Просмотр содержимого документа
«Истинное "лицо" рока»
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение
«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»
Истинное «лицо» рока.
(Размышления интеллекта)
РЕФЕРАТ
с элементами исследования
по психологии
выполнила: ученица 10 класса
Похилюк Ульяна
Научный руководитель: педагог-психолог
Смирнова Л.И.
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………….……………………………………….3
Актуальность выбранной темы………………………………………….3
II. Основная часть
Глава 1 Рок в жизни человека …………………………………………....5
Рок, как музыкальное направление……………………………………5
Рок – субкультурное явление………………………………………….6
Рок и организм человека………………………………………………..8
Интеллект и успеваемость………………………………………….…10
Глава II Исследование влияния музыкальных предпочтений на интеллект и успеваемость…………………………………………………12
2.1 Результаты исследования…………………………………………..…13
III. Заключение…………………………………………………………..…17
IV. Библиографический список……………………………………………19
Приложение 1………………………………………………………………20
Приложение 2………………………………………………………………21
Словарь терминов……………………………………………………….…22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
Музыка существует не для того, чтобы спасти мир. Она существует для того, чтобы спасти твою жизнь.
Тони Парсонс
Рок – короткое, сильное, многозначительное слово. В словаре Даля «Ныне, судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Мусульманеверуют в рок, христиане в провиденье. Рока неминуешь. Против рока не пойдешь. Он убит, угнетен роком. Никто от своего рока не уйдет. Рок головы ищет. Рок виноватого (рок обреченного) найдет.»(1)
Для меня рок это музыка, наполненная смыслом, силой и чем-то необыкновенным. Однако мои интересы не разделяют мои родные и некоторые из друзей. Бесконечно убеждают меня в том, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека, на его психику. Моё увлечение роком считает вредным. Для меня ближе мнение о том, что «Рок это не просто музыка, не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально возник как средство самовыражения молодежи, как бунт и протест, как отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории, рок отражал и отражает вечно неразрешимую дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок, в глазах старшего поколения, выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное». (4) В интернете достаточно информации о том, что рок музыка влияет на организм человека и это влияние не всегда имеет позитивный характер.
«Загадочные «британские ученые» сделали сенсационное заявление о том, что коэффициент развития интеллекта (IQ) напрямую зависит от того, какой стиль музыки нравится человеку. Основная суть исследований заключалась в том, чтобы определить, какие стили музыки негативно влияют на умственные способности человека. Скорее всего, британские ученые вступили в заговор с родителями мятежных подростков, поскольку в список потенциально опасных для интеллекта вошли самые распространенные и горячо любимые молодежью направления. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок – обладатели одних из самых высокий показателей уровня интеллекта» (3)
Я не могу не согласиться с британскими учеными, поскольку считаю свой уровень интеллекта достаточно хорошим, да и школьная успеваемость на достойном уровне (4 и 5). Однако комментарии к ссылке опровергают правильность перевода и утверждают что в исследовании идет речь не о интеллекте, а об темпераменте, а это не одно и тоже. Поэтому мне стало интересно провести свое исследование.
Цель моего проекта – выяснить, влияет ли музыкальное предпочтение на интеллект и успеваемость учащихся МОУ «Некрасовская СОШ».
Для того, чтобы достичь цели я поставила перед собой ряд задач:
Рассмотреть теоретические основы рок-направления.
Изучить литературу по влиянию рока на организм.
Изучить понятия «интеллект» и «успеваемость»
Подобрать тест для определения IQ
Провести тестирование
Провести анализ уровня успеваемости учащихся, принявших участие в исследовании
Проанализировать полученные в ходе исследования результаты
Оформить полученные сведения в виде реферативной работы
Основная часть
ГЛАВА 1. РОК В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Рок, как музыкальное направление
«Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Также рок является особым субкультурным явлением такие субкультуры, как рокеры, моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки». (5)
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.. Несколько более определенно можно сказать о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание)
The BEATLES Rock'n'RollMusic, Vol.2
1.2 Рок – субкультурное явление.
Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений.
Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
Вот пример песни с философским смыслом.
Linkin park – My december This is my December This is my time of the year This is my December This is all so clear
This is my December This is my snow covered home This is my December This is me alone And I Just wish that I didn't feel Like there was something I missed And I Take back all the things I said To make you feel like that And I Just wish that I didn't feel Like there was something I missed And I Take back all the things that I said to you
Linkin park
(перевод текста песни содержится в Приложении 1) Року присуща своя символика. Так например, поднятая вверх рука, показывающая «козу», и восклицание «Рок-н-Ролл» - это знак того, что мы «свои люди». Многие думают, что главный рок-жест олицетворяет собой «пагубное, низменное и сатанинское» рок-н-рольное сообщество…
Ну а если разбираться серьезно, насколько же обоснованны обвинения рок-музыкантов в связи с сатанистами?
«Если следовать букве, и искать прямое отношение жеста к сатанизму как религии, основанной Ла Веем, то никакой связи здесь, насколько я владею тематикой, нет. Там этот жест никогда не использовался. А если брать понятие «сатанизм» как понятие антагонистичное понятию «христианство», здесь далеко ходить не надо. Два пальца вверх, безусловно, наводят на мысль о козлиных рогах, а ассоциация рогатой козы с другим рогатым существом налицо. Только вот насколько связан этот жест действительно с символом зла, ведь христианская церковь в годы своего становления осуждала все, что так или иначе противоречило ее постулатам, объявляя «поганым» все, что было признано в обществе до ее появления, в том числе, языческие традиции, магические обряды, мифологию и прочее. А знак этот, известный сейчас как «mano cornuto», «дьявольские трубы», «рога Асмодея», да и просто «коза», на самом деле очень древний, и восходит он к языческой древнеитальянской символике, которая использовала имена известных в то время планет для обозначения великих космических сил, которые управляют всеми жизненными процессами. Символизировали эти силы также и пальцы рук. Обозначения эти, впрочем, знают многие, кто когда-либо интересовался астрологией или хиромантией.
«Мизинец – Меркурий (изменение, развитие, переход на новую ступень, перевоплощение, часто также имя Меркурия ассоциируется с проводником душ мертвых)
Центр ладони – Марс (деструктивная сила, война, разрушение, насилие).
Таким образом, значение жеста «козы» может трактоваться следующим образом: активная благородная сила Солнца и уравновешивающая спокойная мудрость Сатурна подавляют разрушающую силу Марса, а направляет их к этому сила любви (большой палец прижимает средний и безымянный), которая, являясь женским началом, также нейтрализует деструктивное мужское начало (Марс), и образует с ним гармоничное целое. При этом раскрываются два пальца: Меркурий и Юпитер, что означает активное действие, которое направлено на то, чтобы изменить ситуацию к лучшему». (8)
1.3 Рок и организм человека
Ритм - это сильнейшее средство воздействия на человека. Еще в древнейшие времена шаманы могли при помощи определённых музыкальных ритмов, которые они отбивали на своих инструментах, ввести человека в транс или добиться у него состояния экстаза.
Почему так происходит? Это связано с функциями нашего слухового аппарата. Ритм захватывает двигательный центр мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы. Барабанный грохот, например, использовали, чтобы довести себя до неистовства. Ритм способен оказывать влияние на способность к анализу, здравомыслию, логике.
Рок-музыка, несмотря на всю свою силу и мощь, относится к категории монотонных, мотороподобных звуков, воспринимая которые слушатели могут впасть в пассивное состояние. А чем чаще она прослушивается, тем больше эта способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
Уже давно медики, психологи, учёные говорят нам о том, что ритм рок-музыки, частота звука, чередования света и темноты - всё это разрушает человеческое существо, извращает его. Однако, сегодня мало кто не попал под влияние стихии рок-музыки.
«Группа “The Beatles” играла на уровне мощности 500-600 ватт. К концу 60-х годов “Doors” достиг 1000 ватт. А уже несколько лет спустя стали нормой 20-30 тысяч ватт. “AC/DC” работали уже на уровне 70 тысяч. Но и это не предел. Много это или мало? Весьма много, потому что даже сотня ватт в небольшом зале может повлиять на способность человека мыслить и анализировать.
Погружение в звуковой мешок действует на умение ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: как вас зовут? где вы находитесь? какой теперь год? И ни один из опрошенных не ответил на них. По заявлению германского профессора Б. Рауха, во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3 - 5 раз хуже, чем обычно» (7)
В рамках моего проекта мне интересны психологические последствия рок – музыки. Вот некоторые последствия этих травм:
1. Утрата контроля над способностью к сосредоточению.
3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.
4. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.
1.4. Интеллект и успеваемость
«Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике,
многоуровневую иерархию системного отбора ценной информации,
сознание,
память» (5)
«Успеваемость - степень успешности усвоения учебных предметов учащимися» (6)
В мире проведено не менее нескольких десятков тысяч исследований, посвященных установлению отношений между психометрическим интеллектом и школьной успеваемостью, и с каждым годом их число возрастает. Вопрос: «Можно ли с помощью тестов, измеряющих уровень развития общего интеллекта, прогнозировать успеваемость?» стоит еще со времен А.Бине по сей день. До сей поры не удалось выделить общую обучаемость как способность, аналогичную общему интеллекту. Поэтому интеллект рассматривается как способность, лежащая в основе обучаемости, но не являющуюся существенным фактором, обусловливающим успешность обучения.
Именно поэтому мне интересно сравнить результаты зависимости музыкальных предпочтений от интеллекта и успеваемости в отдельности.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА ИНТЕЛЛЕКТ И УСПЕВАЕМОСТЬ
Гипотеза – предпочтение рок музыки отрицательно влияет на интеллект и успеваемость.
Цель – провести исследование позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-х, 11 классов в количестве 25 человек.
Для проведения исследования мною использовался тест-опросник Кеттелла для подростков, а именно фактор В (интеллект) и успеваемость.
Интеллектуальный тест Кеттелла оценивает, в первую очередь, потенциальную способность к интеллектуальной деятельности, к обучению в виде переработки информации. Школьная успеваемость, в моем исследовании, оценивалась по результатам отметок за месяц учащихся по основным школьным предметам: по предметам гуманитарного (русский язык, литература, история, иностранный язык), математического (алгебра, геометрия, информатика) и естественнонаучного (география, биология, химия, физика) циклов. Определялся также средний балл успеваемости по перечисленным предметам.
Были сформированы 3 группы учащихся по успеваемости:
1) школьники с высоким уровнем успеваемости (средний балл равняется
4,5-5,0);
2) школьники со средним уровнем успеваемости (средний балл
- 3,8-4,4);
4) школьники с низким уровнем успеваемости (средний балл равен
3,0-3,7).
Для того, чтобы оценить музыкальные предпочтения был составлен опросник (Приложение 2), позволяющий выяснить принадлежность человека к тому или иному музыкальному направлению. Чтобы изучить влияние рока нужно провести анализ в сравнении с другими музыкальными направлениями, поэтому в опроснике были предложены варианты ещё 2-х музыкальных направлений: хип-хоп и классическая музыка.
Непосредственно при проведении опроса учащимся предлагалось прослушать музыкальные композиции 3-х направлений: 1. Хип-хоп (Eminem- without me), 2. Рок композиция (Slipknot-Psychosocial), 3. Классическая музыка (Моцарт- Реквием по мечте)
Для наибольшей достоверности был добавлен 4 пункт опросника, позволяющий выразить свое музыкальное пристрастие независимо от прослушанной музыкальной композиции, поскольку узкие направления рок музыки, хип-хопа и классики могут быть разными и предпочитаться по-разному среди испытуемых.
2.1 Результаты исследования.
По результатам исследования был проведен сравнительный анализ музыкальных предпочтений и уровня интеллекта. По уровню интеллекта были выделены 3 группы: высокий, средний, низкий. Каждое музыкальное предпочтение было применено для этих уровней. Полученные результаты представлены в виде гистограмм 1-3.
Гистограмма 1. Высокий уровень интеллекта и
музыкальные предпочтения.
Высокий уровень интеллекта выявлен у большинства учащихся предпочитающих рок.
У любителей хип-хопа и классической музыки высокого уровня интеллекта не обнаружено.
Гистограмма 2. Средний уровень интеллекта и
музыкальные предпочтения.
Количество учащихся со средним уровнем интеллекта среди любителей рока и хип-хопа примерно равно (71%, 72%). Любителей классической музыки с данным уровнем немногим меньше (50%).
Гистограмма 3. Низкий уровень интеллекта и
музыкальные предпочтения.
Низкий уровень интеллекта выявлен у большего количества учащихся предпочитающих классику (50%). Низкий уровень интеллекта у любителей хип-хопа продемонстрировали 27% учащихся, а у любителей рока таких всего лишь 14%.
Сравнительный анализ зависимости музыкальных предпочтений проводился и по показателю успеваемости. Полученные результаты также оформлены в виде гистограмм 4-6
Гистограмма 4. Высокий уровень успеваемости и
музыкальные предпочтения
Полученные результаты наглядно показывают, что среди тех, кто любит рок 13% учащихся с высоким уровнем успеваемости. Тех, учащихся, кто предпочитает хип-хоп – 6%. А вот любителей классической музыки с высокой успеваемостью не обнаружено.
Гистограмма 5. Средний уровень успеваемости и
музыкальные предпочтения
Количество учащихся со средним уровнем успеваемости предпочитающих рок и хип-хоп одинаково (36% и 35%), а вот любителей классики 50%.
Гистограмма 6. Низкий уровень успеваемости и
музыкальные предпочтения.
Больше всего учащихся с низким уровнем успеваемости предпочитающих хип-хоп, Ровно половина любящих рок и классику имеют низкую успеваемость.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
- Любителей рока нельзя отнести к категории людей и низким интеллектом, а скорее наоборот. Высокий уровень IQ продемонстрировало большее количество именно любителей рока, тогда как у тех, кто выбирает хип-хоп и классику нет никого, кто продемонстрировал бы высокий результат.
- Музыкальные предпочтения не влияют на уровень IQ.
- Низкий уровень интеллектуальных способностей в моем исследовании проявился во всех трех категориях музыкальных направлений. Однако среди тех, кто слушает рок их наименьшее количество (14%). Любителей классики с низким уровнем интеллектуальных способностей 50%, любителей хип-хопа – 27%.
- Оценивая успеваемость и ее зависимость от музыкальных предпочтений, можно сделать вывод, что наибольший процент высокой успеваемости у детей слушающих рок. На втором месте по успеваемости хип-хоп, а слушающие классику не имеют высокой успеваемости.
- Средняя успеваемость у всех з-х музыкальных направлений на одинаковом уровне по количеству учащихся.
- Среди слушающих рок и хип-хоп и классику есть достаточно высокий процент (%) детей с низким показателем успеваемости. Если сравнить рок и классику, то с низкой успеваемостью их одинаковое количество (по 50% на каждую группу).
- Гипотеза о том, что рок отрицательно влияет на IQ и успеваемость не подтвердилась в моем исследовании.
Можно предположить, что зависимость интеллекта и музыки заключается в другом. Возможно, именно мы выбираем музыку, в соответствии со своим уровнем интеллекта, а не она влияет на нас. Чем сложнее музыкальное направление, тем больше требуется интеллектуальных способностей чтобы «переварить» его, осознать и принять.
Мы же переносим в свою жизнь лишь философию рока. Используем только то, что отвечает нашим потребностям. То, что дает нам понимание этого мира, наполняет наш внутренний мир яркими красками.
Рок для меня это не просто музыка – это нечто большее. Под эту музыку мир расцветает. Рок помогает мне чувствовать себя свободной. Моя душа словно поет «Я свободен, словно птица в небесах…». От этой музыки «бегут мурашки по коже» и складывается ощущение, что за спиной расправляются крылья.
Рок – это музыка свободных людей. Рок – это наивысшее проявление свободы. Свободы мысли, слов, сознания и чувств.
Библиографический список
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
2. Явтушенко Ю. О. Рок как составляющая молодежной субкультуры. г. Нижневартовск
Электронные ресурсы:
http://www.berdof.com/muzyka-i-intellekt/
http://www.coolreferat.com/Рок-музыка .
http://ru.wikipedia.org/wiki
6 http://my-dictionary.ru/word/36027/uspevaemost/
http://revolution.allbest.ru/psychology/
http://rockcredo.ru/
Приложение 1 (Текст перевода) Linkin park - My december Это мой декабрь Это моё время года Это мой декабрь Это всё так ясно
Это мой декабрь Это мой дом укрытый снегом Это мой декабрь Это я – один И я Только лишь хочу не чувствовать Будто я что-то потерял И я Беру все свои слова обратно, Что сказал тебе Из-за которых ты чувствуешь себя также И я только лишь хочу не чувствовать Будто я что-то потерял И я Беру все свои слова обратно, Что сказал тебе
Приложение 2
«Опросник»
Фамилия Имя___________________________________
Прослушайте музыкальную композицию.
Хип-хоп (Eminem- without me)
Оцените, насколько она вам понравилась 1 2 3 4 5
Прослушайте 2 музыкальную композицию
(Slipknot-Psychosocial),
Оцените, насколько она вам понравилась 1 2 3 4 5
Прослушайте 3 музыкальную композицию
(Моцарт- Реквием по мечте)
Оцените, насколько она вам понравилась 1 2 3 4 5
Какому музыкальному направлению вы отдаете свое предпочтение:
А) классическая музыка
Б) рок
В) хип-хоп
Словарь терминов.
Брит-по́п (англ. Britpop) — жанр рок-музыки, ориентированный на возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Стиль характеризуется бескомпромиссно британскими мелодиями и звучанием, используя британские традиции как фольклорной, так и рок-н-ролльной музыки 60-х — 70-х годов XX века.
Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
Гpайндкор (ещё известен как «гpайнд» англ. Grindcore) — экстремальное направление рок-музыки, первоначально возникшее в результате смешения краст-панка и трэшкора. Название происходит от слова англ. grind — «молоть» (из-за звука, построенного на атональных риффах, «размалывающе», «со скрежетом» переходящих из одного в другой).
Дэт-ме́тал (англ. death metal, от death — «смерть») — экстремальный поджанр метала.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N' Rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки.
Пси́хика (от др.-греч. ψυχή — «дыхание», «душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).
Ритм (от лат. rhythmus, ῥυθμός «размеренность, такт» от ῥέω — «теку») в музыке — чередование музыкальных событий, происходящее в определённой последовательности. Соотношение длительностей звуков в их движении, а также соотношение сильных и слабых долей.
«Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake».
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) социологии,антропологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами
Успеваемость - степень успешности усвоения учебных предметов учащимися