Просмотр содержимого документа
«Брошюра с комплексов диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
БРОШЮРА С КОМПЛЕКСОМ ДИАГНОСТИК НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
по МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛОДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ГРУППЫ Ш-21
Сурмач Татьяна Александровна
Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна
Содержание
1. Тест «Рисуем мужскую фигуру»…………………..…..3
2. Тест «Степень психосоциальной зрелости»………......5
3. Тест «Графический диктант»…………………………..8
4. Тест «Лабиринт»………………………………………..11
5. Тест «Чего не хватает?»………………………………..12
6. Тест «Десять слов»……………………………………..13
7. Тест «Копирование письменных букв»…………...…..14
8. Тест «Срисовывание точек»……………………….…..16
9. Тест «Опросник»………………………………….........18
10. Тест «Составление рассказа по картинкам»………...24
Тест«Рисуем мужскую фигуру»
Современными исследованиями доказана связь художественной деятельности детей с общим уровнем их психического развития. Существует закономерность: с возрастом ребёнка его рисунок обогащается новыми деталями. Если в 3,5 года малыш вместо человечков изображает «головоножек», то к 7 годам, как правило, в изображении человека уже вырисовываются все части тела. Попроситеребёнка нарисовать человека так, как он сможет. Старайтесь не давать никаких дополнительных разъяснений, не помогать и не обращать его внимание на ошибки и недостатки. На вопросы ребёнка отвечайте: «Рисуй как получится!»
Оценивание результатов
- 1 балл. У нарисованной фигуры есть, туловище, конечности. Голова не больше, чем туловище и соединена с ним шеей. На голове есть волосы (возможно, под головным убором). Есть уши, глаза, нос, рот. На руках – кисти с пятью пальцами. Ноги внизу «согнуты» (есть ступни). На фигуре – мужская одежда и нарисована она как одно целое, а не составлена из отдельных частей. На рисунке видно, что ноги и руки растут из туловища, а не крепятся к нему. При таком способе рисования, которое называют синтетическим (контурным), фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаш от бумаги.
- Более примитивный (аналитический) способ предусматривает изображение отдельно каждой составной части фигуры. Например, сначала рисуется туловище, а потом к нему крепятся руки и ноги.
- 2 балла. Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три детали, которые отсутствуют (шея, волосы, один палец руки), можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
- 3 балла. У фигуры есть голова, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.
- 4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией.
- 5 баллов. Отсутствует четкое изображение тела («головоножка») или обеих пар конечностей. Каракули.
2. Тест «Степень психосоциальной зрелости»
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на вопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 16, 22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла,
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл,
№16 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл,
№22 – за правильный ответ - 2 балла,
№17 оценивается совместно с №15 и №22; если в №15 ребенок набрал 3 балла и в №17 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: если ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Тест «Графический диктант»
Этот тест, разработанный Д. Б. Элькониным, выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.
Задание
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание.
“Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.
В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются.
“Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.”
Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.
“Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.”
Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:
Оценка результатов
Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.
Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.
4.Тест «Лабиринт»
Подобные задания часто встречаются в детских журналах, в рабочих тетрадях для дошколят. Выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления (умение пользоваться схемами, условными обозначениями), развитие внимания. Несколько вариантов таких лабиринтов мы предлагаем:
Тест «Чего не хватает?»
Тест разработан Р. С. Немовым.
Задание
Ребенку предлагаются 6 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 6 неточностей менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.
Тест «Десять слов»
Изучение произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться.
Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)
Тест«Копирование письменных букв»
Ребенок должен на чистом листе бумаги скопировать фразу, которая написана письменными буквами. Например: «Она читала книгу».
Скажите ребенку: «Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может, у тебя получится так же». Если ребенок знает письменные буквы, предложите ему скопировать фразу из английских слов.
Оценивание результатов
- 1 балл. Образец скопирован хорошо и разборчиво. Копия превышает размер образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
- 2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
- 3 балла. Очевидна разбивка на три части. Разборчиво написаны хотя бы четыре буквы.
- 4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенная копия образовывает строку.
- 5 баллов. Каракули.
8. Тест «Срисовывание точек»
Скажите ребенку: «Взгляни на точки. Попробуй рядом нарисовать так же». При этом покажите, где именно нужно рисовать.
Оценивание результатов
- 1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Копия может быть меньше или превышать размеры образца не более, чем в два раза. Точки расположены параллельно.
- 2 балла. Количество и расположение точек соответствует образцу. Допускается отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
- 3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем в два раза. Количество точек может быть не соблюдено, но их количество – не более 20 и не менее 7. Возможен любой поворот. Даже на 180 градусов.
- 4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и количество точек не учитываются. Другие формы, например, линии, не допускаются.
- 5 баллов. Каракули.
Анализ результатов.Посчитайте баллы, которые ребёнок набрал за три теста. Если от 3 до 6 баллов – он готов к школе. (Высокий уровень готовности.)
7–9 баллов, к тому же эти баллы равномерно распределены между всеми заданиями, – как правило, такие дети также готовы к обучению. (Средний уровень готовности.)
Если же в суммарный балл входят низкие оценки (например, общий балл – 9, и он состоит из 2 баллов за первое задание, 3 – за второе и 4 – за третье), то желательно провести более подробное исследование, посоветоваться со специалистами, чтобы определить, готов ли ребенок стать школьником.
Для детей, которые набрали 10–15 баллов, дополнительное исследование обязательно необходимо. Скорее всего, им еще рано идти в школу. (Самое низкое деление среднего уровня готовности – 10–11 баллов. 12–15 баллов – готовность ниже нормы.)
Тест «Опросник»
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”.
Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”.
Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = —5 баллов)
Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = —3 балла)
Днем светло, а ночью...
(темно = 0;
неправильный ответ = —4)
Небо голубое, а трава ...
(зеленая = 0;
неправильный ответ = —4)
Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1;
неправильный ответ = —1)
Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = —1)
Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = —1)
Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = —1
на курицу = —3)
Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = —1)
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)
Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0)
Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)
Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма +24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от +14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до +13 – средний показатель вербального интеллекта.
От —1 до –10 – ниже среднего.
От –11 и меньше – низкий показатель.
10.Тест «Составление рассказа по картинкам»
Подберите картинки из серии “рассказов в картинках”, разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: “Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а, чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что — в середине.” Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.