kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основы конфликтологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогический коллектив, в силу специфики его трудового процесса, порождающего множество причин для конфликтов, не является исключением.

Конфликт всегда предваряется более или менее очевидными "сигналами", когда коллеги систематически выплескивают друг на друга негативные эмоции, но не вступают
в открытое противостояние. Предупреждение конфликта во многом зависит от умения руководителя вовремя заметить момент перерастания разногласий в конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно принять меры по урегулированию этих разногласий еще на этапе "сигналов".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основы конфликтологии »

Основы конфлик- тологии

Основы

конфлик-

тологии

Конфликт - столкновение, борьба, несогласие, враждебность.  В основе конфликта лежит ситуация, которая содержит противоречивые позиции сторон по какому - то вопросу, расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Конфликт - столкновение, борьба, несогласие, враждебность.

В основе конфликта лежит ситуация, которая содержит противоречивые позиции сторон по какому - то вопросу, расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов.

Участники конфликта: Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, методист). Педагоги (воспитатели, младшие воспитатели, специалисты). Родители.  1. Воспитатель — воспитатель (младший воспитатель) Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

Участники конфликта:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, методист).
  • Педагоги (воспитатели, младшие воспитатели, специалисты).
  • Родители.

1. Воспитатель — воспитатель (младший воспитатель)

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2.Методист— воспитатель Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель. 3. Заведующий — старший воспитатель Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.   4. Администрация — воспитатель Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

2.Методист— воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

3. Заведующий — старший воспитатель

Причины: Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация — воспитатель

Причины: Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Родитель — Администрация Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье. 6. Воспитатель — родитель Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии  ( родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

5. Родитель — Администрация

Причины: Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

6. Воспитатель — родитель

Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии

( родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.

Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

Конфликт может  выполнять 2 функции: негативные и позитивные.   Отрицательные стороны конфликта: разрушает здоровье;   вызывает стресс, психотравмы; разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности; формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Конфликт может  выполнять 2 функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта:

разрушает здоровье;

  вызывает стресс, психотравмы;

разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;

формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Положительные стороны конфликта: дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности; найти новые пути решения; учит формам общения,  умению  налаживать  отношения; оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию; развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Положительные стороны конфликта:

  • дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
  • найти новые пути решения;
  • учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;
  • оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;
  • развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Тест «30 пословиц» 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 -

Тест «30 пословиц»

1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип

1 - 2 - 3 - 4 - 5 -

6 - 7 - 8 - 9 - 10 -

11 - 12 - 13 - 14 - 15 -

16 - 17 - 18 - 19 - 20 -

21 - 22 - 23 - 24 - 25 -

26 - 27 - 28 - 29 - 30 -

Инструкция к тесту: «Представьте, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так что  не совпадающие с вашим мнением оцениваются 1 или 2     совпадающие с вашим мнением оцениваются 4 или 5

Инструкция к тесту:

«Представьте, что вы – экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так что

не совпадающие с вашим мнением оцениваются 1 или 2

совпадающие с вашим мнением оцениваются 4 или 5

Оценивается каждое суждение без раздумий. Оценки ставятся по первому впечатлению напротив номеров суждений в таблице

Оценивается каждое суждение без раздумий. Оценки ставятся по первому впечатлению напротив номеров суждений в таблице

Худой мир, лучше доброй ссоры. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать. 3. Мягко стелет, да жестко спать. 4. Рука руку моет. 5. Ум хорошо, а два лучше. 6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

  • Худой мир, лучше доброй ссоры.
  • Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав. 8. Не подмажешь - не поедешь. 9. С паршивой овцы, хоть шерсти клок. 10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают. 11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9. С паршивой овцы, хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день

12. Слово « победа» четко написано только  на спинах врагов. 13. Убивай врагов своей добротой. 14.Честная сделка не вызывает ссоры. 15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить. 16. Дерись подольше, да ума набирайся побольше.

12. Слово « победа» четко написано только  на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14.Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Дерись подольше, да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу. 18. Добро слово победит. 19. Ты –мне, я- тебе. 20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты –мне, я- тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой

21. Кто спорит - ни гроша не стоит. 22. Кто не отступает – тот обращает в бегство. 23. Ласковый теленок двух маток сосет. 24. Кто дарит - друзей наживает. 25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет

21. Кто спорит - ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает – тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок двух маток сосет.

24. Кто дарит - друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет

26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.  28. Кротость торжествует над злом. 29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. 30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Интерпретация 1-тип « черепашка» У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под « панцирь».Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

Интерпретация

1-тип « черепашка»

У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под

« панцирь».Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.

Интерпретация 2-тип « акула» Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег ( « Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность « акулы»- надо лишь ограничить ее притязания. « Акулы» очень важны для коллектива, потому, что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

Интерпретация

2-тип « акула»

Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег ( « Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность « акулы»- надо лишь ограничить ее притязания. « Акулы» очень важны для коллектива, потому, что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

Интерпретация 3 тип- « медвежонок» Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

Интерпретация

3 тип- « медвежонок»

Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

Интерпретация 4- тип « лиса» Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми может отойти от главных заповедей( пользуются принципом « не обманешь - не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

Интерпретация

4- тип « лиса»

Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми может отойти от главных заповедей( пользуются принципом « не обманешь - не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.

Интерпретация  5 – тип « сова» Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Интерпретация

5 – тип « сова»

Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:     Соревнование (конкуренция)  - самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому. Приспособление - игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти. Компромисс  - поиск решений за счет взаимных уступок.

Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:

Соревнование (конкуренция)  - самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Приспособление - игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Компромисс  - поиск решений за счет взаимных уступок.

Избегание ( уклонение) — уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.   Сотрудничество   — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Избегание ( уклонение) уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Сотрудничество   — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Стадии прохождения конфликта:

Стадии прохождения конфликта:

  • Возникновение конфликта.
  • Осознание данной ситуации, как конфликтной хотя бы одной из сторон.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта.
Средства самовосстановления : Глубокий вдох и резкий выдох Глубокий вдох и резкий выдох  2. Встряхивание лица и тела  3. Энергичное поглаживание лица рукой ( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).

Средства самовосстановления :

  • Глубокий вдох и резкий выдох
  • Глубокий вдох и резкий выдох

2. Встряхивание лица и тела

3. Энергичное поглаживание лица рукой

( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).

Принятие себя Проговорите про себя следующий текст: Я имею полное право жить; Я имею полное право быть таким, какой я есть; Я имею право ошибаться; Я имею право чувствовать то, что я чувствую страх, смущение… Я имею право защищать себя, если меня оскорбляют

Принятие себя

Проговорите про себя следующий текст:

  • Я имею полное право жить;
  • Я имею полное право быть таким, какой я есть;
  • Я имею право ошибаться;
  • Я имею право чувствовать то, что я чувствую страх, смущение…
  • Я имею право защищать себя, если меня оскорбляют

Приемы разрешения конфликтов Понимание другого; Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства; Первому сделать шаг к нормализации отношений

Приемы разрешения конфликтов

  • Понимание другого;
  • Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства;
  • Первому сделать шаг к нормализации отношений

Формула мудрого поведения в конфликте  О – открытость ума. П – положительное отношение. Р – рациональное мышление. С – сотрудничество Т – терпимость к людям

Формула мудрого поведения в конфликте

О – открытость ума.

П – положительное отношение.

Р – рациональное мышление.

С – сотрудничество

Т – терпимость к людям


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основы конфликтологии

Автор: Тарабаева Анастасия Викторовна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конфликтология: конфликтогены ведущие к конфликту"
    ["seo_title"] => string(53) "konfliktologhiiakonfliktoghienyviedushchiiekkonfliktu"
    ["file_id"] => string(6) "285462"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454172992"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Спорт- альтернатива пагубным привычкам!" "
    ["seo_title"] => string(40) "sport-al-tiernativa-paghubnym-privychkam"
    ["file_id"] => string(6) "133479"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416508852"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программно-методическое сопровождение по внеурочной деятельности в 6 классе "Курс медиации" "
    ["seo_title"] => string(105) "proghrammno-mietodichieskoie-soprovozhdieniie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-6-klassie-kurs-miediatsii"
    ["file_id"] => string(6) "169235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423389478"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация на тему "Социальная структура общества" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "164412"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422634031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства