Готовность к школе - это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Психологическая готовность
Физическая готовность
Специальная готовность
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.
Динамика процесса адаптации - 5 этапов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Первый раз в первый класс" »
Первый раз в первый класс
Худолеева альбина Андреевна
педагог – психолог
МБОУг.Иркутск СОШ№38
Готовность к школе
это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов
Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года и успешное усвоение школьного материала.
Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Смысловое запоминание.
Мотивационная готовность
То есть наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен; задает много вопросов.
Признаки познавательной активности
Ребенок занимается умственной деятельностью.
Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
Просит почитать книги, дослушивает до конца.
Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
Дожидается ответа на поставленный вопрос .
Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьника .
Потребность в общении.
Умение подчиняться правилам и интересам группы.
Способность устанавливать отношения с другими детьми.
Способность действовать совместно с другими детьми.
Волевая готовность
умение сдерживать и контролировать поведение.
Умение сознательно подчинять свои действия правилу.
Умение ориентироваться на заданную систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность
Способность управлять своими эмоциями и поведением.
Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем
.Стремление преодолевать трудности.
Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с людьми: играть и общаться с другими ребятами;
быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Физическая готовность
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп мышц.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой и готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Специальная готовность
чтение,
счет,
учебные умения
Действия учителя в тревожный адаптационный период:
снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе;
познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Динамика адаптационного периода первоклассников
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым.
процесс адаптации первоклассника занимает 2 месяца
Адаптационный период проходит 5 этапов
первоклассник
1 этап адаптационного периода
длительность: примерно 1 неделя
учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе; дает возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества
2 этап адаптационного периода
Работа над режимом дня школьника: ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы.
В результате работы на этом этапе дети разбираются, что им мешает, а что - помогает стать настоящими школьниками
3 этап адаптационного периода
Учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего этого можно достичь .
4 этап адаптационного периода
Этап посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно, чтобы учитель создал ситуацию, когда не он, а сами ребята осуществляют этот контроль. Задачей педагога на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей учеников
5 этап (заключительный) адаптационного периода
Ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником "Посвящение в ученики".
Меняется социальная позиция ребенка:
он становится учеником.
Происходит смена ведущей деятельности.
Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников.