоровья: выпивают, употребляют наркотики, идут в незнакомые компании и т.п. (темы ситуаций традиционные: секс, алкоголь, наркотики). Ведущий настраивает участников на то, чтобы они в ходе проигрывания сценок обратили внимание на особенности поведения "артистов" в той или иной ситуации.

После этого ведущий предлагает обсудить увиденное.

Затем ведущий дает психологическую характеристику конфликтных ситуаций; бывает, что вы не хотите делать что-то неприемлемое для вас и опасное для здоровья и жизни, но вынуждены делать это из-за того, что:

не знаете, как отказаться, чтобы не обидеть значимого человека и не потерять его расположение и дружбу,

боитесь 6ыть отверженными или высмеянными своими друзьями.

Обычно человек из-за этого ведет себя в таких ситуациях неуверенно. Это проявляется в смущении, поиске благовидных предлогов для отказа. Неуверенное поведение опасно, т.к. не позволяет вам защитить себя от давления других людей.

Дискуссия по теме.

Игра "Магазин одной покупки".

Назначение игры в том, чтобы подвести ребенка к осознанию правомерности собственного выбора, умению сопоставить свое "я" с интересами других людей, определить свою позицию по отношению к данному явлению.

Ход игры.

Ребенок в роли покупателя входит в "зал покупок", где на столе разложены "товары" – карточки, на которых написаны названия различных предметов: гитара, теннисная ракетка, магнитофон, велосипед и т.п. "Продавец" предлагает "покупателю" выбрать одну из покупок, благодарит за приобретенную вещь и просит пройти в "зал размышлений", где можно присесть и подумать о плате за товар.

На оборотной стороне каждой карточки-товара указана "цена". Например, "Маме придется считать каждую копейку", "Бабушка не сможет получить платное лечение", "Вам будет завидовать сосед, и у вас могут испортиться с ним отношения" и т.д.

Таким образом, ребенок – "покупатель" ставится перед выбором, от которого зависят обстоятельства его дальнейшей жизни, затрагивается система его социально-психологических отношений, и он оказывается в роли субъекта выбора.

Приняв решение, "покупатель" переходит в зал "возврата покупок" и говорит "продавцу": "Я покупаю" или "Я возвращаю покупку". "Продавец" пытается повлиять на решение "покупателя", приводя собственные доводы "за" и "против" покупки. Выслушав окончательный ответ, он благодарит за покупку или сожалеет о возврате. "Продавец" имеет право выразить свое отношение к произведенному выбору: "Пожалуй, вы правы...", "Что ж, это ваше право, но я...".

Сюжет проигрывается до тех пор, пока последний ребенок не выйдет из "магазина".

В ходе обсуждения игры педагог и сами, дети могут оценить для себя, мотивацию действий и степень искренности высказываний.

Ведущий:

Каждый человек должен знать три базовых /основных/ права личности:

право делать то, что для тебя лучше,

право самому выбирать,

право изменить решение.

Групповая дискуссия на данную тему.

Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав, уступая давлению группы или одного человека, поступают во вред себе.

Игра "Социодрама".

Это сюжетно-ролевая игра.

Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека в постоянную ситуацию выбора. Правильность выбора зависит от умения субъекта осмысливать конкретные события и свое "я" в контексте этих событий, способности предвидеть результаты выбора.

Назначение социодрамы – упражнение духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении.

Провести социодраму не сложно – ее организация состоит из последовательных, шагов.

1 шаг. Определяются две альтернативных идеи, отражающие противоположные жизненные позиции ("идея" и "антиидея").

Например,

употребление пива, вина и шампанского: а) это безвредно, б) так же вредно, как и водки.

самое лучшее наследство: а) воспитанность, б) деньги или недвижимость.

лучше всего выйти замуж: а) по любви пусть и за бедного, б) без любви, но за богатого.

2 шагПридумывается некоторый простой сюжет житейски-обыденного плана через ход которого некий субъект (назовем его – жертва) испытывает на себе последствия выбора идеи или антиидеи (обозначим носителя идеи С1, а носителя антиидеи – С2).

3 шаг. Распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц: субъект – жертва (СЖ), носитель идеи (С1) и носитель антиидеи (С2), – в игре принимают участие и зрители в роли субъектов – наблюдателей (СН). Чаще всего это бывают какие-то предметы, вещи, животные, растения и пр., что может окружать СЖ (героя) в момент столкновения с С1 и С2. Субъекты наблюдатели поощряют или осуждают выбор героя, сообщая ему о своих чувствах и переживаниях.

4 шагКак в древнегреческой драме, в игру вводится хор в качестве поддержки позиции С1 (хор-1) и С2 (хор-2). Дискуссия хоров призвана возвысить игру до философского осмысления, осерьезнить веселый сюжет.

5 шаг. Кого-то из участников просят исполнить роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, меру искренности играющих, расстановку сил и мнений и итоговый результат в виде общего суждения.

Игра "Автобус желаний"

Психолог рисует схематично на доске автобус. Детям объявляют, что это – "автобус желаний".

Ребята должны написать на листочках одно свое желание. Психолог собирает карточки с желаниями, представители от учащихся вытаскивают карточки на выбор. Выбранные желания рисуются на доске, как пути автобуса. Рекомендуется изобразить не более пяти маршрутов.

Затем психолог организует обсуждение: ребята говорят о "плюсах" каждого маршрута, и о его "минусах", о материальных затратах.

Психолог обращает внимание учащихся на то, что у "автобуса желаний" множество дорог. И все же каждый выдирает только одну. А если человек вправе выбирать, то его называют свободным.

Дискуссия на тему: "Что значит быть свободным?". Психолог акцентирует внимание детей на том, что свободный человек – это ответственный, умеющий принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия.

Психолог рисует на доске дорогу вокруг автобуса, которая пересекает все дороги. Автобус оказывается в центре круга. Психолог объясняет учащимся, что круговая дорога вокруг автобуса, от которой зависят все остальные пути – желания, является зависимостью от кого-либо или от чего-либо. Если человек попадает в зависимость, то теряет свою свободу и его уже нельзя назвать свободным, ответственным, принимающим решения и отвечающим за них.

Психолог приглашает 6-8 добровольцев, предлагает им встать в очень плотный круг, обматывает их в несколько слоев туалетной бумаги и оставляет стоять обвернутыми бумагой, а сам тем временем зачитывает оставшиеся желания, написанные детьми в начале занятия. Через несколько минут психолог интересуется у группы стоящих людей – удобно ли им стоять. Получив отрицательный ответ, поощряет их выход из круга словами: "освобождайтесь". Психолог просит ребят рассказать о чувствах, которые они испытывали стоя неподвижно, обмотанными бумагой, и после освобождения от пут.

Вывод.

Бумажные путы символизируют вашу зависимость от кого-либо или от чего-либо. Зависимость сильна, она приносит зло, но человек всегда может от нее уйти, освободиться. Главное – выбор человека, его ответственное решение, стремление к свободе. Освобождаясь от зависимости, человек испытывает, удовольствие, эмоциональный подъем.














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как сказать нет и не потерять друзей" (сопротивление давлению группы сверстников)

Автор: Гамаюнова Елена Михайловна

Дата: 19.08.2020

Номер свидетельства: 556005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "«Скажем НЕТ вредным привычкам!»"
    ["seo_title"] => string(33) "skazhiem_niet_vriednym_privychkam"
    ["file_id"] => string(6) "420254"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496481727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Классный час "Я здоровье берегу" "
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi-chas-ia-zdorov-ie-bierieghu"
    ["file_id"] => string(6) "210194"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431377564"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства