kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детская ложь и ее причины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в младшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Мама и папа привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то. Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка. Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману. Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детская ложь и ее причины »


Детская ложь и ее причины

Многие дети способны к осознанной и продуманной лжи уже в младшем дошкольном возрасте, и зачастую первый обман ребенка производит на родителей большое впечатление. Мама и папа привыкают к забавной наивности поведения ребенка, и вдруг выясняется, что ребенок может быть нечестен в чём-то. Многие родители сразу начинают думать, что ребенок «испортился», что они упустили какие-то моменты в воспитании, кто-то просто наказывает ребенка. Между тем, это совершенно обычное явление, свидетельствующее о нормальном интеллектуальном развитии ребенка, нужно только правильно воспринять новый опыт во взаимоотношениях с ребенком и постараться понять причины, подтолкнувшие его к обману. Беспричинной лжи не бывает, исключения составляют лишь случаи патологических отклонений, требующих психотерапевтического лечения.


Детскую ложь можно разделить на несколько категорий, в соответствии с причинами, вызвавшими её.


Для начала нужно разграничить детскую ложь и фантазирование. Фантазии ребенка характеризует его эмоциональную сферу, его желания, которые он не всегда может выразить словами. Для лжи характерно целеполагание и мотив, это сложный интеллектуальный процесс. Детские выдумки и фантазии бывают, спонтанны и на первый взгляд никак не обоснованы, но внимательный родитель всегда сможет извлечь из них что-то полезное-информацию о состоянии ребенка, его проблемах. Если ребенок много «выдумывает» в дошкольном возрасте - это не страшно, в возрасте 4-6 лет реальность и вымысел в сознании сосуществуют, с помощью фантазии ребенок учится мысленно воспроизводить ситуации, недоступные в реальности, овладевает навыками моделирования образа.









Разновидности лжи


1. Ложь ради самоутверждения. Ребенок приукрашивает свои качества, рассказывает о героических поступках, которых он на самом деле не совершал, выдает желаемое за действительное, приукрашивает. Иногда такая ложь случается просто в силу темперамента - к ней склонны «артистические натуры», дети -экстраверты. Как правило, таким образом, ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Также подобные поступки характерны для детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе.

2. Ложь из страха. Зачастую дети лгут потому, что взрослые не готовы принять неприятную правду - ещё одно следствие привычки многих родителей к идеализации. Типичная ситуация - ребенок признается в каком-либо проступке или действии, взрослый характеризует его негативно, но переносит само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». Всё, дальше ребенок, элементарно в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим». Если ребенка наказывают - тем более. Родителям важно научиться воспринимать от ребенка и горькую правду в том числе. Тогда ребенок не будет лгать из страха, что его накажут.

3. Отдельная категория-ложь из чувства вины. Это те ситуации, когда ребенок берет на себя вину за поступок, который он не совершал. Если такое поведение замечено уже в младшем дошкольном возрасте, значит, что-то в семье не так, и психологический микроклимат далек от идеального. Подобное поведения свидетельствует о ранних проявлениях комплекса неполноценности.

4. Дурной пример. Здесь все понятно - ребенок просто копирует модели поведения взрослых или сверстников.

5. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики - например, ребенок не выдает совершившего проступок товарища и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).

6. «Соревновательная ложь». Проще говоря - когда ребенок жульничает, например в игре. Характерна для возраста 5-6 лет, так как именно в это время складываются и укрепляются различные


групповые отношения - в семье, в детском саду. Ребенок приобретает статус в каждой из групп. Чтобы повысить статус, стать лидером, ребенку приходится идти на всяческие ухищрения, подчас нечестные, с точки зрения морали.

7. Настоящая, продуманная и осознанная ложь встречается все-таки у маленьких детей не так часто. Если же ребенок в раннем возрасте часто и продуманно лжет, это свидетельствует об определенных психологических проблемах.


В конце концов, не следует требовать от ребенка невозможного. Если взрослые лгут, даже в мелочах, ребенок обязательно это подметит и подумает «а почему мне нельзя?»























Советы родителям, как бороться с проявлениями детской лжи?


Первое - навсегда отказаться от физических наказаний. Доказано, что дети, подвергавшиеся физическим наказаниям, лгут чаще других. И это объяснимо - в ребенке просто включается инстинкт самосохранения, а в дальнейшем он приспосабливается извлекать для себя выгоду из обмана.


Второе - не лгать самим. Любые рассуждения о морали, честности и «хорошем » поведении разбиваются о личный пример, который ребенок видит перед глазами.

Третье - не провоцировать ребенка на ложь. Это очень важно. Зачастую взрослые сами приучают ребенка лгать вечными допросами и нравоучениями. «Не ты разбил эту вещь? А кто же? Я заставлю тебя признаться!», «Не ты ли ходил туда, куда я тебе запрещала? Нет? А я по глазам вижу что ходил!» и т.п. Это такая своеобразная психологическая игра, которая некоторым, вероятно, доставляет даже некое удовольствие. Не стоит. Лучше говорить прямо. «У тебя какая-то неудача. Надо обсудить, почему так», «Ты это сделал, понятно. В следующий раз будь внимательнее», «Я знаю, что все было не так, как ты говоришь. Надо делать так-то и так-то, чтобы вышло хорошо». Если ребенок лжет во спасение, например, защищая товарища, не стоит его поощрять, но вполне можно сказать фразу: «Я тебя понимаю». Если ребенок лжет чтобы добиться цели, жульничает, стоит напомнить ему: тот, кто не играет по правилам, в конечном счете, может оказаться вне игры. Психологи считают, что урок прямодушия от взрослых может оказаться самым важным уроком.









































Проблема интернет-зависимости у детей


В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема интернет-зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители, для того чтобы иметь больше свободного времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.

Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.

Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать интернет-зависимость особым заболеванием.

Как возникает эта зависимость? Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации, а человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость как желание постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит социализации, так как процесс общения в интернете носит специфический, по сути, односторонний характер. Дети дошкольного и раннего школьного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в сети может стать почти навязчивым состоянием. Собственно, приучают ребенка к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть и искать в виртуальной реальности.

Ко всему прочему, помимо проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и другая опасность- просмотр детьми в сети нежелательного содержимого, сцен насилия, «взрослого» контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения этой проблемы существуют - программы - родительские фильтры, которые контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные детские поисковики, индексирующие лишь проверенные сайты, браузеры, которые осуществляют доступ лишь к определенному сегменту Сети.

Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для совсем маленьких детей, уже школьники могут самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше постараться уже с возраста младшей школы развивать в ребенке ответственность за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.

Кроме того, у детей, долго сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно возникнут проблемы с осанкой и зрением.

 

Как не допустить развития интернет-зависимости? 

Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей- норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было сказано выше, заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.

Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета- возможность  получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.

Третье. Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.

Важно даль ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.

Также зависимость от интернет-сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих проблемах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Детская ложь и ее причины

Автор: Белан Олеся Валерьевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Консультация для родителей "Детская ложь: причины и решение проблемы" "
    ["seo_title"] => string(79) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-dietskaia-lozh-prichiny-i-rieshieniie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "138941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417623553"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация "Детская ложь""
    ["seo_title"] => string(29) "konsultatsiia_detskaia_lozh_1"
    ["file_id"] => string(6) "570336"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610881853"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "родительское собрание по теме:«Детская ложь: способы профилактики». "
    ["seo_title"] => string(70) "roditiel-skoie-sobraniie-po-tiemie-dietskaia-lozh-sposoby-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "207905"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430678635"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Беседа с родителями: «5 причин, почему ребенок врет»"
    ["seo_title"] => string(51) "biesiedasroditieliami5prichinpochiemuriebienokvriet"
    ["file_id"] => string(6) "320622"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461104500"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Родительское собрание "Ложь" "
    ["seo_title"] => string(29) "roditiel-skoie-sobraniie-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "146967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419278592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства