kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как остановить травлю в школе: психология буллинга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГИЯ БУЛЛИНГА"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как остановить травлю в школе: психология буллинга»

КАК ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ В ШКОЛЕ: ПСИХОЛОГИЯ БУЛЛИНГА

Кострова Е.В.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

МОУ СОШ № 2

СТ.ГРИГОРОПОЛИССКАЯ

Современный мир – это мир новых идей и открытий. Все неизвестное и новое вызывает страх, а страх побуждает ребенка, подростка, взрослого человека на агрессию.

Агрессия может принимать различные формы, от словесных оскорблений до физических травм. В современном мире буллинг является новым понятием, которое берет свои истоки с 1905 года, когда появились первые публикации об этой проблеме. Одним из первых исследователей считается Д.Олвеус, он определяет буллинг как особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [2, с.159-165].

Буллинг со временем стал одной из наиболее распространенных проблем в школах, которая увеличивает риск совершения суицида среди подростков, приводит к увеличению и распространению агрессии и насилия, снижению успеваемости и другим серьезным проблемам эмоциональной сферы. По данным статистики детского телефона доверия количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза. [3, с.5]

Вопрос предупреждения насилия, агрессии и буллинга в образовательной среде актуален во всем мире. Это связано с тем, что многие подростки не в полной мере усваивают идеи уважительного и толерантного отношения к окружающим.

Выделяют несколько форм буллинга:

- психологическая (насмешки, обзывания, клички, угрозы);

- информационная (сплетни, клевета, бойкот);

- материальная (порча личных вещей, кража вымогательство);

- интерактивная (кибербуллинг). [1, с.759-761]

Новой и самой популярной формой буллинга является кибербуллинг, то есть травля в социальных сетях.

Факторы, способствующие процветанию буллинга в школьных коллективах: низкий уровень воспитания, заниженная самооценка многих подростков, импульсивность, злоупотребление ПАВ, стремление к лидерству, низкая успеваемость, низкий социально-экономический статус семьи и т.д.

Буллинг в школе – это проблема не только «жертвы», это проблема всего школьного коллектива.

В начале учебного года совместно с классными руководителями было проведено исследование, в котором принимали участие 145 подростков в возрасте 11-17 лет. В результате опроса мы узнали, что только 15,2% обучающихся знакомы с термином «буллинг», 84,8% - не знают, что это такое.

Рис.1 Результаты опроса учащихся МОУ СОШ № 2

По мнению обучающихся, чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее и не может дать сдачи, тот, кто отличается от других, тот, кто имеет свое мнение.

Как считает 37 опрошенных избежать насилия можно, если вмешаются взрослые; если жертва изменит поведение - считает 39 человек; если наказать агрессора – 38 человек. Школьники уверены, что пресечь буллинг в школе можно только при совместной работе администрации, педагогов, родителей и учеников.

Таким образом, для того чтобы сохранить психологическое здоровье учащихся и создать комфортную обстановку для образовательного процесса, который обеспечит высокое качество образования и развитие обучающихся, необходимо проработать и устранить проблему буллинга.

Недоброжелательная обстановка, разобщенность между школьниками, снижение мотивации к учебе, недоверие к окружающим – это основные последствия травли для школьного коллектива.

Используя определенные алгоритмы работы с буллингом, можно уменьшить степень распространения отрицательного явления травли в школе.

В целях организации социально-психологического сопровождения участников образовательного процесса в нашей школе была создана медико-социально-психологическая служба. Одним из направлений работы данной службы является предотвращение и профилактика травли и жестокого отношения в образовательной среде. Также в школе утверждена программа по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье и среди сверстников «Жизнь без насилия» и программа профилактики суицидального поведения среди подростков «Рука в руке». Для решения вопроса профилактики и предотвращения буллинга перед началом учебного года был разработан план по работе службы в данном направлении.

Основные компоненты программ и плана:

  1. Информирование педагогов, детей и родителей о проблеме буллинга и его последствиях

  2. Диагностика межличностных отношений в классных коллективах

  3. Групповые занятия с детьми в форме тренингов, классных часов и т.д.

  4. Оказание помощи жертвам буллинга

  5. Взаимодействие с родительской общественностью

Информирование педагогов и родительской общественности о проблеме жестокого обращения, травли происходит во время общешкольных родительских собраний, лекториев, проводимых классными руководителями, психологом школы, социальным педагогом. Важно рассказать родителям о последствиях буллинга.

Так как актуальность профилактики буллинга растет с каждым годом, то неотъемлемым компонентом сопровождения процесса является просвещение педагогов. В течение года на совещаниях при директоре поднимались такие темы, как «Организация работы по профилактике суицида в общеобразовательном учреждении», «Организация работы по профилактике буллинга в подростковой среде».

Каждый год педагогом-психологом школы проводится диагностика межличностных отношений в классных коллективах. Это позволяет узнать, какое количество детей являются изолированными в классе. Анализ данных 2016-2017 учебного года показал, что из 239 опрошенных 95 имеют статус «звезды» (40 %), 11 человек (5 %) являются изолированными, а остальные 55% принятые в коллективе.

Если сравнить эти показатели с предыдущими годами, то можно заметить, что число изолированных учеников в нашей школе значительно уменьшилось. В 2015-2016 учебном году количество изолированных учеников составляло 9 %, в 2014-2015 учебном году – 12 %.

Рис.2 Мониторинг социометрического статуса учащихся

Уменьшение числа «изолированных» учащихся говорит об улучшении отношений в школе среди детей.

Используя специальные анкеты, на вопросы которой все участники образовательного процесса могут ответить анонимно, можно понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с буллингом. После изучения проблемы важно разработать меры по борьбе с травлей.

Для профилактики и предотвращения буллинга необходимо осуществлять контроль за поведением детей на переменах и уроках, занятостью учащихся во внеурочное время.

В школе был организован ученический волонтерский отряд социального направления «3D», одной из целей которого является профилактика конфликтов среди школьников.

Очень важно правильно построить разговоры с теми детьми, которые пострадали от насилия сверстников. Главной целью этих бесед должно стать вовлечение их в игры и дружеские отношения с другими детьми, повышение уверенности в себе.

Для профилактики конфликтных ситуаций в классном коллективе медико-социально-психологической службой совместно с классными руководителями проводятся тренинги, классные часы, беседы, индивидуальные консультации. За 2016-2017 учебный год были проведены такие мероприятия, как тренинг «Наши мысли и эмоции» (1-2 кл.), «Друзья» (3-4 кл.), классный час «Мы против агрессии» (6 кл.), игровой тренинг «Планета толерантности», тренинг «Уверенность» (9-11 кл.) и т.д. Данные мероприятия направлены на сплочение коллектива, развитие терпимости, уменьшение агрессии.

В ноябре 2016 года Минобрнауки было предложено провести «Урок Доброты», приуроченный к Международному дню толерантности (16 ноября), Международному дню инвалидов (3 декабря) и Международному дню защиты детей (1 июня). В нашей школе «Урок Доброты» был проведен для всех трех ступеней общего образования. Данный урок направлен на формирование толерантных установок у учащихся.

Для учащихся 9-11 классов был организован просмотр художественных фильмов «Чучело» (1983г.) и «Розыгрыш» (2008г.) с последующим обсуждением.

В будущем мы планируем создать линию доверия по вопросам буллинга на базе школы.

В заключение стоит отметить, что проблему буллинга в школе невозможно искоренить в один миг, но если все участники учебного процесса, включая родителей, приложат свои силы к решению этой проблемы, то возможно избежать многих конфликтов и тогда учеба в школе станет интересным и увлекательным этапом в жизни каждого ребенка.


Список литературы:

  1. Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде // Молодой ученый. – 2016. №12. – с.759-761.

  2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. -2009. - №105. – с.159-165

  3. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю.Синягиной, Т.Ю.Райфшнайдер.М.: АНО «Цнпро», 2015.-150 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Как остановить травлю в школе: психология буллинга

Автор: Кострова Екатерина Владимировна

Дата: 26.11.2017

Номер свидетельства: 440776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства