Цели:
– познакомить с творчеством поэта-сибиряка Т.М. Белозерова;
– прививать интерес к его творчеству;
– расширять краеведческие знания учащихся;
– развивать устную речь.
Слайд 1
Ход занятия
Ι. Актуализация знаний.
Повторение.
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
- Добрый день, ребята! Рада встрече с вами.
Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?
- в Омске.
- А вы знаете, чем богата наша родная Омская земля?
- Степные просторы, таёжные леса, полноводные и тихие тенистые реки, многочисленные озера и роскошные луга, богатый животный и растительный мир.
- Как мы можем увидеть красоту родной природы? Что поможет нам получить впечатление?
- Экскурсии на природу, просмотр картин художников, чтение книг.
-А какой раздел краеведения мы с вами изучаем?
-Культура Омского Прииртышья, литературное краеведение
- А с творчеством, каких омских поэтов – наших земляков, которые красиво, с любовью, описывают сибирский край, вы знакомы?
-Маргарита Федоровна Удовиченко
- Сегодня мы более подробно познакомимся с творчеством еще одного нашего земляка. А кто он, вы узнаете, отгадав кроссворд.
Слайд 2
- С творчеством какого земляка мы будем знакомиться?
-Что бы вы хотели узнать?
(прикрепить план к доске)
Где родился, жил, учился;
В каком жанре писал;
О чем произведения Т. Белозеров
-Что мы сейчас делали?
-Зачем нам нужен план?
Слайд 3
Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши Курганской области в большой крестьянской семье. В 5-летнем возрасте лишился матери.
Слайд 4
В 1941 г. нужда заставила его переехать в Омскую область
Слайд 5
в Большереченский район
Слайд 6
в сельское поселение Старо-Карасук, деревня Черново.
Слайд 7
Здесь Белозёров закончил 7-летнюю школу,
Слайд 8
а за тем он уехал в Омск, поступил в речное училище. Работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем в Калачинске. Именно в этот период поэт начал писать, много печатался в газетах, журналах.
Говоря о творчестве Т.М. Белозерова, можно сказать, все его произведения так или иначе связаны с Сибирским краем.
Но, пожалуй, самой большой любовью поэта была природа Прииртышья.
Слайд 9
Т. Белозёров “Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира”, – так говорил о поэте Яков Аким.
Так давайте же сегодня попробуем найти ответ на вопрос:
Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира?
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Предлагаю разделиться на группы, чтобы ответить на вопрос: Какие же произведения писал Тимофей Белозеров.
Давайте вспомним правила работы в группе:
Слайд 10
(1 группа работает по учебнику)
К каким литературным жанрам относятся произведения Т. Белозерова?
Какие по форме произведения писал Т.Белозеров?
Докажите.
Стихотворения: рифма, ритм, строфа.
(2 группа работает по хрестоматии)
К какому жанру вы отнесли бы произведения Т.Белозерова?
Стихи, загадки: рифма, ритм, строфа.
(3группа работает по сборникам произведений)
Стихи, загадки, сказки в стихотворной форме: рифма, ритм, строфа.
–Давайте вернемся к нашему вопросу: Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира . Что объединяет стихи и музыку?
(ритм, эмоции, чувства)
Слайд 11
“Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек… Все мои книги о том., что я видел”, – говорил поэт. А видеть довелось очень много!
–Давайте же узнаем что довелось видеть Т.Белозерову.
– Откройте учебники на с. 30.
- Работа с текстами.
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение?
Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира?
(потому, что ему удавалось написать красиво о простых вещех, которые мы видим каждый раз и не замечаем их красоты, у поэта развито воображение)
- Лексическая работа
-Ребята, а как вы понимаете слово «плетень»?
Исходя из собственного опыта, что такое плетень.
Плетень – покажите.(3 человека)
Слайд 12
Тимофей Белозеров — сибиряк, и слова в его стихах встречаются особенные, диалектные, употребляемые только в Сибири. Знаете ли вы, что сибирское слово “лыва” означает “лужа”?
А если собственного опыта не хватает, как узнать значение слова?
А теперь определите значения следующих диалектных слов:
1 группа. В сказке “Бука” мы читаем:
“Рядом в кресле — бабка,
А у бабки шапка,
Одеяло
И пимы.
То-то было кутерьмы.”
Пимы — это:
- игрушки;
- одежда;
- книги;
- обувь.
2 группа.
В стихотворении “Бабушка” мы видим избу и “с шанежками печь”.
Бабушка
Бабушка Маланья!
Ласковая речь.
В туесках варенье,
С шанежками печь,
Бабушка Маланья!
Колотый орех,
Санки, рукавицы,
Белый,
Белый
Снег!
Шанежки — это:
- рисунки;
- булочки;
- посуда;
- полотенца.
3 группа. Вертушок
Поёт в ограде вертушок
С хомутиком на спинке,-
Весёлый солнечный кружок
С гвоздём посерединке.
Он ветерку любому – брат,
С любым готов сдружиться,
С ним день и ночь вертеться рад
И день и ночь –
кружиться!
Вертушок означает:
- петушок;
- флюгер;
- неспокойный человек;
- верхушка растения.
Слайд 13
ΙΙΙ.Работа в тетради.
– Какова тематика произведений, напечатанных в тетради?
Слайд 14,15,16
Выразительное чтение учащимися «Подснежники, Зяблик, день»
– После чтения стихотворения мы, наверное, согласимся с тем, что
(« Природа – это целый волшебный мир...»).
- Отгадывание кроссворда (в парах)
– Какое ключевое слово вы получили?
Слайд 17
– С чем у вас ассоциируется подсолнух? (солнце, тепло…)
Слайд 18,19
Хочется верить, что, оказавшись теперь в лесу или на поляне, на реке или в поле, – на всё вы посмотрите уже другими глазами, глазами доброго волшебника, со стихотворениями которого вы уже знакомы.
ΙV. Рефлексия
Слайд 20
Ребята, если Вам понравилось наше занятие, я предлагаю раскрасить подсолнух, который лежит на парте, но лепестки закрыть.
Если Вам занятие не только понравилось, но вы узнали что-то новое для себя, то пусть лепестки подсолнуха будут открыты.
А если вам понравилось занятие и вам захотелось рассказать друзьям, одноклассникам, родителям, то пусть семена подсолнуха созреют.
V. Итог.
– Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с окружающим миром?
– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать эти тексты?
Слайд 21
- В библиотеке вы сможете найти не только стихотворения, с которыми мы познакомились сегодня, но и многие другие. Эти произведения изданы и отдельными книгами, и сборниками, и хрестоматиями по краеведческой литературе.
VΙ. Домашнее задание (по желанию).
– Прочитайте выразительно родителям стихотворения Тимофея Белозерова.
– Любое стихотворение можно выучить наизусть.