Просмотр содержимого документа
«Буклет "Педагогический диалог в семье"»
Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Как строить педагогический диалог в семье?
Главное в установлении такого диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение и понимание происходящего, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению возникающих проблем.
Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее созидателем вместе с родителями.
Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Важно так же соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей в самых разных его формах.
Для внушения ребенку ощущения родительской любви помимо диалога необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка.
Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого и такого человека, со всеми свойственными ему качествами.
Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребенка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз тебе объяснять, бестолочь?!», «Да зачем же я тебя только на свет родила? Упрямец, негодник!», какой бы справедливой, по сути, она ни была, кокой бы ситуацией она ни вызывалась, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.
Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
Дистанция, если таковая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое занимает место деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека в процессе семейных взаимоотношений.
Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.