Просмотр содержимого документа
«Презентация для родительского собрания "Особенности юношеского возраста"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2»городского округа Рошаль Московской области
Родительское собрание в 10 классе
«Возрастные особенности юношеского возраста»
Педагог-психолог:
Ю.М.Петкилева
Юношескому возрасту соответствует период от15 до 21 года.
Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются:
формирование мировоззрения;
самостоятельности суждений;
повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки;
стремление к самовоспитанию.
Вариант 1. Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста не складываются нормальные взаимоотношения. Часто возникают конфликты и споры из-за того, что дети, по мнению родителей, занимаются совсем не тем, чем им следовало бы заниматься перед окончанием школы.
Вариант 2. Родители старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.
Вариант 3. Родители не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей.
Вариант 4. Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком старшего школьного возраста возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.
Вариант 5. Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.
1 Вариант . Возможные причины проблем:
Во-первых, интересы и взгляды на будущее самих старшеклассников не совпадают с интересами и взглядами родителей.
Во-вторых, родителей не устраивает круг общения их детей. А дети вполне довольны своими друзьями и не собираются их менять.
В-третьих, причиной плохих взаимоотношений между родителями и уже взрослыми детьми может стать давний конфликт, возникший между ними еще в подростковом возрасте и до настоящего времени до конца не преодоленный.
В-четвертых, родителей может не вполне устраивать то, как их взрослые дети относятся к учению, к своим обязанностям, к самим себе, к других людям.
Совет родителям:
● Со старшеклассниками желательно всегда разговаривать как со взрослыми людьми, даже тогда, когда они не все сразу и не все правильно понимают.
● С уважением относиться к мыслям, суждениям, позиции своего ребенка.
● Помочь разобраться с самооценкой, проанализировать те дела, которые Вашему ребенку удаются. Найти не менее 10 положительных качеств, которые у него получаются хорошо. И ежедневно, мимоходом, в беседе упоминать об этих качествах при ребенке. Так у него появится желание быть и дальше успешным в этих областях.
● Не спешите резко критиковать за «неправильные» мысли или поступки. Убедите его, а в первую очередь самих себя, что он может исправиться, разберите с ним возможные варианты действий по исправлению ошибок, дайте шанс показать себя с лучшей стороны.
● Понимать и принимать вопросы личной жизни юношей и помогать их решать.
● Самосовершенствуясь, быть примером в социальной и трудовой активности.
2 Вариант : Родители старшеклассников не довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые не устраивают родителей.
Совет родителям:
Для решения этого вопроса не подходят методы принуждения. Сразу и полностью убедить старшеклассника в том, что с кем-то не стоит дружить, как правило, не удается. Это связано с тем, что в итоге переубеждения человека возникает своего рода неопределенность и морально-психологическая дилемма. С одной стороны, родители вроде бы правы; с другой стороны, у старшеклассников есть определенные моральные обязательства перед теми, с кем они дружили.
НУЖНО предупредить своего взрослого ребенка о возможных отрицательных последствиях его общения с тем или иным человеком.
3 Вариант : Родители не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не устраивает родителей.
Совет родителям :
Во-первых, попытаться понять, почему ребенок принял именно такое решение, а не то, которое предлагают родители.
Во-вторых, постараться отыскать такие веские аргументы в пользу защищаемой профессии, которые соответствовали бы потребностям и интересам ребенка. Ошибка, которую в решении этого вопроса часто совершают многие родители, состоит в том, что они разговаривают со старшеклассниками так, как будто родители безусловно и во всем правы, а дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не может один человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться.
Родительские аргументы должны быть так же мотивированы, как и аргументы детей. Тогда они лучше смогут понять вашу правоту.
4 Вариант : Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения.
Совет родителям :
Во-первых, каждому члену семьи необходимо постараться учесть интересы и потребности других членов семьи, особенно тех, в отношениях с которыми проявляется данный конфликт.
Во-вторых, очень важно постараться понять и, по возможности, принять как факт, с которым необходимо считаться, индивидуальные особенности других членов семьи. К ним необходимо будет как-то приспособиться, не пытаясь что-либо в них изменить, по крайней мере, в первые годы совместной жизни.
В-третьих, важно, чтобы конфликтные ситуации впредь не возникали или как можно быстрее разрешались. Для этого, собравшись вместе, всем членам семьи необходимо договориться о соблюдении минимума обязательных правил взаимного поведения. Эти правила, в частности, могут быть такими:
• Прежде чем оценивать поведение другого человека, тем более – его осуждать, необходимо постараться его понять.
• Никогда и ни при каких обстоятельствах не оскорблять друг друга.
• Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу, искать компромисс.
• Если компромисс невозможен, то рассудительно и спокойно объяснить другому свою позицию и далее придерживаться ее.
• Находясь в состоянии раздражения, не пытаться выяснять друг с другом взаимоотношения.
5 вариант : Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.
Совет родителям :
Здесь главное состоит в том, чтобы между самими родителями было достигнуто согласие и никому из детей в семье не отдавалось предпочтение перед другими детьми.