kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дети в семейных конфликтах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные психологи и психотерапевты отмечают, что «одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия». Для ребенка увидевшего родных, которые причиняют вред друг другу, наносят побои или оскорбляют, это является эмоциональным шоком, от которого очень трудно оправиться и невозможно забыть в дальнейшей жизни. Что говорить о детях, которые подвергаются систематическим избиениям и унижениям дома? Но об этом говорить нужно для того, чтобы предотвращать подобные действия со стороны родителей или близких.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дети в семейных конфликтах"»

Орлова Н.А., Вахитова И.В.

ДЕТИ В СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТАХ

Современные психологи и психотерапевты отмечают, что «одинаково травматично быть и жертвой, и свидетелем насилия». Для ребенка увидевшего родных, которые причиняют вред друг другу, наносят побои или оскорбляют, это является эмоциональным шоком, от которого очень трудно оправиться и невозможно забыть в дальнейшей жизни. Что говорить о детях, которые подвергаются систематическим избиениям и унижениям дома? Но об этом говорить нужно для того, чтобы предотвращать подобные действия со стороны родителей или близких. Поведение ребенка при конфликтах, происходящих в семье, во многом зависит от его возраста, темперамента, самооценки, стрессоустойчивости, активности и общительности.

Психологи выделяют основные модели поведения детей в семейных конфликтах:

Ребенок-буфер

Этот ребенок неосознанно или сознательно пытается сгладить все острые углы или примирить родителей. Все переживания, которые он испытывает, рано или поздно выливаются в его болезни, являющиеся условно-желательными, потому что отвлекают всех от продолжения ссоры.

  • Ребенок –защитник
    Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя.

  • Ребенок- одиночка ушедший «в себя»

Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он отстранен от реальной действительности и уходит «в свой внутренний мир».
Ребенок может внутренне очень сильно переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь эмоционально холодным и отдаленным от близких людей. Ребенок как бы дистанцируется всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская в свой внутренний мир никого. Такой ребенок очень тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме. Частыми его спутниками будут депрессия, неуверенность в себе, страхи, низкая самооценка, низкая коммуникабельность. В подростковом возрасте такие дети становятся неэмоциональными и замкнутыми, и часто находят утешение в том, что запрещено – курении, алкоголе, наркотиках, уходах из дома и нарушениях закона.

К сожалению, в пылу семейных ссор родители не задумываются о том, что в данный момент чувствует их ребенок. В то же время, гнетущая эмоциональная атмосфера, когда ссорятся, а порой и дерутся , два его самых близких и любимых человека, оказывает огромное давление на неокрепшую детскую психику, откладывая сильный отпечаток на всё, что ребенок делает сейчас, и каким он будет в дальнейшем. Большинство семейных конфликтов можно отнести к категории скрытых, т.е. социальное окружение семьи даже не догадывается о том, что происходит внутри данной семьи.

Что же происходит с ребенком, когда он становится участником постоянных семейных конфликтов?

У ребенка отмечаются, следующие симптомы:

-повышается общая нервозность, чаще бывают эмоциональные взрывы и беспричинные истерики;

-поведение в обществе и дома ухудшается, потому что авторитет родителей падает. Ребенок перестает им доверять и прислушиваться к их мнению;

-нарушается принятие моральных и общих культурных ценностей. Дети могут попадать под негативное влияние, желая бороться против всего, что было раньше в их жизни;

-чаще возникает негативное отношение к мужчинам и женщинам, не обязательно родственникам в зависимости от того, против кого настроен ребенок.

У многих детей, перенесших или видевших семейное насилие, часто проявляются признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Дети плохо спят, сны становятся беспокойными, у них появляются страхи, и тревожные мысли о смерти. Может начаться или обостриться заикание или другие речевые нарушения, вплоть до потери речи. Очень часто у такого ребенка развиваются серьезные заболевания, такие как: бронхиальная астма, экзема, или целая череда простудных заболеваний. Часты также нарушения неврологического плана – беспокойный сон и трудности с засыпанием, ночные кошмары, энурез, заикание, нервные тики или синдром навязчивых движений. Так же у ребенка внимание становится рассеянным, дети не могут сосредоточиться на каком-то деле, могут забывать сделать даже привычные дела, например, умыться утром, почистить зубы перед сном. Все эти признаки говорят о том, что ребенок пережил некое шоковое событие, с которым он не может справиться самостоятельно. Ребенок перестал быть прежним, ведет себя неестественно – это явный сигнал о том, что ему срочно требуется помощь взрослого.

С психологической стороны нарушения привычной деятельности объясняются тем, что перенесенное потрясение не находит объяснение в сознании ребенка. Привычный уклад жизни нарушился, и все внимание обращено на попытку понять и осознать случившееся. Поэтому на другие вещи, людей и события, происходящие в реальности, ребенок не может переключиться. Мыслительные процессы замедлены, т.к. не могут справиться с новой информацией и осознать то, что произошло.

Насилие, как известно, порождает ответное насилие. Оно в свою очередь оказывается направленным на другого человека, тот передает его следующей жертве и так до бесконечности.

Встречаясь в своей работе с детьми из семей, где конфликты являются нормой, специалисты каждый раз отмечают уверенность детей в том, что они имеют право бить других детей и ничего им за это не будет. Дети-агрессоры уверены в своей безнаказанности, потому, что так поступают взрослые дома.

В группе детского сада 5-6 летний мальчик позволяет себе ударить другого ребенка, и считает, что поступил правильно. Он не видит в этом ничего необычного – ведь его тоже били, так почему же он не может ударить любого, кого ему только захочется. Именно так думает каждый, кого хоть раз в жизни ударили: почему меня можно бить, а я не могу ударить другого?

У ребенка возникает вполне справедливый вопрос, на который многие взрослые не могут дать ответ. Ребенок действует интуитивно, то есть, полагаясь на свой чувственный опыт. Ему обидно и единственный вывод, который он для себя делает – ему можно драться с теми, кто ему не нравится. Таким образом, использование силы становится единственным способом достигать своих целей в отношениях с людьми. Если такая позиция находит подтверждение в какой-то ситуации и ребенок действительно с помощью силы получает желаемое, то она закрепляется в сознании как правильная.

Ребенок в семейных конфликтах всегда в уязвимой позиции, т.к. в большинстве случаев не может реально оценить причин, из-за которых его родители находятся в ситуации конфронтации, а также не знает, как реагировать на происходящее в семье. Нередко ребенок используется в качестве инструмента манипуляции, когда один родитель пытается достичь своих целей, воздействуя на другого. В результате такой модели поведения родителей, у ребенка вырабатывается модель его будущей семьи, в которой решить вопросы возможно через крик, интриги, манипуляции, шантаж, унижение другого члена семьи.

Особенно высок риск возникновения психологического травмирования семейными ссорами детей в возрасте до 6 лет. Бракоразводные истории, происходящие в жизни детей, в возрасте 5 – 7 лет, обрекают ребенка на ситуацию неуспеха, что невольно отражается на его обучении в школе, т.к. вместо освоения школьной программы, он в находится в стадии глубоких переживаний домашней обстановки.

Так же фактором риска является и то, что велика вероятность возникновения жестокого обращения с детьми, родители которых находятся в конфликте. Это происходит, как правило, из-внутренней агрессивности родителей– эмоционального состояния, возникающего как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. В результате у детей дошкольного возраста нарушается здоровое развитие автономии, формируются такие черты личности, как неуверенность в себе, зависимость.

У младших школьников, как правило, при таких условиях воспитания- заниженная самооценка, чувство неполноценности, неумение эффективно использовать имеющихся у них навыков и умений. У подростков, родители которых пребывают в состязательных процессах, нарушается процесс формирования личностной идентичности, для них свойственны эмоциональные и поведенческие расстройства, нередко приводящие к формированию девиантного поведения.

Многие родители считают, что в их ссорах дети не участвуют. Однако ребенок страдает от семейных конфликтов гораздо больше, чем сами супруги. Дело в том, что для любого ребенка родители – это залог стабильности. Они отвечают за удовлетворение его базовой потребности в безопасности. Семья, отношения между папой и мамой, атмосфера, которую они создают дома, – все это формирует у ребенка доверие к окружающему миру, создает ощущение защищённости, а постоянные семейные конфликты, зачастую переходящие в рукоприкладство, лишают его «островка безопасности». Таким образом, последствия семейных конфликтов для будущей взрослой жизни ребёнка таковы:

-дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутри личностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях часто испытывают депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы;

-у ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие;

-во время переживания семейных конфликтов у ребенка формируется сценарий поведения в его собственной семье. То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты и агрессивное поведение в ней будут также частым явлением;

-у ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма;

-дети из семей, переживших частые конфликты, видевшие агрессию со стороны взрослых, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагополучный старт в жизни. Отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующий образ мышления, чувства и поступки во взрослом возрасте. Поэтому родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, должны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайней мере, столько же, сколько о своих собственных.



Уважаемые коллеги! Закончить свое выступление хотелось бы словами итальянского психолога Даниэле Новара «Следы хорошего бесконфликтного воспитания видны всю жизнь — к сожалению, это относится и к плохому воспитанию»

Будьте внимательны и добры к своим детям! Любите своих детей!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Дети в семейных конфликтах"

Автор: Орлова Н.А, Вахитова И.В.

Дата: 29.05.2023

Номер свидетельства: 632664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Консультация для родителей на тему: "Алкоголь - семейное неблагополучие" "
    ["seo_title"] => string(80) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-alkoghol-siemieinoie-nieblaghopoluchiie"
    ["file_id"] => string(6) "182361"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425497185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон"
    ["seo_title"] => string(90) "dieti-i-siemieinyie-konflikty-kak-nauchit-sia-razrieshat-ikh-s-pol-zoi-dlia-obieikh-storon"
    ["file_id"] => string(6) "299205"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456482477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тренинги по профилактике семейного неблагополучия "
    ["seo_title"] => string(59) "trieninghi-po-profilaktikie-siemieinogho-nieblaghopoluchiia"
    ["file_id"] => string(6) "231835"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442650372"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Личностно-ориентированный урок по теме: «Семейные конфликты» "
    ["seo_title"] => string(64) "lichnostno-oriientirovannyi-urok-po-tiemie-siemieinyie-konflikty"
    ["file_id"] => string(6) "110776"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406576739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект организованной учебной деятельности «Составление семейного альбома»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_orghanizovannoi_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_sostavlieniie_siemieinogho_a"
    ["file_id"] => string(6) "369497"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481698892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства