Просмотр содержимого документа
««Диагностика познавательных процессов младших школьников с ЗПР», 1 класс»
«Диагностика познавательных процессов младших школьников с ЗПР», 1 класс
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание.Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.
Диагностика воображения
Методика «Где чье место?»
Для того чтобы так играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой. Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение
На этом принципе и основана игра-методика«Где чье место?». Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:
отдельно вырезаются кружки-вставки:
Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему онитам оказались».
Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.
Первый уровень: дети испытываюттрудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-тообъяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошкана клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т.п.
Второй уровень: особых проблемпри выполнении этого задания дети испытывать не будут. Онилегко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментаторпопросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеютпод собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставитптичку в конуру)» и т.п.
Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т.д. Иногда этот этап завершается тем, что ребенок берет на себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: «Я волшебник, я оживлю эту картинку», а затем следует фантазия-рассказ, объясняющий необычное местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: «На столе лежала картинка, и никто не знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались». Далее следует сказочный сюжет. Важной особенностью в объяснениях детей с высоким уровнем развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения тогда, когда они ставят предметы сами, чем, когда их просят рассказать о предметах, размещенных кем-то другим.Это, вероятно, объясняется тем, что эти дети в своих действиях руководствуются с самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить «чужое», то они должны проникнуть в «чужой» замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют.
Исследование концентрации внимания
Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.
Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.
Инструкция испытуемому:"Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".
Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"
Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.
Обработка и анализ результатов
Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации внимания
100
1
очень высокий
91-99
2
высокий
80-90
3
средний
65-79
4
низкий
64 и меньше
5
очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.
Диагностика мышления
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Картинка к методике «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Картинки к методике «Времена года».
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Картинки к методике «Что здесь лишнее?»
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов —высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика «Кому чего недостает?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления, детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 20), на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов
10 баллов — время выполнения задания оказалось меньше, чем 30 сек.
8-9 баллов — время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.
6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.
4-5 баллов — время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.
2-3 балла — время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.
0-1 балл — время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Диагностика речи
Методика «Расскажи по картинке»
Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 1 и рис. 2. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 3 и рис. 4. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.
После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.
Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»:
№ п/п
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования
Частота употребления
1
Существительные
2
Глаголы
3
Прилагательные в обычной форме
4
Прилагательные в сравнительной степени
5
Прилагательные в превосходной степени
6
Наречия
7
Местоимения
8
Союзы
9
Предлоги
10
Сложные предложения и конструкции
Оценка результатов:
10 баллов (очень высокий) – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8-9 баллов (высокий) – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6-7 баллов (средний) – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи
4-5 баллов (средний) – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи
2-3 балла (низкий) – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
0-1 балл (очень низкий) – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8–9 баллов – высокий
4–7баллов – средний
2–3 балла – низкий.
0–1 балл –очень низкий.
Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных
с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Понимание и отражение в устной речи пространственных представлений
Изучение понимания вербальных средств, обозначающих пространство и время, и их выражения в устной речи у школьников с алалией осуществляется с помощью шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и JI.С. Цветковой. В процессе обследования у детей изучается: понимание и употребление предлогов; ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; ориентировка на листе бумаги; ориентировка на листе бумаги, перевернутом на 180°.
Методика обследования включает использование: картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунков кистей рук и ступней ног; листов в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунка парка; разноцветных прямоугольников из бумаги, изображающих скамейки; рисунка дерева и животных вокруг него.
Ребенку предлагаются следующие задания:
I. Понимание предлогов (по картинке)
Инструкция: «Покажи...» 1. Что ты видишь над деревом? 2. Что ты видишь под деревом? 3. Кто находится на дереве? 4. Кто находится перед деревом? 5. Кто находится за деревом? 6. Кто смотрит из-за дерева? 7. Кто двигается от дерева? 8. Кто двигается к дереву? 9. Кто вылезает из-под дерева? 10. Что падает с дерева? 11. Что за отверстие в дереве? 12. Кто смотрит из дупла?
II. Употребление предлогов.
Инструкция: «Скажи...» 1. Где находится солнце? 2. Где растет гриб? 3. Где сидит белка? 4. Где находится ежик? 5. Где прячется волк? 6. Откуда волк выглядывает? 7. Куда ползет улитка? 8. Куда идет кот? 9. Откуда вылезает крот? 10. Откуда падают листья? 11. Где сидит сова? 12. Откуда она смотрит на нас?
III. Ориентировка в «схеме собственного тела». 1. Покажи свою левую руку. 2. Покажи свою правую ногу. 3. Покажи свой левый глаз. 4. Покажи своё левое ухо. 5. Левой рукой дотронься до правой ноги. 6. Правой рукой дотронься до левого уха. 7. Правой рукой дотронься до левого плеча. 8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону. 9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка). 10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка). 11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка). 12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?
IV. Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив. 1. Покажи мою левую руку. 2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо? 3. Скажи., какой рукой я держусь за левое колено? 4. Скажи, какая из моих рук сверху? 5. Скажи, какая из моих ног сверху? 6. Скажи, к какому плечу я повернула голову? 7. Скажи, какую руку я подняла вверх? 8. Скажи, какую руку я положила на плечо? 9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу). 10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо. 11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально. 12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).
V. Ориентировка на листе бумаги. 1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу? 2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу? 3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу? 4. Скажи, в каком углу нарисована белка? 5. Покажи след от левой ноги. 6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик). 7. Нарисуй слева от крестика кружок. 8. Нарисуй справа от точки треугольник. 9. Под кружком проведи волнистую черту. 10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа». 11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку? 12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?
VI. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.
1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка? 2. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка? 3. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка? 4. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка? 5. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу? 6. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка? 7. Скажи, сколько ёлок растёт справа от дороги, по которой ты возвращаешься? 8. Покажи третью ёлку слева от тебя. 9. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку? 10. Покажи след от правой ноги. 11. Покажи отпечаток левой руки. 12. Покажи указательный палец правой руки.
Анализ полученных материалов предполагает учет следующих критериев: * понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок); * самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики; * латентный период ответа; * точность, автоматизированность, самостоятельность выполнения действий; * использование помощи взрослого.
Обследование временных представлений
Понимание и отражение в устной речи представлений об основных временных единицах
Изучение понимания и отражения в устной речи представлений о временных единицах осуществляется по специально разработанной методике, в основе которой лежат материалы Т.Д. Рихтерман и Т.И. Тарабариной. Задания для детей сгруппированы в шесть блоков по 12 вопросов. С помощью данной методики у детей исследуются представления о частях суток, представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», представления о временах года, месяцах, днях недели и представления о часах.
Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен года; числовых карточек, обозначающих дни недели; циферблата часов.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания и ответить на вопросы.
I. Представления о частях суток. 1. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с действиями людей). 2. Выбери картинку, на которой изображен день. 3. Выбери картинку, на которой изображено утро. 4. Выбери картинку, на которой изображен вечер. 5. Выбери картинку, на которой изображена ночь (картинки с природой). 6. Выбери картинку, на которой изображен день. 7. Выбери картинку, на которой изображено утро. 8. Выбери картинку, на которой изображен вечер. 9. Разложи картинки по порядку, что бывает раньше, что потом. Сначала ночь, потом... 10. Назови соседей утра, что было раньше, а что будет потом. 11. Назови пропущенное слово, используя слова утро, день, вечер, ночь: «Мы завтракаем а обедаем ...». 12. «Мы ложимся спать и все уже спим ...».
II. Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». 1. Ответь на вопрос, используя слова «сегодня», «вчера», «завтра»: «Как называется день, который уже прошел?» 2. «Как называется день, который, идет?» 3. «Как называется день, который будет?» 4. Закончи предложение нужным словом— «вчера», «сегодня», «завтра»: «Мы гуляем на улице ...». 5. «На следующий день дети посетят музей. Это будет ...» 6. «Мы навещали бабушку в предыдущий день. Это было ...» 7. «Через полчаса мы пойдем гулять в парк. Это ...» 8. «На следующий день мы будем читать книгу. Это будет ...» 9. «Мы приехали из деревни в Москву день назад. Это было ...» 10. Определи, все ли правильно в этих предложениях? Исправь ошибку. «Завтра дети написали диктант». 11. «Вчера мы поедем в цирк». 12. «Вчера дети слушают музыку».
III. Представления о временах года. 1. Назови все времена года. 2. Выбери картинку, где изображена зима. 3. Выбери картинку, где изображено лето. 4. Выбери картинку, где изображена осень. 5. Выбери картинку, где изображена весна. 6. Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке. 7. Назови по порядку времена года, начиная с лета. 8. Скажи, что следует за осенью? 9. Скажи, что бывает перед летом? 10. Скажи, какое время года между летом и зимой? 11. Скажи, что бывает после весны? 12. Скажи, какое время года бывает до зимы?
IV. Представления о месяцах. 1. Скажи, сколько всего месяцев в году? 2. Скажи, сколько месяцев в каждом времени года? 3. Назови зимние месяцы. 4. Назови летние месяцы. 5. Назови осенние месяцы. 6. Назови весенние месяцы. 7. Назови второй месяц весны. 8. Назови последний месяц осени. 9. Назови, что бывает до и после сентября. 10. Определи, к какому времени года относятся эти месяцы? (К осени). Разложи их по порядку. 11. Отбери карточки с названиями зимних месяцев и разложи их по порядку. 12. Отбери карточки с названиями весенних месяцев и разложи их по порядку.
V. Представления о днях недели. 1. Назови дни недели по порядку. 2. Назови дни недели по порядку, начиная со среды. 3. Скажи, какой сегодня день недели? 4. Скажи, какой день недели был вчера? 5. Скажи, какой день недели будет завтра? 6. Скажи, какой день недели между средой и пятницей? 7. Назови, что бывает до и после среды. 8. Разложи карточки, изображающие дни недели (кружочками), по порядку и покажи четверг. 9. Назови, какой день недели я закрыла? 10. Назови вчерашний день по отношению к закрытому. 11. Выбери из карточек (с написанными днями недели) день, который бывает перед вторником и день, который идет после вторника. 12. Разложи карточки со всеми днями недели по порядку.
VI. Представления о мерах времени на часах. 1. Скажи, с помощью чего мы узнаем время? 2. Скажи, с помощью чего мы определяем время по часам? 3. Скажи, сколько сейчас времени на часах? 4. Поставь минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 9. 5. Скажи, сколько получилось времени? 6. Переведи минутную стрелку на пять минут назад. 7. Скажи, сколько стало времени теперь? 8. Переведи стрелку на 10 минут вперед. 9. Скажи, сколько стало времени теперь? 10. Скажи, как называется на часах стрелка, которая быстрей всех движется? 11. Скажи, что эта стрелка показывает12. Скажи, сколько пройдет времени, кода секундная стрелка обойдет один круг?
Анализрезультатов рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:
* понимание общепринятых временных эталонов и их последовательности без самостоятельного их называния (выполнение действий, показ картинок); * самостоятельное обозначение временных категорий при помощи устной речи; * латентный период ответа; * правильность, автоматизированность, самостоятельность выполнения заданий; * использование помощи взрослого.