Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе
Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе
Презентация выступления школьного психолога на родительском собрании по адаптации первоклассников. В работе подробно описаны признаки успешной адаптации ребенка к новой ситуации развития. Особое внимание уделяется симптомам школьного неблагополучия обучающихся, их причины и способы устранения возможных трудностей. Также родителям предлагаются для осмысления общие результаты диагностики адаптации первоклассников, критерии оценки адаптационного процесса ребенка родителями. Заключением беседы об условиях успешности в школе является практическое задание для родителей: составить формулу успеха ребенка в 1-м классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе »
Психологическая азбука для родителей
Формула успехаиликак помочь ребёнку хорошо учиться в школе
Задачи первоклассника
Овладеть новой ролью «школьник, ученик»:
освоить новый вид деятельности (учебной);
изучить и научиться выполнять нормы и правила поведения в школе;
приспособиться к новому социальному окружению
Адаптация – приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.
Вопросы:
Признаки успешной адаптации.
Симптомы школьного неблагополучия.
Результаты оценки адаптации первоклассников.
Помощь родителей в преодолении школьных трудностей.
Положительное отношениек школе
Положительный эмоциональный фон (хорошее настроение, доброжелательность, активность, желание ходить в школу, делиться впечатлениями и т.д.)
Включение ребенка во все сферы школьной жизни
Наличие учебной мотивации
Желание учиться;
Готовность выполнять различные учебные действия;
Проявление самостоятельности и познавательной активности;
Умение преодолевать трудности
Саморегуляция поведения
Выполнение учебных требований и указаний;
Умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
Контроль за своими чувствами и эмоциями
Хорошие взаимоотношения со значимыми взрослыми
Доброжелательные и доверительные отношения с учителями;
Умение задать вопрос, обратиться с просьбой, адекватно отреагировать на требование или замечание
Комфортное положение в группе сверстников
Наличие друзей в классе;
Присутствие поддержки и внимания со стороны одноклассников;
Вовлечённость ребенка в коллективные игры и внеклассные мероприятия;
Отсутствие конфликтных ситуаций;
Положительные отзывы о ребятах
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
удовлетворенность отношениями с одноклассниками и учителями;
принятие и понимание взрослыми возможных проблем ребенка и причин, их вызывающих
Учебная активность
Успеваемость, усвоение учебной программы
Усвоение школьных норм (поведение на уроке)
Усвоение школьных норм (поведение на перемене)
Успешность социальных контактов (отношение к учителю)
Успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками)
Эмоциональное благополучие
Адаптировался ли
мой ребёнок
к школе?
Выделяют 3 уровняадаптации детей к школе
Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ко всем предъявляемым требованиям , глубоко и полно овладевает программным материалом , решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение .
Средний уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, проблемы межличностных взаимоотношений, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно , самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль , систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха.
Результаты оценки адаптации (учитель)
Результаты оценки адаптации (родители)
Признаки, свидетельствующие о трудностях адаптации:
Учебные трудности (непонимание инструкций, рассеянность, невнимательность, большое количество ошибок и др.)
Нарушение дисциплины
Усталый, утомленный внешний вид ребенка
Отрицательный эмоциональный фон (тревожность, повышенная чувствительность к ошибкам / плаксивость, раздражение, двигательная расторможенность, упрямство, негативные характеристики в адрес школы
Постоянные жалобы на плохое самочувствие, трудности пробуждения / засыпания, неспокойный сон, отказ от еды и т.д.
Симптомы возможных
проблем младшего школьника
Нежелание ходить в школу
Причины:
Трудности учебы, ситуация неуспеха;
Тревожность, страхи;
Несформированность внутренней позиции школьника;
Конфликты со сверстниками и учителями;
Эмоциональная привязанность к дому, родителям
Как справиться:
Психологическая поддержка ребенка (похвала, помощь, одобрение, положительные установки, отсутствие резких высказываний и упреков, признание права на ошибку, безусловная любовь);
Благоприятная семейная атмосфера;
Соблюдение режима дня
Симптомы возможных проблем
младшего школьника
Отказ от выполнения заданий
Причины:
Преобладание игровых мотивов над учебными;
Избегание неудач и ошибок;
Завышенные требования взрослых, отсутствие положительного внимания к результатам работы;
Переутомление / недомогание / болезнь
Как справиться:
Совместное / частичное выполнение задания;
Обращение внимания на успехи ребенка, даже самые незначительные;
Чередование периодов времени для учебных занятий (не более 30 минут) и занятий по интересам ;
Избегание таких мер наказания, как многократное переписывание, чтение и др.;
Предоставление возможности для деятельности, отличной от учебной
Симптомы возможных проблем
младшего школьника
Невнимательность, неусидчивость,
чрезмерная подвижность
Причины:
Особенности возраста, тип темперамента;
Несформированность волевой сферы
Как справиться:
Строить четкие и короткие инструкции с обязательным контролем и самоконтролем их выполнения;
Сократить время непрерывных занятий до 15 минут;
Предоставить возможность для мышечной разрядки;
Возвращать ребенка в деятельность повторением просьбы, вопроса (спокойно, без крика и обвинений);
Медлительных детей не торопить, готовить к выполнению действия, предоставлять больше времени на обдумывание, формулирование ответа, устный счет, письмо и т.д.;
Пассивным детям давать заведомо выполнимые задания, давать роль помощников, создавать ситуации публичного успеха и похвалы;
Пересмотреть стиль общения и воспитания в семье
Симптомы возможных
проблем младшего школьника
Агрессивность, конфликтность
Причины:
Утомление, пресыщение общением;
Отсутствие навыков взаимодействия со сверстниками;
Неудовлетворенность потребности в любви и внимании;
Отсутствие примеров правильного общения и поведения
Как справиться:
Этические беседы;
Больше отдыха для восстановления сил организма (щадящий режим дня);
Положительный пример поведения в семье (контроль за своей речью и эмоциями)
Симптомы возможных
проблем младшего школьника
Трудности усвоения учебной программы
Причины:
Недостаточный уровень готовности к началу регулярного обучения в школе;
Индивидуальные, типологические особенности ребенка (школьная тревожность, заниженная самооценка, медлительность / гиперактивность и др.);
Завышенные требования, недостаточный / некачественный уровень контроля и помощи
Как справиться:
Участие родителей в учебно — воспитательном процессе ребенка;
Постоянный контакт с учителем и воспитателем класса;
Занятия по развитию речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки
Соблюдение режима труда, отдыха, питания
Успех =
Общее обучение (школа и семья)
+
Ежедневная помощь, контроль, психологическая поддержка
+
Терпение, вера в успех
+
Режим дня
+
Благоприятная семейная атмосфера
+
Безусловная любовь
Рекомендации:
Культивируйте уважительное отношение к учебному труду;
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, предоставьте право на ошибку;
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме;
Проявляйте интерес к личности взрослеющего ребенка (регулярно беседуйте с ним о том, что он чувствует, о чем переживает и т.д.);
Разумно применяйте требования и наказания;
Ваш личный положительный настрой и добрые отзывы о школе станут одним из главных условий для создания эмоционального комфорта вашего ребенка.
Успехов Вам и Вашим детям!
Используемая литература:Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.