Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по психологии "Психологический клуб"»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 Г.ОРЛА
Принято на заседании «Утверждаю»
педагогического совета директор лицея № 1
Протокол № 1 ………………Фомина С.В.
« » 2024 г. « » 2024 г.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-психологической направленности
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 12 – 14 лет
Руководитель кружка:
Юсупова
Татьяна Михайловна,
педагог-психолог
муниципального бюджетного
лицея №1 г.Орла
Орёл
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из отличительных черт человека активного и успешного является рациональная организация собственной деятельности, способность управления собой. Эти благоприобретенные качества играют важную роль на протяжении всей жизни человека, но становятся особенно актуальными и необходимыми в процессе обучения в школе. Школьнику очень важно уметь владеть собой, стать хозяином собственных действий и решений, осознанно подойти к выбору адекватного пути своего развития.
Данная программа призвана ответить на множество вопросов, возникающих перед развивающейся личностью: вопросы самопознания, самоопределения, выхода из сложных жизненных ситуаций, вопросы выбора правильного пути. Условно программу можно разделить на четыре раздела.
Первый раздел «Путь к себе. Познание» предполагает изучение собственных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, творческих способностей), приобретение навыков управления этими процессами и расширение навыков их развития.
Второй раздел занятий («Путь к себе. Личность») направлен на самопознание и саморазвитие подростками собственной личности (изучается темперамент, характер, самооценка и уровень притязаний, способности, ценности, чувства, эмоции и настроение).
Третий раздел («Путь к себе. Общение») знакомит подростков с особенностями их коммуникации. Исследуются закономерности, средства, стили общения, возможные позиции в общении, барьеры и приемы конструктивного общения, способы преодоления конфликтов. Знание всех тонкостей человеческого общения, умение их применять на практике позволит подросткам быть успешными в любой сфере их деятельности.
Четвертый раздел программы («Путь к себе. Мой выбор») посвящен пропаганде здорового образа жизни, профилактике различных зависимостей и отклонений поведения от социальной нормы. Подростки, обсуждая насущные проблемы общества, формируют собственное к ним отношение, учатся противодействовать негативному влиянию со стороны.
Общей целью данной программы становится развитие у подростков активного и осознанного отношения к себе, овладение системой способов самоорганизации собственной деятельности. Поставленная цель решается через систему следующих задач:
Самопознание, расширение представлений школьников о себе, своих возможностях и личностных особенностях окружающих;
Развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, активизация мыслительных процессов);
Развитие учебных навыков учащихся (умения получать информацию из различных источников, интерпретировать ее);
Овладение способами управления собственной активностью, навыками саморегуляции, навыками избавления от напряжения, борьбы со стрессами;
Формирование целостного образа Я на основе изучения его отдельных компонентов;
Развитие коммуникативных навыков учащихся, умения конструктивно решать возникающие в общении конфликты;
Профилактика аддиктивных форм поведения подростков.
В основе построения программы заложены следующие принципы:
комплексный характер занятий;
активность каждого участника;
принцип безоценочного отношения друг к другу;
диалогичность работы в группе;
конфиденциальность;
коммуникативная эффективность;
принцип работы «здесь и сейчас».
Занятия для каждой группы проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность каждого занятия – 40 минут. Предпочтительной формой проведения занятий является тренинговая форма. Методами организации занятий выступают дискуссии, игровые и имитационные методы, беседы, психодиагностические и психотерапевтические методы, релаксационные техники.
Каждое занятие в рамках курса состоит из трех частей:
вступительное слово ведущего, обозначение темы и направлений работы;
основная часть – реализация запланированных заданий;
заключительная часть – получение обратной связи от участников.
На заключительном занятии курса предполагается подведение итогов в виде защиты творческих проектов (рефлексивных отчетов) об индивидуальных «открытиях», «находках» учащихся, об их взгляде на собственную личность.
Учебный план
№
Наименование раздела
Часы
6 классы
Часы
7 классы
Форма контроля
1.
Путь к себе. Познание
11
11
Творческий отчет
2.
Путь к себе. Личность
9
9
Творческий отчет
3.
Путь к себе. Общение
9
9
Творческий отчет
4.
Путь к себе. Мой выбор
5
5
Защита творческих проектов
Итого:
34
34
Прогнозируемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в классе;
укрепление здоровья воспитанников, профилактика вредных привычек и отклонений в поведении;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
развитие психологической компетентности подростков.
Литература:
Брехер Э. Нестандартные логические головоломки. М., АСТ, 2005.
Голубятникова Диляра. Орнаменты, цветы, узоры. Антистресс в кармане. Питер. 2016.
Как читать мысли человека по лицу. Физиогномика. Минск, Харвест, 2006.
Мурашова Е.В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. Екатеринбург, У-Фактория, 2005.
Пасечник Л.В.Реабилитация депрессивного состояния у детей. М., Сфера, 2007.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. 10-11 класс. В 2-х частях. М., 2003.
Слоун П., Макхейл Д. Трудные задачки на нестандартное мышление. М., АСТ, 2005.
Тренинги с подростками. Программы. Конспекты занятий. Волгоград, 2009.
Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., Генезис, 2004.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб, Речь, 2011.
Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М., Сфера, 2005.
Шейнис Г.В. Групповая психотерапевтическая работа с подростками (группы личностного роста). Орел, 2001.
Язык жестов. Учитесь читать человека, как книгу. М., АСТ, 2007.