Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в образовании»
Инновационные технологии в образовании
Выполнила: психолог Татаринцева
Лариса Борисовна
Инновации в сфере образования –
всё, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта.
Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию и развитию.
Важность инноваций в образовании
Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.
Методы внедрения инноваций
Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:
Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
«Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.
Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.
Проблемы внедрения инноваций
Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не желают что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыть многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают своё мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.
Как принять инновации
Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.
Педагог должен понять и принять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать
полноценным участником
инновационных преобразований.
Технология обучения
Технология обучения является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.
Инновации в вузах
Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:
целей обучения;
содержания образования;
мотивации и средств преподавания;
участников процесса (студентов, преподавателей);
результатов деятельности.
В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:
Организация деятельности обучаемого (студента).
Контроль образовательного процесса.
При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника).
Студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время и средства.
Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование.
Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.
Технологии представляющие инновации в образовании
Проектная деятельность;
Личностно-ориентированное обучение;
Здоровье сберегающие технологии;
Исследовательская деятельность;
Информационно – коммуникативное обучение;
Игровые методики.
Факторы тормозящие внедрение инноваций в образовательный процесс
Недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах отсутствует интернет, недостаточно электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
Недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
Невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.
Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей.
У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании.
«Скайп» позволяет нам общаться с
преподавателями, слушать лекции,
участвовать в семинарах.
Инновации в образовании не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.
Педагогические инновации помогают реализовывать социальный заказ воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.
В российском образовании еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.