«Адаптация к условиям школьной жизни детей старшего дошкольного возраста»
«Адаптация к условиям школьной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Поступление в школу - новый этап в жизни ребенка, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Адаптация к условиям школьной жизни детей старшего дошкольного возраста»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС НОО
«Адаптация к условиям школьной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Составитель:
Каталеева Ирина Валериевна,
учитель высшей квалификационной категории
Иваново
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление в школу - новый этап в жизни ребенка, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Отечественными и зарубежными психологами признается тот факт, что эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если будущий первоклассник обладает нужными и достаточными для обучения качествами.
Основным смыслообразующим элементом этих качеств является состояние мотивационно-волевой сферы ребенка. В связи с этим учеными - Л. И . Божович выделяется такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», Д.Б.Элькониным - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу, А. В. Запорожец отмечает, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка.
Большое значение имеет теоретическое положение, разрабатывающееся Л.В.Венгером и его сотрудниками, связанное с применением фундаментального положения отечественной психологии о том, что все психологические свойства человека формируются в его деятельности. В его работах подчеркивается, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «щкольных» качеств в чистом виде, поскольку они, как и любые психологические процессы, складываются в той деятельности, для которой они необходимы, и, следовательно, не могут быть сформированы без нарушения специфических условий жизни и деятельности, характерной для дошкольного возраста. Исходя, из этого Л.А.Венгер считает, что психологическая готовность ребенка к школе состоит не в том, что у ребенка оказываются сформировавшиеся сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
В связи с внедрением в практику гимназии систем развивающего обучения (Системы Д.Б.Эльконина- В. В. Давыдова и Занкова) определяется специфика психологической готовности ребенка к обучению. Ее определяют необходимые предпосылки учебной деятельности, отраженные в следующих параметрах:
умение содержательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
Наличие у детей тенденции к включению в учебную ситуацию (инициативность, ненасыщаемость, нескованность, стремление к новым открытиям);
способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослыми;
способность к образно-смысловому воспроизведению универсальных принципов построения и развития вещей (развитое воображение);
умение осуществлять эмперическое или теоретическое обобщение.
Фактически эти особенности и отражают содержание «учебного» и «предучебного» типа готовности ребенка к школе в понимании Н.Н.Репкиной, которые обеспечивают успешность ребенка при обучении в системе РО (развивающего обучения).
Для успешного вхождения дошкольника в школьную жизнь все элементы его познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер оказываются задействованными в адаптационном процессе. Помочь ребёнку легче адаптироваться к школьному обучению можно с помощью данной программы, так как она направлена именно на комплексное сопровождение ребёнка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, и мотивационном. Новизна данной программы заключается в том, что она соответствует ФГТ, потому - что задания направлены на формирование познавательных УУД, а именно на развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сериация, установление аналогий. Развивающая программа рассчитана на детей 5 – 6 лет. В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер компонентов школьной зрелости, используется наблюдение за деятельностью детей, беседы со взрослыми, а также:
1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».
2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».
3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей)
4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка») .
5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года) .
6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».
7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет);
8. Методика определения готовности к школе Л. А. Ясюкова (только с 6 лет).
Основные принципы построения программы:
- уважение личности ребенка;
- развивающий характер обучения;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором программный материал располагается последовательно, с учетом возрастающей детской компетенции;
- использование ресурсов игры как универсального средства, обеспечивающего широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания.
Целесообразность проведения с дошкольниками игровых занятий, специально направленных на развитие личностно-эмоциональных и регуляторно-когнитивных компонентов структуры учебной деятельности, обусловлена уникальностью этого возрастного периода, характеризующегося его повышенной сензитивностью.
Программа поможет органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус ученика, постепенно овладевать умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и приумножив при этом достижения дошкольного периода развития.
Цель программы:
психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
Развитие интеллектуальной, эмоционально - волевой, речевой, личностной сфер;
Развитие произвольности поведения;
Снижение уровня тревожных переживаний;
Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучения навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка.
Формы и методы реализации программы:
игры с правилам (сюжетно-ролевые, подвижные, музыкальные);
дидактические, развивающие игры (игры на внимание и коммуникацию, развитие позитивной самооценки, уверенности в себе);
беседы-обсуждения;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй;
свободное и тематическое рисование;
аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
этюды;
приемы психогимнастики;
упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечное расслабление);
слушание музыки;
наблюдение.
В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы:
Необходимым условием при проведении занятий служит строгое соблюдение ритуала начала (ритуал приветствия) и окончания работы (ритуал прощания).
Достижение развивающих задач в программе обусловлено вариативностью используемых заданий, так как использование различных техник и методик работы позволяет создавать как проблемные ситуации, так и ситуации успеха для каждого ребёнка, что создаёт дополнительные условия для проявления его субъективных свойств и характеристик.
Программа включает 8 тематических блоков. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребёнка.
Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства ребёнка старшего дошкольного возраста с многообразием окружающего мира:
1 блок – тема «Знакомьтесь – это Я! »
2 блок – тема «Я – сам и Я- другие»;
3 блок – тема «То, что я чувствую»;
4 блок - тема «То, что меня окружает»;
5 блок – тема «Мои любимые занятия»;
6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные»;
7 блок – тема «Давайте жить дружно! »;
8 блок – тема «Смотрите, что я умею! »
Программа предполагает групповые занятия, проводимые в период с октября по январь. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Оценку эффективности реализуемой программы предполагается проверять повторной диагностикой, а также наблюдением за деятельностью детей во время занятий и бесед со взрослыми.
Критерии результативности:
Мотивационный компонент:
оценка игровой и учебной мотивации;
определение внутренней позизии школьника;
выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
Личностно-волевой компонент:
рост продуктивной активности, инициативности ребенка;
умение адекватно оценивать себя и свои возможности;
умение произвольно управлять своим поведением;
умение внимательно слушать инструкцию взрослого и самостоятельно выполнять требуемое задание.
Коммуникативный и социальный компоненты:
понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;
понимание ребенком состояния сверстника;
рост позитивных социальных проявлений в контактах со сверстниками;
снижение негативных эмоциональных реакций — тревоги, обиды, агрессивности в контактах.
Ожидаемые результаты:
Мотивационный компонент:
сформированность у ребенка представлений об особенностях школьной жизнедеятельности;
способность удерживать внутреннюю позицию ученика;
сформированность позиционного, социального и оценочного мотивов;
появление учебно-познавательного мотива.
Личностно-волевой компонент:
позитивная динамика в развитии произвольности и регуляторных способностей у детей;
появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки, повышение уверенности в себе.
Коммуникативный и социальный компоненты:
развитие коммуникативных способностей;
рост социальной успешности детей.
Структура занятия
Этапы занятия
Задачи
Методы
1
Психологический настрой
сплочение детей; создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и принятия
ритуалы приветствия
2
Основная часть:
1этап-мотивационно - коммуникативный
формирование позитивной мотивации к обучению; предупреждение социально неуверенного поведения в школе и связанных с ним психоэмоциональных проблем; развитие коммуникативных способностей, рост коммуникативной успешности детей
работа по сюжетам сказок «Лесная школа»
2 этап – личностно-волевой
развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности; стимулирование развития произвольности в целом; формирование адекватной самооценки, уверенности в себе
игры и упражнения, соответствующие задачам конкретного занятия
3
Заключительная часть
подведение итогов занятия на рациональном и эмоциональном уровне; поощрение детей; сохранение положительного эмоционального фона
Беседа, дискуссия, ритуалы прощания
Планирование
п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Диагностика
1
«Знакомьтесь – это Я! »
Тренинг: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
2
«Я – сам и Я- другие»
Тренинг: «Если бы я был волшебником»
2
Тренинг общения: «Я и другие»
2
«То, что я чувствую»
То, что я чувствую.
Робость. Грусть.
То, что я чувствую.
Радость . Удивление.
То, что я чувствую.
Страх, испуг
То, что я чувствую.
Злость.
То, что я чувствую.
Стыд, вина
Я учусь владеть собой.
Понятие доброта
Я учусь владеть собой.
Хорошо ли нам вместе?
Тренинг: «Волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомима.»
2
Тренинг: «Ты мой друг и я твой друг. Я тебя понимаю»
2
«Смотрите, что я умею!»
Тренинг: «Скоро – школа, 1 класс»
2
Диагностика
1
Список использованной литературы:
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2. Гаврина С. Е. Большая книга подготовки к школе для детей 4 – 5 лет. Чтение, счёт, логика, мелкая моторика руки / С. Е Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина; худож. : Г. В. Соколов, В. Ю. Перцев. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 240 с.
3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощёкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 157 с.
4. Земцова О Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 18 с.
4. Земцова О. Н. Развиваем мышление. - М. : Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.
5. Земцова О Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2013. – 112 с.
6. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост. : Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М. : АРКТИ, 2013. – 104 с.
7. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011. – 64 с.
8. Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000
9. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
9. Готов ли ты к школе? Тестовые задания для проверки знаний детей 5 – 7 лет. Игра «Забавы в картинках».
10. Собираем, различаем. Развивающая игра – лото для детей 3 - 6 лет. Развиваем зрительное восприятие, внимание, речь, логическое мышление. Для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках».
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000
12. Читякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
13. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Из-во «ИМАТОН», 2012. – 180 с.
Методические материалы
Эти разные, разные люди. А почему мы все разные?
Цель: Развитие внимания к окружающим людям.
Познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в
новой сфере.
Упражнения:
«Давайте познакомимся».
«Снежный ком» -способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжается знакомство.
«Мое имя» - способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
«Давайте поздороваемся» - продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
«Встаньте все, кто...» - направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также на продолжение группового знакомства.
«Опиши друга» - развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.
«Что изменилось?» - развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного знакомства.
Прощание - выработка единого ритуала прощания
Понимаю других, понимаю себя.
Цель: Развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
Упражнения:
«Давайте поздороваемся».
«Как ты себя чувствуешь?» - развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
«Мое настроение» - развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, развитие эмпатии.
«Подарок на всех (цветик-самоцветик) - развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
«Портрет самого лучшего друга» - развитие анализа и самоанализа.
Прощание.
Волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомима.
Цель: Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других.
«Давайте поздороваемся».
«Этюд на различные позиции в общении» - прочувствование
различных позиций в общении.
«Руки знакомятся». Руки ссорятся. Руки мирятся» - соотнесение
человека и его тактильного образа; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.
«Волшебные средства понимания»: мимика, пантомимика.
«Кто тебя позвал, узнай» - развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа. Развитие эмпатии.
«Интонация» - развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
«Ролевое проигрывание ситуаций» - проработка, применение «волшебных средств понимания, развитие эмпатии
«Маски» -умение различать мимику, самостоятельно
пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.
Ты мой друг и я твой друг. Я тебя понимаю.
Цель: Развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других. Развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.
Упражнения:
«Давайте поздороваемся».
Воспоминание о « волшебном средстве понимания».
«Художник слова» - развитие способности описывать
наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали; использование приемлемых, необидных слов, расширение активного словаря детей.
«Сделаем друг другу подарок» - развитие чувствования друг
друга, понимание настроения другого, развитие эмпатии.
«Вежливые слова» - развитие уважения в общении, привычки
пользоваться вежливыми словами.
«Клеевой дождик» - развитие чувства коллективизма, снятие
Упражнения: «Какая связь»; «Закончи предложение»; «Что могло произойти?»; «Так бывает или нет?»; «Назови (обведи) все, кроме…»; «Почему так произошло?»; «Расшифруй схемы»; «Учимся делать логические выводы»; «Учимся представлять последствия событий (что бы произошло и чтоб ты сделал, если бы…).
Развитие творческого мышления, воображения, фантазии и речи детей.
Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков (загадки).
Учимся сочетать признаки разных предметов.
Развитие вербальной словесной фантазии, речевого творчества. (сочинение сказки, историй).
Упражнение «Придумаем рассказ вместе», Ответь и передай дальше», «Что будет после…» «Загадочный рисунок», «Что стерла резинка?»; «Незаконченный рисунок»;
Развитие памяти, мышления, речи, чувства юмора, умение видеть смешное в окружающем мире.
Игра «Так бывает или нет?», «Рисуем сказочную музыку», «Что можно сделать с..»Кто больше заметит небылиц?»; «Что потерялось?»; «Смешные истории»;
Составление сюжетных рассказов и др.
Учебно-методическое обеспечение
Оборудование и оснащение кабинета:
- удобная мебель , палас или ковер на полу;
- технические средства;
- музыкальные произведения детских песен, мелодий для прослушивания, релаксации.
Цель: развитие умения концентрировать внимания на деталях.
Ребенок рисует любую не сложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.3атем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Ласковые лапки» (Шевцова И.В. )
Цель: снятие напряжения мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть, воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры:"зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.
Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» – синяя – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. 3аканчивать игру следует "молчанками".
«Гвалт» (Коротаева Е.В.)
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову.3атем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрать ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Передай мяч» (Кряжева Н.Л.)
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнения, можно попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Зеваки» (Чистякова М.И.)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 3 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
«Король сказал» (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные),а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова ."Король сказал". Кто ошибается, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например,"Пожалуйста" и "Командир приказал".
«Слушай хлопки» (Чистякова М. И.) 1990
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны) или какую либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки межу ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу
«Замри» (Чистякова М. И.) 1990
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется лишь один играющий.
«Менялки» (Автор не известен)
Цель: развитие коммуникативных навыков активизации детей.
Игра проводиться в кругу, участники выбирают водящего, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих, далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… - светлые волосы, и часы т. д. После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры оставшийся без стула, становиться водящим.
«Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладони. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами.
При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно). Но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней(с сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут ни кого обижать. Если ребенок согласить на такие условия, то через ранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори» (Лютова Е. К., Монина Г. В.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Не отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (педагог делает паузу) «Говори!», Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?» … «Говори!», «Какой сегодня день недели»… «Говори!», «Сколько будет два плюс три» и т. д. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Броуновские движения» (Шевченко Ю. С.; 1997)
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи на должны останавливаться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в кругу.
«Час тишины и час «можно»» (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
Часы можно чередовать в течении одно дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычками в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый, адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
«Сиамские близнецы» (Кряжева Н. Л., 1997)
Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям: «Разбейтесь на пары, встаньте лицом к лицу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, похлопать в ладоши и т. д.».
Чтобы «третья»нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу, все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяет его жестом. Например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове. В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. При завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
«Слушай команду» (Чистякова М. И.) 1990
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом, внезапно музыка прекращается все останавливаются, и слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например, «Положите правую руку на плечо соседа») и тот час же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводиться до тех пор, пока, группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задания.
Игра поможет воспитателю сменит ритм действия расшалившихся ребят, а детям успокоиться и без труда переключиться на другой спокойный вид деятельности.
«Расставь посты» (Чистякова М. И.) 1990
Цель развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним, ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке ( в линейку, по кругу, по углам и т.д.)
Чтобы слушать команды дети должны передвигаться бесшумно.
«Запрещенное движение» (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему под музыку с началом каждого такта они повторяют движение, которые показывает ведущий, затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть в слух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры кроме одной, запрещенной, например, цифра «5». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-то из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
хлопок – здороваемся за руку;
хлопок – здороваемся плечиком,
хлопок – здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет во время этой игры.
«Веселая игра с колокольчиком» (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий если желающих водить нет, то роль водящего отводиться тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего поймать человека с колокольчиком, перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
«Что слышно?» (Чистякова М. И.) 1995
Цель: развивать умения быстро сосредоточиться.
Первый вариант Ведущий предлагает детям послышать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они услышали.
«Слушай хлопки» (Чистякова М. И.) 1995
Цель: тренировка активное внимание.
Все идут по кругу . Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки межу ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу
Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, например, цифра «5». Игра начинается , когда первый ребенок скажет «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит «Шесть» и т. д.
«Пустой угол»
Цель: развитие выдержки, способности к торможению и переключению внимания.
Три пары играющих детей размещаются в трех углах комнаты, четвертый угол остается пустым. Под музыку дети парами перемещаются в пустой угол в определенном порядке: 1-я, 2-я, 3-я пара;2-я, 3-я, и т.д. Когда действие перемещения становиться автоматическим, ведущий предупреждает, что на слово «еще» пара, которая только что добежала до пустого угла, должна вернуться обратно, а следующая за ней пара, собравшаяся перемещаться в их угол, остается на месте и только на следующей музыкальной фразе перебегать в новый угол. Дети заранее не знают, когда ведущий подаст команду «еще», и должны быть на чеку. Если детей меньше шести, то в каком-то углу может стоять один человек, а если больше шести, то допустимо объединение троих детей.
«Насос и мяч» (Чистякова М. И., 1995)
Цель: обучить детей приемам саморасслабления.
Играют двое. Один большой надувной мяч, другой насосом надувает мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, шея и руки расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча появляется голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать, товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.
«Факиры» (Чистякова М. И., 1995)
Цель: обучить детей приемам саморасслабления.
Дети садятся на пол ( на маты), скрестив по-турецки ноги, руки в коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслабленны, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.
«Пылесос и пылинки» (Чистякова М. И., 1995)
Цель: обучить детей приемам саморасслабления
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснется, тот встает и уходит. Когда ребенок-пылинка садиться на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед – вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь обмякает.
«Обзывалки» (Кряжева Н.Л., 1997.)
Цель: снять вербальную агрессию помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидчивыми словами (заранее обговариваются условия какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». Помните, что эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.». В заключительном круге обязательного следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты, …, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
«Два барана» (Кряжева Н.Л., 1997.)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-бе-бе». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997.)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит : «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Попроси игрушку – вербальный вариант» (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делиться на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю, он будет ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику: «Подбирая нужные слова постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями
«Попроси игрушку – невербальный вариант» (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).
После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнения. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушки (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать?», « Какие нужно было произносить слова?».
Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни, она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.)
«Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В., 1997)
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасом.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
«Зайчики» (Бордиер Г. Л., 1993)
Цель: дать возможность ребенку испытать ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «как сильно зайчики стучат на барабанах? А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!... А что еще расслабленно? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения»
Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе «Как играть с тревожными детьми».
«Я вижу»… (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Развивать память, мышление, внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…»
Повторять один тот же предмет нельзя.
«Жужа» (Кряжева Н.Л., 1997.)
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят дотрагиваются до нее. « Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«Рубка дров». (Фопель к., 1998)
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор? В каком положении должны находиться руки? Ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его.» Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
«Головомяч». (Фопель К.,1998)
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».
«Аэробус». (Фопель К.,1998)
Цель: научить детей согласовано действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.
«Кто из вас хоть бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе?3наете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас помогать Аэробусу «летать»?»
Один из детей (по желанию) ложится животиком вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На «счет три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля. Так, теперь можно потихоньку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабиться, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».
Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережность отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запустить» два Аэробуса одновременно.
«Бумажные мячики». (Фопель К. 1998)
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, так они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился ложный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне противника. Услышав команду «Стоп»! вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Дракон». (Кряжева Н.Л.,1997)
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник «голова», последний - «хвост». «Голова» - должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Камушек в ботинке». (Фопель К. ,2000)
Цель: эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил
взаимодействия в команде: «Проблемы - на передний план». В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщить о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру. «Камушек в ботинке» в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах.
Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!» всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытянуть из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажите нам: «У меня камушек в ботинке»,то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке», или: «У меня есть камушек. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает. Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы.
«Толкалки». (Фопель К.,2000)
Цель: с помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
Если вы играете в «Толкалки» в помещении, то необходимо позаботиться о том, чтоб свободного пространства было достаточно. Естественно, на лужайке на свежем воздухе эта игра доставит детям еще больше удовольствия.
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние Вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть го с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест, и вы устанете, крикните: «Стоп!». Когда «Стоп»! крикну я, все должны остановиться. Ну что, готовы? «Внимание! Приготовились! Начали!» Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера. Вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились. Время от времени можно вводить новые варианты игры, например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой рукой толкать левую руку партнера, а правой правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
«Король». (Фопель К.,2000)
Цель: эта игра представляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь «потерять лицо».В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление «жертв» в классе.
Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и так далее. Кто хочет стать первым королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого.3а один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерить свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Упражнения на релаксацию и дыхание.
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начинается драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко. Сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабитесь. Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но с агрессивными детьми.
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите ох друг другу».
Упражнение можно повторить три раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните с себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить три раза.
«Подарок под елкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы походите к елке, крепко-накрепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения моно обсудить (если дети захотят) кто, о чем мечтает.
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Не глубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть в трубочку губы, затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».
Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе сидя или стоя за партами.
Этюды на расслабление мышц.
«Штанга»
Вариант 1. Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.»
Вариант 2. Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделаем вдох, поняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям, вам все хлопают, поклонитесь еще раз как чемпионы.»
Упражнение можно выполнять насколько раз
«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
«Ребята, я хочу загадать вам загадку
У нас под крышей
Белый гвоздь весит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет
(В. Селиверстов)
Правильно это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это Я) читает им эту загадку, а вы будите изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»
«Шалтай-болтай.»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-болтай."
Шалтай-болтай
Сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз».
«Винт».
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. «Начали!... Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
«Насос и мяч».
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос, который надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ, начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.» Затем играющие меняются ролями.
«Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себе вы под этим водопадом, и почувствуйте, этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы или…Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, так в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам по ладоням, по пальцам.3ы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами...(30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.»
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
«Танцующие руки.»
Цель: если дети не спокойны и расстроены, эта игра даст детям (особенно горяченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вами цвета.
Теперь ложитесь спиной так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования. 3акройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыки. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).»
Игра проводиться по музыку.
«Гусеница». (Коротаева Е.В.,1998)
Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в одной цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.»
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».
«Смена ритмов». (Программа «сообщество» )
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши, и громко, в такт хлопка, считать: раз, два, три, четыре…Дети присоединяются и тоже все вместе хлопая в ладоши хором считают: раз, два, три, четыре…Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
«Зайки и слоники» (Лютова Е. Н. , Мотина Г. Б.)
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется, «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем «зайками-трусишками». Скажите, когда заяц почувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит! Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его треснуться и т.д.»
Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?», дети разбегаются по группе, классу, прячутся ит.д. «А что делают зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они бояться? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течении нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
«Волшебный стул». (Шевцова И.В.)
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул»-он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорят, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек). Причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Вот, про чье имя рассказывают, становятся королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложит детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно так же по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
«Неожиданные картинки.» (Фопель К. ,2000)
Цель: «неожиданные картинки»-пример прекрасной коллективной красоты для маленьких детей. Во время игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Материалы: каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картинку.
Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен попросите передавать рисунок через одного. Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками .В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
«Двое с одним мелком». (Фопель К.,2000)
Цель: в этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того, чтобы сделать атмосферу более приятной, входе игры должна звучать музыка-та, которая нравится детям. Материалы: каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат А3) и один восковой мелок, в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка.
Инструкция: разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картинку. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его не на мгновение. Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать, что-то совсем другое. Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз – вы будите рисовать под красивую музыку, у вас 3-4 минуты времени. (Подберите музыкальную композицию соответствующей длины). Как только закончиться музыка завершайте свою работу и вы.
По завершению игры попросите команды показать получившееся у них изобретение.
«Что я люблю – чего я не люблю». (Фопель. К., 2000)
Цель: у детей всегда должна быть возможность спокойно и открыто говорить о том, что им нравиться, а что им не нравиться. В ходе этой игры дети могут выразить свои ощущения и высказать окружающим свою точку зрения.
Материалы: бумага и карандаш – каждому ребенку.
Инструкция: «Возьми чистый лист бумаги, напиши на нем слова «Я люблю…», а дальше писать о том, что ты любишь: о делах, которые тебе приятно делать, о том, что любишь, есть, пить, о том, во что ты любишь играть, о людях, которые тебе нравятся и т.д. (10 минут)
Теперь выберите из этого списка что-то одно, и нарисуйте это. Напиши несколько предложений о том, почему тебе это нравиться…(10 минут)
Возьми еще один лист бумаги, напиши сверху листа слова «Я не люблю», а ниже перечислите, что ты не любишь…(5 минут)
Теперь снова выбери одну из перечисленных тобой вещей и нарисуй ее на своем листе. Допиши еще несколько предложений о том, почему тебе не нравиться, что ты нарисовал. (10 минут)
После всего этого дети представляют группе то, что у них получилось.
«Дружная семья» (Фопель. К., 2000)
Цель: это упражнение очень хорошо выполнять во время выходных семьи, проводят обычно больше времени вместе. Дети могут обсудить все, что они любят делать всей семьей и показать окружающим, что они гордятся своей семьей, а такая гордость – одно из важных условий самоуважения ребенка.
Материалы: каждому участнику бумага и восковые мелки.
Инструкция: нарисуй картинку, на которой будут изображено, как вы всей своей семьей делаете что-то, что вам всем очень нравиться. Если твои родители из-за развода живут отдельно друг от друга, в разных семья, то ты можешь нарисовать два рисунка. Дети, умеющие писать, могут дополнить свой рисунок перечислением любимых занятии своей семьи. По завершении упражнения каждый ребенок представляет свой рисунок и зачитывает прилагаемый к нему список.
«Цветочный дождь»
Цель: это краткое, но эффективное упражнение очень полезно детям уставшим, пережившим неприятности, трудные ситуации, или неудачи. Прежде чем выбрать «героя» игры, спросите этого ребенка готов ли он принять в подарок от детей группы нечто такое, что много бы улучшить его настроение. Проводите это упражнение только тогда, когда ребенок согласиться на это.
Инструкция: вы слышали, что сегодня Алеша, пережил сильный стресс, мы все можем помочь ему придти в себя и стать снова веселым и добрым. Алеша, встань, пожалуйста, в центр, а мы все встанем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на А Лешу и представьте, как на него падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам и крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, подсолнухи, колокольчики или другие. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат.(30-60 секунд.)
Следите за выражением лица ребенка и время от времени стимулируйте процесс игры замечаниями типа: «Мне кажется, мы можем, добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Алеша успел им нарадоваться».
Спросите отдельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнет.
Мне кажется, вы все очень здорово делаете, а Алеше может полностью насладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?
Завершите упражнение, спросив ребенка, стоящего в центре: «Достаточно ли цветов подарила тебе группа?»
А теперь вы можете остановить цветочный дождь, а Алеша может выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места.
Список использованной литературы:
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2. Гаврина С. Е. Большая книга подготовки к школе для детей 4 – 5 лет. Чтение, счёт, логика, мелкая моторика руки / С. Е Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина; худож. : Г. В. Соколов, В. Ю. Перцев. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 240 с.
3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощёкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2011. – 157 с.
4. Земцова О Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 18 с.
4. Земцова О. Н. Развиваем мышление. - М. : Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.
5. Земцова О Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2013. – 112 с.
6. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост. : Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М. : АРКТИ, 2013. – 104 с.
7. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011. – 64 с.
8. Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000
9. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
9. Готов ли ты к школе? Тестовые задания для проверки знаний детей 5 – 7 лет. Игра «Забавы в картинках».
10. Собираем, различаем. Развивающая игра – лото для детей 3 - 6 лет. Развиваем зрительное восприятие, внимание, речь, логическое мышление. Для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках».
11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000
12. Читякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
13. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Из-во «ИМАТОН», 2012. – 180 с.