kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выступления школьного психолога на родительском собрании по адаптации первоклассников. В работе подробно описаны признаки успешной адаптации ребенка к новой ситуации развития. Особое внимание уделяется симптомам школьного неблагополучия обучающихся, их причины и способы устранения возможных трудностей. Также родителям предлагаются для осмысления общие результаты диагностики адаптации первоклассников, критерии оценки адаптационного процесса ребенка родителями. Заключением беседы об условиях успешности в школе является практическое задание для родителей: составить формулу успеха ребенка в 1-м классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе »

Психологическая азбука для родителей Формула успеха или  как помочь ребёнку хорошо учиться в школе

Психологическая азбука для родителей

Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе

Задачи первоклассника Овладеть новой ролью «школьник, ученик»: освоить новый вид деятельности (учебной); изучить и научиться выполнять нормы и правила поведения в школе; приспособиться к новому социальному окружению

Задачи первоклассника

Овладеть новой ролью «школьник, ученик»:

освоить новый вид деятельности (учебной);

изучить и научиться выполнять нормы и правила поведения в школе;

приспособиться к новому социальному окружению

Адаптация –   приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.

Адаптация – приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке.

Вопросы:

Вопросы:

  • Признаки успешной адаптации.
  • Симптомы школьного неблагополучия.
  • Результаты оценки адаптации первоклассников.
  • Помощь родителей в преодолении школьных трудностей.
Положительное отношение  к школе Положительный эмоциональный фон (хорошее настроение, доброжелательность, активность, желание ходить в школу, делиться впечатлениями и т.д.)  Включение ребенка во все сферы школьной жизни

Положительное отношение к школе

Положительный эмоциональный фон (хорошее настроение, доброжелательность, активность, желание ходить в школу, делиться впечатлениями и т.д.)

Включение ребенка во все сферы школьной жизни

Наличие учебной мотивации Желание учиться; Готовность выполнять различные учебные действия; Проявление самостоятельности и познавательной активности; Умение преодолевать трудности

Наличие учебной мотивации

Желание учиться;

Готовность выполнять различные учебные действия;

Проявление самостоятельности и познавательной активности;

Умение преодолевать трудности

Саморегуляция поведения Выполнение учебных требований и указаний; Умение переключаться с одного вида деятельности на другой; Контроль за своими чувствами и эмоциями

Саморегуляция поведения

Выполнение учебных требований и указаний;

Умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

Контроль за своими чувствами и эмоциями

Хорошие взаимоотношения со значимыми взрослыми Доброжелательные и доверительные отношения с учителями; Умение задать вопрос, обратиться с просьбой, адекватно отреагировать на требование или замечание

Хорошие взаимоотношения со значимыми взрослыми

Доброжелательные и доверительные отношения с учителями;

Умение задать вопрос, обратиться с просьбой, адекватно отреагировать на требование или замечание

Комфортное положение в группе сверстников Наличие друзей в классе; Присутствие поддержки и внимания со стороны одноклассников; Вовлечённость ребенка в коллективные игры и внеклассные мероприятия; Отсутствие конфликтных ситуаций; Положительные отзывы о ребятах

Комфортное положение в группе сверстников

Наличие друзей в классе;

Присутствие поддержки и внимания со стороны одноклассников;

Вовлечённость ребенка в коллективные игры и внеклассные мероприятия;

Отсутствие конфликтных ситуаций;

Положительные отзывы о ребятах

Признаки успешной адаптации:

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • удовлетворенность отношениями с одноклассниками и учителями;
  • принятие и понимание взрослыми возможных проблем ребенка и причин, их вызывающих
Учебная активность

Учебная активность

Успеваемость, усвоение учебной программы

Успеваемость, усвоение учебной программы

Усвоение школьных норм (поведение на уроке)

Усвоение школьных норм (поведение на уроке)

Усвоение школьных норм (поведение на перемене)

Усвоение школьных норм (поведение на перемене)

Успешность социальных контактов (отношение к учителю)

Успешность социальных контактов (отношение к учителю)

Успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками)

Успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками)

Эмоциональное благополучие

Эмоциональное благополучие

Адаптировался ли мой ребёнок к школе?

Адаптировался ли

мой ребёнок

к школе?

Выделяют 3 уровня  адаптации детей к школе   Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ко всем предъявляемым требованиям , глубоко и полно овладевает программным материалом , решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение .

Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе

Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, ко всем предъявляемым требованиям , глубоко и полно овладевает программным материалом , решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение .

Средний уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Средний уровень адаптации : первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации:  первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, проблемы межличностных взаимоотношений, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно , самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль , систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха.

Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, проблемы межличностных взаимоотношений, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно , самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль , систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха.

Результаты оценки адаптации (учитель)

Результаты оценки адаптации (учитель)

Результаты оценки адаптации (родители)

Результаты оценки адаптации (родители)

Признаки, свидетельствующие о трудностях адаптации:   Учебные трудности (непонимание инструкций, рассеянность, невнимательность, большое количество ошибок и др.) Нарушение дисциплины Усталый, утомленный внешний вид ребенка Отрицательный эмоциональный фон (тревожность, повышенная чувствительность к ошибкам / плаксивость, раздражение, двигательная расторможенность, упрямство, негативные характеристики в адрес школы Постоянные жалобы на плохое самочувствие, трудности пробуждения / засыпания, неспокойный сон, отказ от еды и т.д.  

Признаки, свидетельствующие о трудностях адаптации:

  • Учебные трудности (непонимание инструкций, рассеянность, невнимательность, большое количество ошибок и др.)
  • Нарушение дисциплины
  • Усталый, утомленный внешний вид ребенка
  • Отрицательный эмоциональный фон (тревожность, повышенная чувствительность к ошибкам / плаксивость, раздражение, двигательная расторможенность, упрямство, негативные характеристики в адрес школы
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие, трудности пробуждения / засыпания, неспокойный сон, отказ от еды и т.д.

 

Симптомы возможных проблем младшего школьника Нежелание ходить в школу Причины: Трудности учебы, ситуация неуспеха; Тревожность, страхи; Несформированность внутренней позиции школьника; Конфликты со сверстниками и учителями; Эмоциональная привязанность к дому, родителям Как справиться: Психологическая поддержка ребенка (похвала, помощь, одобрение, положительные установки, отсутствие резких высказываний и упреков, признание права на ошибку, безусловная любовь); Благоприятная семейная атмосфера; Соблюдение режима дня

Симптомы возможных

проблем младшего школьника

Нежелание ходить в школу

Причины:

  • Трудности учебы, ситуация неуспеха;
  • Тревожность, страхи;
  • Несформированность внутренней позиции школьника;
  • Конфликты со сверстниками и учителями;
  • Эмоциональная привязанность к дому, родителям

Как справиться:

  • Психологическая поддержка ребенка (похвала, помощь, одобрение, положительные установки, отсутствие резких высказываний и упреков, признание права на ошибку, безусловная любовь);
  • Благоприятная семейная атмосфера;
  • Соблюдение режима дня

Симптомы возможных проблем младшего школьника Отказ от выполнения заданий Причины: Преобладание игровых мотивов над учебными; Избегание неудач и ошибок; Завышенные требования взрослых, отсутствие положительного внимания к результатам работы; Переутомление / недомогание / болезнь Как справиться: Совместное / частичное выполнение задания; Обращение внимания на успехи ребенка, даже самые незначительные; Чередование периодов времени для учебных занятий (не более 30 минут) и занятий по интересам ; Избегание таких мер наказания, как многократное переписывание, чтение и др.; Предоставление возможности для деятельности, отличной от учебной

Симптомы возможных проблем

младшего школьника

Отказ от выполнения заданий

Причины:

  • Преобладание игровых мотивов над учебными;
  • Избегание неудач и ошибок;
  • Завышенные требования взрослых, отсутствие положительного внимания к результатам работы;
  • Переутомление / недомогание / болезнь

Как справиться:

  • Совместное / частичное выполнение задания;
  • Обращение внимания на успехи ребенка, даже самые незначительные;
  • Чередование периодов времени для учебных занятий (не более 30 минут) и занятий по интересам ;
  • Избегание таких мер наказания, как многократное переписывание, чтение и др.;
  • Предоставление возможности для деятельности, отличной от учебной

Симптомы возможных проблем младшего школьника Невнимательность, неусидчивость, чрезмерная подвижность Причины: Особенности возраста, тип темперамента; Несформированность волевой сферы Как справиться: Строить четкие и короткие инструкции с обязательным контролем и самоконтролем их выполнения; Сократить время непрерывных занятий до 15 минут; Предоставить возможность для мышечной разрядки; Возвращать ребенка в деятельность повторением просьбы, вопроса (спокойно, без крика и обвинений); Избегать частых замечаний и наказаний

Симптомы возможных проблем

младшего школьника

Невнимательность, неусидчивость,

чрезмерная подвижность

Причины:

  • Особенности возраста, тип темперамента;
  • Несформированность волевой сферы

Как справиться:

  • Строить четкие и короткие инструкции с обязательным контролем и самоконтролем их выполнения;
  • Сократить время непрерывных занятий до 15 минут;
  • Предоставить возможность для мышечной разрядки;
  • Возвращать ребенка в деятельность повторением просьбы, вопроса (спокойно, без крика и обвинений);
  • Избегать частых замечаний и наказаний

Симптомы возможных проблем младшего школьника Пассивность, отсутствие интереса Причины: Доминирование игровых мотивов; Индивидуальная особенность (медлительность, тревожность); Утомление; Авторитарный стиль (завышенные требования); Гиперопека (заниженные требования) Как справиться: Принять особенность нервной системы ребенка; Медлительных детей не торопить, готовить к выполнению действия, предоставлять больше времени на обдумывание, формулирование ответа, устный счет, письмо и т.д.; Пассивным детям давать заведомо выполнимые задания, давать роль помощников, создавать ситуации публичного успеха и похвалы; Пересмотреть стиль общения и воспитания в семье

Симптомы возможных

проблем младшего школьника

Пассивность, отсутствие интереса

Причины:

  • Доминирование игровых мотивов;
  • Индивидуальная особенность (медлительность, тревожность);
  • Утомление;
  • Авторитарный стиль (завышенные требования);
  • Гиперопека (заниженные требования)

Как справиться:

  • Принять особенность нервной системы ребенка;
  • Медлительных детей не торопить, готовить к выполнению действия, предоставлять больше времени на обдумывание, формулирование ответа, устный счет, письмо и т.д.;
  • Пассивным детям давать заведомо выполнимые задания, давать роль помощников, создавать ситуации публичного успеха и похвалы;
  • Пересмотреть стиль общения и воспитания в семье

Симптомы возможных проблем младшего школьника Агрессивность, конфликтность Причины: Утомление, пресыщение общением; Отсутствие навыков взаимодействия со сверстниками; Неудовлетворенность потребности в любви и внимании; Отсутствие примеров правильного общения и поведения Как справиться : Этические беседы; Больше отдыха для восстановления сил организма (щадящий режим дня); Положительный пример поведения в семье (контроль за своей речью и эмоциями)

Симптомы возможных

проблем младшего школьника

Агрессивность, конфликтность

Причины:

  • Утомление, пресыщение общением;
  • Отсутствие навыков взаимодействия со сверстниками;
  • Неудовлетворенность потребности в любви и внимании;
  • Отсутствие примеров правильного общения и поведения

Как справиться :

  • Этические беседы;
  • Больше отдыха для восстановления сил организма (щадящий режим дня);
  • Положительный пример поведения в семье (контроль за своей речью и эмоциями)

Симптомы возможных проблем младшего школьника  Трудности усвоения учебной программы Причины: Недостаточный уровень готовности к началу регулярного обучения в школе; Индивидуальные, типологические особенности ребенка (школьная тревожность, заниженная самооценка, медлительность / гиперактивность и др.); Завышенные требования, недостаточный / некачественный уровень контроля и помощи Как справиться: Участие родителей в учебно — воспитательном процессе ребенка; Постоянный контакт с учителем и воспитателем класса; Занятия по развитию речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки Соблюдение режима труда, отдыха, питания

Симптомы возможных

проблем младшего школьника

Трудности усвоения учебной программы

Причины:

  • Недостаточный уровень готовности к началу регулярного обучения в школе;
  • Индивидуальные, типологические особенности ребенка (школьная тревожность, заниженная самооценка, медлительность / гиперактивность и др.);
  • Завышенные требования, недостаточный / некачественный уровень контроля и помощи

Как справиться:

  • Участие родителей в учебно — воспитательном процессе ребенка;
  • Постоянный контакт с учителем и воспитателем класса;
  • Занятия по развитию речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки
  • Соблюдение режима труда, отдыха, питания

Успех = Общее обучение (школа и семья) + Ежедневная помощь, контроль, психологическая поддержка + Терпение, вера в успех + Режим дня + Благоприятная семейная атмосфера + Безусловная любовь

Успех =

Общее обучение (школа и семья)

+

Ежедневная помощь, контроль, психологическая поддержка

+

Терпение, вера в успех

+

Режим дня

+

Благоприятная семейная атмосфера

+

Безусловная любовь

Рекомендации: Культивируйте уважительное отношение к учебному труду; Не сравнивайте ребенка с другими детьми, предоставьте право на ошибку; Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме; Проявляйте интерес к личности взрослеющего ребенка (регулярно беседуйте с ним о том, что он чувствует, о чем переживает и т.д.); Разумно применяйте требования и наказания; Ваш личный положительный настрой и добрые отзывы о школе станут одним из главных условий для создания эмоционального комфорта вашего ребенка.

Рекомендации:

  • Культивируйте уважительное отношение к учебному труду;
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, предоставьте право на ошибку;
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме;
  • Проявляйте интерес к личности взрослеющего ребенка (регулярно беседуйте с ним о том, что он чувствует, о чем переживает и т.д.);
  • Разумно применяйте требования и наказания;
  • Ваш личный положительный настрой и добрые отзывы о школе станут одним из главных условий для создания эмоционального комфорта вашего ребенка.

Успехов Вам и Вашим детям! Используемая литература: Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба  // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.

Успехов Вам и Вашим детям!

Используемая литература: Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба  // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Формула успеха или как помочь ребёнку хорошо учиться в школе

Автор: Кардышева Елена Рихардовна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства