Просмотр содержимого документа
«Психология развития и возрастная психология. Дошкольный возраст»
Психология развития и возрастная психология
Дошкольный возраст
Кризис 3 лет
К трем годам у ребенка возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать самостоятельно, вопреки ситуации, вопреки требованиям взрослых. Это приводит к«кризису социальных отношений»,симптомы которого, известные как «семизвездие кризиса трех лет», впервые были описаны Э. Келер
Кризис 3 лет
Негативизм.Это отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определенным требованиям взрослых.
Упрямство,которое состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении.
Строптивостьбезлична и направлена не против конкретного взрослого, а на всю ситуацию воспитания, против всей сложившейся системы отношений, против принятых в доме порядков и норм, уклада и образа жизни.
Своеволиезаключается в тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам.
Кризис 3 лет
Следующие три симптома, по словам Л. С. Выгодского, носят второстепенный характер:
Протест- бунтпроявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, дети словно постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми
Обесценивание взрослыхвыражается в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям
Деспотизмвыражается в том, что ребенок изыскивает множество способов, чтобы проявить власть по отношению к близким. Деспотизм нередко проявляется в семье с единственным ребенком
Кризис 3 лет
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе: ребенок психологически отделяется от близких взрослых, меняется социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, у него появляется желание проявить свое «Я», которое он может реализовать, только противопоставляя себя взрослому человеку
Кризис 3 лет
К. Н. Поливанова выделяет следующие характеристики кризиса трех лет:
В речи появляются символы, пока еще бессмысленные- «Я», «хочу- не хочу» и др.
Обнаружение собственного Я происходит в противопоставлении; ребенок сам строит ситуации, в которых Я обнаруживается (независимо от поведения взрослого и его уступок, протестное поведение ребенка длится);
Постижение смысла Я или «Я хочу» происходит при варьировании различных ситуаций действования
Кризис 3 лет
Специфической чертой кризиса трех лет в отличие от кризиса одного года является активный характер поведения ребенка трех лет
У трехлетнего протест составляет исходную точку негативизма, он сопротивляется независимо от того, как ведет себя взрослый
Кроме того, у трехлетнего ситуация негативизма возникает в словесно оформленном виде- «не хочу…», «Я сам», ребенок проверяет значение этих слов
Сюжетно- ролевая игра и другие виды деятельности дошкольника
Согласно Даниилу Борисовичу Эльконину, основная потребность в дошкольном возрасте- потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых- стремление действовать как взрослый.
Ребёнок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами- заместителями (игрушками) в сюжетно- ролевой игре.
Сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность дошкольника
Сюжетно- ролевая игра и другие виды деятельности дошкольника
Игра-это деятельность социальная по происхождению, по содержанию, по структуре, по мотивам и функциям
Психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций, «отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни»
Сюжетно- ролевая игра и другие виды деятельности дошкольника
Предпосылки для возникновения сюжетно- ролевой игры :
В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные
Усложняется организация действий
Происходят обобщение действий и их отделение от предметов
Возникают сравнение своих действий с действиями взрослых
Происходит эмансипация от взрослого, взрослый выступает как образец действий
Психологическая структура развернутой формы игровой деятельности
Роль, которую берет на себя ребенок .Роль- смысловой центр игры, центральный момент, объединяющий все остальные стороны. «Я- мама», «Я- врач», «Я- учитель» и т.д.
Выводы:
Центральным в игре является исполнение роли, это основной её мотив
Суть игры заключается в воссоздании социальных отношений между людьми
Смысл игры для детей разных возрастных групп меняется
Психологическая структура развернутой формы игровой деятельности
2. Игровые действия-те действия, в которых реализуется роль. Действия подчинены разыгрываемому сюжету и роли. Происходит постепенный переход от разыгрывания отдельных действий с игрушками к воспроизведению цепочки действий.
3. Игровое употребление предметов-замещение реального предмета игровым, перенос действия на игровой предмет и его переименование.
Основные требования к игрушке
Игрушка должна обладать возможностью стать предметом соответствующего действия ребенка
Игрушка должна стимулировать осмысленную детскую активность. Для этого она должна быть увлекательной и привлекательной, отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям
Игрушка должна быть открытой для разнообразных форм активности ребенка
Психологическая структура развернутой формы игровой деятельности
4. Сюжет-воображаемая (мнимая) ситуация, та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре (семья, больница, школа и др.). Наиболее общая типология сюжетов детских игр включает бытовые, производственные , общественные сюжеты. Сюжеты черпаются детьми из книг, фильмов, компьютерных игр и др.
5. Правила-для ролевой игры характерным является подчинение правилу, связанному с мнимой ситуацией и с ролью, которую берет на себя ребенок. Способность ребенка подчинить свои действия правилу формируется постепенно.
Психологическая структура развернутой формы игровой деятельности
6. Реальные отношения между играющими детьмипредставляют собой отношения между ними как партнерами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекцию развития сюжета и выполнения ролей сверстниками- партнерами
Д.Б.Эльконин выделяет четыре уровня развития игры (таблица)
Уровни развития игры
Д.Б.Эльконин выделил две основные фазы, или стадии развития игры:
3-5 лет-основным содержанием игры являются социальные предметные действия
5-7 лет-социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности, отражающие реальные отношения между людьми
В дошкольном возрасте возникают и развиваются такие виды игр, как:
Подвижные игры с правилами- которые представляют собой вариант сюжетно- ролевых игр с развернутыми правилами
Игры- драматизации- в соответствии со сценарием игры. Такие игры появляются к концу дошкольного возраста.
Результативные игры- цель игры состоит в достижении результата, определяющего уровень развития определенной способности, умения, навыка ребенка
Дидактические игры- постановка и реализация учебных задач как формирование способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности
Д.Б.Эльконин выделяет четыре линии влияния ролевой игры на психическое развитие ребенка:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы- формирование у ребенка новых социальных мотивов