Из опыта реализации программы для подростков «Психологический форум».
Из опыта реализации программы для подростков «Психологический форум».
В течение ряда лет социальный педагог центра внешкольной работы сотрудничал со школами города в плане решения вопросов, характерных для подроскового возраста.В статье представлена основная идея данной деятельности, а также некоторые объективные данные о результатах групповой психологической работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта реализации программы для подростков «Психологический форум».»
Из опыта реализации программы для подростков «Психологический форум».
Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.
Виктор Франкл
В последнее время психология детства и подросткового возраста испытывает на себе изменения целого ряда социокультурных факторов развития, среди которых наиболее значимы: социально-экономические преобразования, трансформация института семьи, уход в прошлое дворовых игр и сокращение детских неформальных коопераций, разрастание сети компьютерных игр с виртуальными партнерами, возрастание агрессивного информационного потока СМИ и др. Как следствие, множатся формы психологической дезадаптации в детском и подростковом возрасте.
Модернизация системы образования связана с воплощением требований Федерального государственного стандарта образования, ориентирующего на становление личности, уважающей других людей, умеющей вести конструктивный диалог, осознающей и принимающей ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества. Приоритетной целью образования в настоящее время является обеспечение высокого качества образования и воспитания, раскрывающиеся через такие категории, как здоровье, социальное благополучие, самореализация. Дополнительное образование – важный ресурс для решения поставленных задач; вариативная система работы, которого, при взаимодействии со школами позволит более успешно решать социально-педагогические проблемы, а так же вопросы психологического характера.
Программой предусмотрено применение инновационных форм и методов работы, позволяющие переходить от репродуктивной деятельности к продуктивной, то есть происходит воспитание активной гражданской позиции. Поиск новых форм и методов не исключает использование традиционных, но помогает сделать образование и воспитание современным, интересным и востребованным. Особое место среди методов активного обучения заняли те из них, которые основаны на включении в соответствующие действия и направлены на усиление способности к анализу знаний, применению полученных знаний на практике, принятию ответственных решений в нестандартных ситуациях и готовности нести ответственность за принятые решения.
На первой встрече совместно со всеми участниками вырабатываются правила работы в группе и предусматривается ответственность за выполнение этих правил. Для создания мотивации и повышения привлекательности занятий, ребятам предлагается выполнять творческие задания, задачи на сообразительность, логику, которые позволяют заработать баллы и ощутимый результат - грамоты за участие, за победу в соответствующих конкурсах; грамоты можно приложить к портфолио. В начале конкурсных заданий подчеркивается важность «олимпийского» принципа. В результате дети обучаются безоценочно, с пониманием относиться к окружающим и уважать их во всех проявлениях.
Наиболее важной задачей считаем работу с жизненными ценностями; переориентацию от потребительского мировоззрения к созидательному. C данной темой тесно переплетаются понятия эгоизма и альтруизма, определения которых формулируются в результате участия в специальных тренингах. В результате приходим к выводу, что эгоизм – это поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других, а альтруизм - понятие, которым определяется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Основная цель данных занятий - формирование социально ориентированного сознания и поведения учащихся.
Также поднимаются темы, наиболее актуальные для данной аудитории: учебная мотивация, вопросы дружбы, интернет-зависимость. Большое внимание уделяется эмоциональной грамотности, обучению управлением эмоциями, а также формированию установки на здоровый образ жизни.
В процессе реализации программы определились техники, упражнения, позволяющие получить наилучший результат. Особо можно выделить: упражнение-схема, упражнение-метафора, упражнение-таблица. Выраженный положительный эмоциональный отклик имеет упражнение-схема, применяемое при необходимости проявить какое-либо явление или понятие, сделать их наглядными, а так же выявить закономерность, систематизировать [2].
Занятие формируются в тематические блоки: «Образ «я», «Планета чувств», «Уроки нравственности», «Кто такой настоящий друг?», «В поисках смысла», «Психология здоровья», «Правдивые сказки о жизни», «Уроки нравственности», «Моя семья», «Эффективное общение», «Самоопределение - как свобода выбора», «Победи конфликт!», «Выбирая профессию – выбираешь судьбу», «Звездная карта жизни».
На тренингах могут возникнуть ситуации проблемного поведения отдельных подростков, в основе которого могут быть различные причины. Для решения этих ситуаций предусмотрены специальные техники. Применяется техника проигрывания влияния проблемного поведения на окружающих. Эффективны техники, сфокусированные на отзывах других участников. При этом необходимо следить, чтобы не применялись «ярлыки» и обратная связь была доброжелательной. [2].
Практикуется система отслеживания и оценивания результатов реализации программы: психодиагностика, конкурсы, защита проектов. Тестирование проводиться в два этапа: в начале учебного года и по его завершении; применяется разнообразный диагностический инструментарий. Ниже приводим некоторые данные исследований.
Тенденции в ценностных ориентациях обучающихся.
Методика Рокича (адаптированный вариант)
Общечеловеческие ценности
Рейтинг этапа 1
Рейтинг этапа 2
Наличие хороших и верных друзей
1
2
Здоровье
8
6
Творчество
7
1
Любовь
2
3
Материально обеспеченная жизнь
6
11
Уверенность в себе
3
10
Счастливая семейная жизнь
4
4
Свобода как независимость
5
9
Активная деятельная жизнь
12
5
Познание
11
7
Красота природы и искусства
10
8
Развлечения
9
12
Анкета изучения школьной мотивации Н. Г. Лускановой
высокий уровень
хорошая школьная мотивация
положительное отношение к школе
низкая школьная мотивация
школьная дезадаптация
1 этап
2 этап
1 этап
2 этап
1 этап
2 этап
1 этап
2 этап
1 этап
2 этап
8%
10%
16%
21%
40%
44%
32%
25%
4%
0%
Приведенные результаты исследований демонстрируютрост значимости таких ценностей, как познание, активная деятельная жизнь, творчество, здоровье, что свидетельствует о стремление к повышению образовательного и культурного уровня, планированию будущего, сознательному отношению к своему здоровью, оптимальной самореализации. Целенаправленная воспитательная работа с воспитанниками по формированию положительного отношения к школьной жизни, развитию любознательности отразилась в устойчивом росте учебной мотивации.
Таким образом, проявляется практическая значимость программы, заключающаяся в стремлении компенсировать дефекты социализации, возникающие в семье, под воздействием СМИ и других институтов социализации.
Литература.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008, 336 с.
2. Интересы и потребности современных детей и подростков. / Под ред. Н.Ю. Синягиной - СПб.: КАРО, 2007. – 144с.
Королёва Е.В. Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. - М.: АРКТИ, 2008.- 80с.
Прутченков А.С. Социально психологический тренинг в школе. - М.: ЭКСМО 2001- 640с.
Щербакова Т.Н. Психологическое сопровождение готовности старшеклассников выбор профилей обучения. - Ростов н/Д. Изд. РО ИПКА и ПРО, 2004, 101с.