Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Данный материал будет полезен как специальным психологам, логопедам так и педагогам, работающим с детьми, имеющими задержку психического развития. В начале презентации представлена краткая характеристика детей с ЗПР, далее - характеристика речи как одной из центральных психических функций, затем - характеристика речи детей с ЗПР. Развернуто представлен общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР, а также работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха, работа над развитием лексико-грамматического строя речи, и в конце - работа над предложением и связной речью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения »
Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
Подготовила:
Кармазина Виктория Дмитриевна.
Краткая характеристика детей с ЗПР
Динамическое наблюдение показало, что у детей с ЗПР отсутствовали школьные интересы, они не включались в работу класса, не отвечали на вопросы учителя, как будто не слышали, о чем идет речь. Если же они включались в работу, то прекращали ее, как только возникали затруднения. Дети не усваивали программного материала, не могли сосредоточиться на задании. Обстановка класса действовала на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро уто млялись.
Краткая характеристика детей с ЗПР
Дети не могли оценить выполненную работу, не обращали внимание на исправленные в тетради учителем ошибки. У них не вырабатывалось осознанного отношения к оценке учителя.
Вместе с тем дети были
более усидчивы и
терпеливы в том случае,
когда занимались
интересующим их делом
(рисование, лепка,
слушание сказок),
проявляли живой
интерес к игре.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Высшие психические функции:
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Условия речевой деятельности:
Первое условие – потребность детей высказываться;
второе – о чём нужно сказать, т.е. наличие содержания;
третье – создание хорошей речевой среды.
Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития.
Характеристика речи как одной из центральных психических функций
Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.
Характеристика речи детей с ЗПР
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики,
ясности, выразительности.
Речь таких детей отличается
бедностью словаря и
грамматических конструкций,
у них недостаточно развит
фонематический слух.
Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР
При обучении детей с ЗПР необходимо применять особые коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями . При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами ; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Известно, что дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать содного вида деятельности на другой . Кроме того, надо разнообразить виды занятий . Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональнымподъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов . Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательнымтоном и поощрять его за малейшие успехи . Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.
Общий педагогический подход к обучению детей с ЗПР
Учитывая особенности речевого развития детей с ЗПР, целесообразно вести работу в нескольких направлениях:
- работа над звукопроизношением;
- работа над развитием фонематического слуха;
- работа по обогащению словарного запаса детей;
- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
- работа над предложением и связной речью.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Развитие фонематического слуха нужно начинатьс простейших упражнений типа:
- “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.
- “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.
- “Определи первый звук в слове”.
- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.
- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.
- “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.
Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха
Постепенно задания усложняются. В дальнейшей работе нужно учитывать возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 5-6 лет должны присутствовать:
- существительные, обозначающие названия профессий;
- наречия, характеризующие отношения людей к труду;
- слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;
- слова, характеризующие состояние и настроение людей;
- слова со сходным и обобщающим значением.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.
Работа над развитием лексико-грамматического строя речи
Для обогащения словарного запаса детей используются различные упражнения и дидактические игры:
“Закончи предложения и назови слова-неприятели”,
“Отгадай, что это за животные?”,
“Какой? Какая? Какое? Какие?” ,
“Что делает? Что делают?”,
“Овощи, фрукты, ягоды” и т.д.
Работа над предложением и связной речью
Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.