В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением.
Конфликт всегда предваряется более или менее очевидными "сигналами", когда коллеги систематически выплескивают друг на друга негативные эмоции, но не вступают
в открытое противостояние. Предупреждение конфликта во многом зависит от умения руководителя вовремя заметить момент перерастания разногласий в конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно принять меры по урегулированию этих разногласий еще на этапе "сигналов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы конфликтологии »
Основы
конфлик-
тологии
Конфликт -столкновение, борьба, несогласие, враждебность.
В основе конфликта лежит ситуация, которая содержит противоречивые позиции сторон по какому - то вопросу, расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.
Участники конфликта:
Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, методист).
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2.Методист— воспитатель
Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.
3. Заведующий — старший воспитатель
Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — воспитатель
Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
5. Родитель — Администрация
Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.
6. Воспитатель — родитель
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии
( родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.
Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.
Конфликт может выполнять 2 функции: негативные и позитивные.
Отрицательные стороны конфликта:
разрушает здоровье;
вызывает стресс, психотравмы;
разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
найти новые пути решения;
учит формам общения, умению налаживать отношения;
оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Тест «30 пословиц»
1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип
1 - 2 - 3 - 4 - 5 -
6 - 7 - 8 - 9 - 10 -
11 - 12 - 13 - 14 - 15 -
16 - 17 - 18 - 19 - 20 -
21 - 22 - 23 - 24 - 25 -
26 - 27 - 28 - 29 - 30 -
Инструкция к тесту:
«Представьте, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так что
не совпадающие с вашим мнением оцениваются 1 или 2
совпадающие с вашим мнением оцениваются 4 или 5
Оценивается каждое суждение без раздумий. Оценки ставятся по первому впечатлению напротив номеров суждений в таблице
Худой мир, лучше доброй ссоры.
Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь - не поедешь.
9. С паршивой овцы, хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день
12. Слово « победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14.Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
16. Дерись подольше, да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро слово победит.
19. Ты –мне, я- тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой
21. Кто спорит - ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет.
24. Кто дарит - друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет
26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.
Интерпретация
1-тип « черепашка»
У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под
« панцирь».Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
Интерпретация
2-тип « акула»
Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег ( « Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность « акулы»- надо лишь ограничить ее притязания. « Акулы» очень важны для коллектива, потому, что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.
Интерпретация
3 тип- « медвежонок»
Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
Интерпретация
4- тип « лиса»
Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми может отойти от главных заповедей( пользуются принципом « не обманешь - не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
Интерпретация
5 – тип « сова»
Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:
Соревнование (конкуренция) - самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Приспособление- игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Компромисс - поиск решений за счет взаимных уступок.
Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Стадии прохождения конфликта:
Возникновение конфликта.
Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон.
Конфликтное поведение.
Исход конфликта.
Средства самовосстановления :
Глубокий вдох и резкий выдох
Глубокий вдох и резкий выдох
2. Встряхивание лица и тела
3. Энергичное поглаживание лица рукой
( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
Принятие себя
Проговорите про себя следующий текст:
Я имею полное право жить;
Я имею полное право быть таким, какой я есть;
Я имею право ошибаться;
Я имею право чувствовать то, что я чувствую страх, смущение…
Я имею право защищать себя, если меня оскорбляют
Приемы разрешения конфликтов
Понимание другого;
Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства;