В презентации раскрываются общие понятия об эмоциях, чувствах человека и их отличительных функциях. Рассматриваются физиологические механизмы эмоций, основные классификации видов эмоций и даётся характеристика эмоциональных состояний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7.Способы регуляции эмоциональных состояний человека.
8.Список литературы.
«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
К.Д. Ушинский
1.Общее понятие об эмоциях человека
Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную ) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний , отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности . (Немов Р.С.)
Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействиевнутренних и внешних раздражителей , проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия , радости, страха и т. д. (Леонтьев А. Я., Судаков К. Я.)
1.Общее понятие об чувствах человека
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов.
Чувства возникают как обобщение многих эмоций , направленных на определенный объект . Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.
1. Отличия эмоций от чувств
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.
Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях , но они всегда предметны , т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость .
Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.
1. Функции эмоций
Функции
Отражательно-оценочная
Характеристика
Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций; являются системой сигналов , посредством которой субъект узнает о значимости событий .
Побудительная функция
Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.
Активирующая функция
Регулирующая функция
Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.
Синтезирующая функция
Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.
Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.
Смыслообразование
Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива .
Защитная функция
Сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.
Экспрессивная функция
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
1. Отличительные особенности эмоций
Особенности
Характеристика
Субъективный характер
Отношение, которое выражается в эмоциях , всегда носит личный, субъективный характер.
Крайнее многообразие качественных особенностей
Эмоциональные состояния позволяют судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций : чувство голода, жажды, наслаждения, отвращения, чувство решительности, уверенности в своих силах, чувство гордости.
Пластичность
Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.
Связь с внутриорганическими процессами
Эта связь имеет двоякий характер: 1 ) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций , 2) все эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.
Связь с непосредственным переживанием собственного «Я»
Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом , сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.
2. Физиологические механизмы эмоций
1. Физиологическое выражение эмоций
Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц .
Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос.
Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы .
2. Физиологические механизмы эмоций
2. Нейроанатомия эмоций
В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций . Источником возбуждения является гипоталаму с.
3. Нейробиохимия эмоций
Модальность эмоций определяется взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем и целым рядом нейропептидов. С ростом серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии.
2. Теории эмоций
1. В XVIII – XIX вв . не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений(Гебарт)
«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге
Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения стали их причиной.
«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда
Круг Папеса и теории активации
Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
Эмоция – результат активности сложной сети мозга , называется « Кругом Папеса».
2. Теории эмоций
2. Когнитивные теории эмоций . Открывают природу эмоций через механизмы мышления.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом .
Информационная теория эмоций П.В. Симонова
В символической форме представлена совокупность функций , влияющих на возникновение и характер эмоций:
3. Существуютразличные школы, что определяетразность определений и классификаций.
1.Джемс-Ланге
Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций
2.Психоанализ
Реакции связаны с влечениями.
В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма , возникают эмоции через систему обратных связей . Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
3.Бихевиоризм
Причина возникновения- рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
Сопутствующая реакция на определенный стимул. Рассматриваются подкрепления. Эмоции бывают положительные и отрицательные . Не воспринимаются как внутренние переживания.
2. Теории эмоций
4.Когнитивная психология –экспериментальная база.
1.Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Два фактора: когнитивный, психл.
5.Рубинштейн
2.Лазарус. 3х компонентная теория. Компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается возможность поведения в данной ситуации , возможность интерпретировать.
Эмоция - возбуждением определенных участков в подкорковых структурах . Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека . Эмоции – конкретная форма существования потребности , в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности, но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
6.Леонтьев
Теория эмоций строится на Деятельности.Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом . Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
3. Классификация видов эмоций
1. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребности:
Если препятствует удовлетворению потребностей -отрицательные эмоции . Неприятные для человека чувства.
Если потребности удовлетворяются -положительные эмоции ; Приятные для человека чувства.
Некоторые переживания настолько сложны, многогранны , что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств.
2. В связи с влиянием на деятельность человека:
Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека : это тоска, печаль, уныние, подавленность.
Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.
4. Характеристика эмоциональных состояний
1. Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть характерный именно для него тон обычного настроения .
Настроение не предметно, а личностно;
Настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
У разных людей настроение по-разному выражается в поведении , но оно проявляется внешне.
2. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки: сильный гнев, страх, радость . Человек весь отдается переживанию, не контролирует свои действия . Возникает внезапно , продолжается несколько минут , оставляет после себя в длительный след в виде общего нервного потрясения. Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений .
4. Характеристика эмоциональных состояний
3. Фрустрация – расстройство при нарушении планов . Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи .
4. Стресс (от англ. слова stress - напряжение ) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации . Переживается оно с большой внутренней напряженностью . Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения .
5. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги . Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги.
5. Высшие чувства
Высшие чувстваприсущи только человеку. Они тесно связаны с еголичностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.Выделяют три вида таких чувств:
1. Нравственные чувства
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством . Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний, желание нового, любознательность, чувство комического, юмор, ирония, сарказм.
3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного , это любовь к красоте . Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.
в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе .
К числу нравственных чувств относятся : любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки и др.
6. Эмоции и чувства у младшего школьника
Младших школьников отличают:
высокая эмоциональная впечатлительность ,
отзывчивость на все яркое, необычное .
Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес и порождают отрицательное отношение к учению.
У первоклассников складывается особоеотношение к учителю , которое переживается весьма остро :
положительное , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним. Отношение создаёт благоприятный эмоциональный фон учения;
отрицательное , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто;
конфликтное , при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У детей задерживается формирование познавательной мотивации. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, равнодушны, невосприимчивы к указаниям, безынициативны.
7. Способы регуляции эмоциональных состояний человека
1. К. Изардотмечаеттри способа устранения нежелательного эмоционального состояния:
2. Фрейдвыделил несколькозащитных механизмов:
1.Уход
2.Идентификация
3.Проекция
4.Смещение
5.Отрицание
6.Вытеснение
7.Регрессия
8.Реактивное образование
1) посредством другой эмоции
2) когнитивная регуляция
3) моторная регуляция
8. Список литературы
1. Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222;
2. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.— БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169;
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с., С. 436;