kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра с комплексом диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Проблема готовности ребенка к школе включает педагогический и психический аспекты. В связи с этим выделяют педагогическую и психическую готовность.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

 

Просмотр содержимого документа
«Брошюра с комплексом диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Брошюра с комплексом диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению





Подготовила:

студентка Ш-21 группы

Авдеева Дарья









Ейск, 2019г.

Оглавление

Введение 3

1.«Дорисовывание фигур» 4

2. «Рисунок школы» 5

3. Собирание разрезных картинок 7

4. Анализ образца 8

5. Исследование восприятия 9

6. Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника) 9

7. Беседа «вопрос–ответ» 11

8. Тест «Чего не хватает?» 15

9.  Общий кругозор (оценка психосоциальной зрелости) 16

10. Уровень развития речи 17







Введение

Проблема готовности ребенка к школе включает педагогический и психический аспекты. В связи с этим выделяют педагогическую и психическую готовность.

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольников. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

















1.«Дорисовывание фигур»

Подготовка и проведение исследования:

детям дается по 8 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале.

Оценка:

0-2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии;

3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается;

5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями;

8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом;

10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Ключ:

8 - 10 баллов – готов к обучению в школе;

3 - 7 баллов – условно готов;

0-2 балла – не готов.




2. «Рисунок школы»

Тест предназначен для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности. Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов :

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём показателям:

1. цветовая гамма;

2. линия и характер рисунка;

3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

1 балл - в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона;

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);

0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый, тёмно- зелёный, чёрный).

2. Линия и характер:

1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики;

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики;

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;

0 баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег); время суток – ночь или вечер.

Анализ результатов:

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно – учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;

1-0 баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

3. Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Упрощенный вариант Вариант высокой трудности

Оценка результатов:

высокий уровень – все картинки собраны;

средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант);

низкий уровень – картинки собраны неверно.

4. Анализ образца

На столе из спичек выкладывается фигурка человечка. Ребенку говорится: «Что это? Правильно, это человечек. Давай я тебе дам спички, и ты сделаешь точно такого же. Посмотри внимательно и теперь делай». Своего человечка накрываем листом бумаги.

После того, как ребенок закончил работу, убираем листок со своей фигурки и предлагаем сравнить его работу с образцом. При этом говорим: «Все, ты закончил? А теперь посмотри, твой человечек получился точно такой же?» Если ребенок не исправляет допущенные ошибки самостоятельно, то задаем наводящие вопросы: «Посмотри, что у человечка есть? Голова. А у твоего есть голова? Что у него на ногах? Тапочки. А у твоего где тапочки?»

Итоговый уровень определяется по способу исправления ребенком допущенных ошибок:

высокий – если он сам исправил ошибки;

низкий – если никак не исправляет;

средний – если исправляет с помощью вопросов.

5. Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов:

высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал всефигуры;

средний уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка;

низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

6. Определение типа ориентации в отношении школы и учения (уровень формирования у ребенка внутренней позиции школьника)

Интерпретация содержания ответов и критерии оценки:

А – ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла);

Б – ориентация на внешние атрибуты школьной жизни (1 балл);

В – ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов).

2 Б – так себе, не знаю

1В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д.

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе?

А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д.

Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др.

В (упоминает занятия, не относящиеся к школе)

4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день?

А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д.

Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д.

В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными

Результат:

7–8 баллов – внутренняя позиция школьника достаточно сформирована;

4–6 баллов – начальная стадия формирования внутренней позиции школьника;

0–3 балла – внутренняя позиция школьника не сформирована.

7. Беседа «вопрос–ответ»

Задание может звучать так: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. 

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

(лошадь = 0 баллов;

неправильный ответ = -5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем...

(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

3. Днем светло, а ночью...

(темно = 0;
неправильный ответ = -4)

4.Небо голубое, а трава ...

(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?

(фрукты = 1; 
неправильный ответ = -1)

6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)

7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)

(города = 1;

станции = 0;
неправильный ответ = -1)

8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)

(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?

(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)

10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)

11.Почему во всех автомобилях тормоза?

(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)

12.Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

18. Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?

(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы:

Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор);

Сумма от + 14 до 23 – выше среднего;

Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта;

От -1 до – 10 – ниже среднего;

От – 11 и меньше – низкий показатель.

8. Тест «Чего не хватает?»

Задание: ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера. 

     

     Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд;

8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд;

4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд;

2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд;

0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

9.  Общий кругозор (оценка психосоциальной зрелости)

1.Сколько тебе лет? (желательно с месяцами).

2. Как зовут твоих родителей? (имя и отчество).

3. Кем работает твоя мама (папа)?

4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5. Сколько тебе лет будет через год? (два)

6. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?

7. Сейчас утро, вечер или день?

8. Что бывает раньше: обед или ужин?

9. Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?

10. Что делают почтальон, врач, учитель?

11. Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?

12. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?

13. Кто больше : корова или коза? Птица или пчелка?

14. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?

Оценка результатов:

8 вопросов. 7-6-высокий уровень

5-6-средний уровень

4-0-низкий уровень.

10. Уровень развития речи

1.Я буду говорить тебе слова . Ты должен назвать их одним словом.

2.Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.

3.Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.

4.Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.

5.Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.

6.Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.

7.Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.

8.Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.

9.Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.

10.Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.

11.Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.

12.Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.

13.Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.

14.Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.

15.Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.

Оценка результатов:

1 б. - сразу отвечает;

0.5 б. – думает;

0 б. - не ответил.

Суммируем баллы:

12-14-высокий уровень;

9-11- средний;

0-8-низкий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Брошюра с комплексом диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению

Автор: Авдеева Дарья Алексеевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Брошюра с комплексов диагностик на определение уровня готовности к школьному обучению"
    ["seo_title"] => string(80) "broshiura_s_kompleksov_diagnostik_na_opredelenie_urovnia_gotovnosti_k_shkolnomu_"
    ["file_id"] => string(6) "515735"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1561148686"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства