kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинговое занятие "В поисках толерантности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое занятие для старшеклассников  " В поисках толерантности" направлено на решение следующих задач: обучение межэтническому пониманию и толерантному поведению ;формированию толерантных черт личности учащихся,способности понимать и применять их в повседневной жизни. Тренинг  дает возможность оценить степень своей толерантности,проявления терпимости к различиям между людьми (национальному признаку,религиозному,расе);развивает социальную восприимчивость, способность к эмпатии; воспитывает любовь и взаимоуважение к людям различных национальных групп.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "В поисках толерантности" »

Программа тренинговых занятий для старшеклассников:

« В поисках толерантности»


Задачи:

- познакомить учащихся с понятиями: “толерантность”, «интолерантность», их значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности

-дать возможность участникам занятия оценить степень своей толерантности – расширение информационного поля относительно данного понятия

- развитие черт толерантной личности, способностей подросков понимать важнейшие принципы толернтности и применять их в повседневной жизни; способности адекватно и полно познавать себя и других людей; предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.

- воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.


Перед началом тренига принимаются следующие правила:

- уважительное отношение друг к другу и уважение, к говорящему.

- обращение по именам.

- общение по принципу «здесь и теперь»

- искренность в общении

- конфиденциальность

- правило « стоп »

- недопустимость непосредственных оценок человека


Занятие №1.

Первый этап. Мотивационно-информационный.

Цель: определить уровень знаний участников тренинга по проблеме толерантности. Ввести понятия «толерантность», «интолерантность», «экстремизм», «эмпатия», «расизм», «ксенофобия». Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.

У всех участников прикреплены бейджики с именами.



1 упражение «Ассоциации» (время выполения 15 минут).

Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.

Правила. В ходе упражнения определяется исходное отношение группы к проблеме (с анализом анкет участников по уровню развития у них толерантности). Даются определение понятий по теме, диалогизация проблемы.











Теоретическая часть, основные понятия:

«толерантность»- означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения. Толерантность делает нас терпимие, эмпатичнее друг к дугу, где каждый свободен придерживаться собственных взглядов и убеждений и признает также это право за другим. Признает, что люди на Земле различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностями, религией и обладают правом сохранять свою индивидуальность. Не могут навязываться взгляды одних другим людям. На всех языках каждое из определений «толерантность» имеет схожее определение. Так, по-английски это снисходительность, по-китайски это великодушие, по-русски – умение терпеть, быть снисходительным, великодушным.

«интолерантность»- это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми. Проявляется это через конфликтное, агрессивное поведение.

«экстремизм»- экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus — крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам.

«расизм» - совокупность убеждений, в основе которой лежит « превосходство одной расовой группы над другими».

«эмпатия» -  эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, отклик на чувства другого, а также как сопереживание – переживание человеком тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой.

«ксенофофия» - Ксенофобия (от греч.«чужой» и «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. 

Дается задание: «Напишите на листе 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент, когда вы слышите слова: «экстремизм», « толерантность», « эмигранты», «нетерпимость», «равноправие», «расизм», «дискриминация», «ксенофобия», «эмпатия».

Участники тренинга на листе бумаги записывают свои ассоциации к названным словам. После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций.



Ведуший. А вы сталкивались с проявлениями нетерпимости по отношению к себе, другим? (анализ ситуаций, о которых рассказывают подростки).

Ведущий. «Притча об аксакале». В одном селении умирал старый, уважаемый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, зятья, дочери, сыновья, дети жили в мире и согласии?». Старик не мог говорить уже и поэтому долго что-то писал на листе бумаги. И когда листок выпал из рук умирающего, все очень удивились - на нем 100 раз было написано одно слово!

- Может быть, вы, догадались какое? (ответы детей). На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»

2. упражнение «Чем мы похожи» (время выпонения 20 минут).

Материал: разноцветные ленты по 40-50см. красного, синего, желтого, коричневого цветов по числу участников; коробка для лент.

Учащиеся вытаскивают из коробки по очереди по одной цветной ленте. Те, кому достались ленты одного цвета, объединяются в группы по 4-5 человек. Ведущий предлагает соединить узлами вместе «свой» цвет в группе, но при этом каждый должен найти причину, по которой он принадлежит именно этой группе (одинаковое хобби, цвет волос, увлечения, возраст, взгляды и тд.). Мини-группа слушает и решает принять участника в группу или нет. Постепенно во всех мини-группах с разными цветами ленточек образуется общая нить, которая объединяет разных людей на основе общего признака. Когда у всех нити в малых группах завязаны между собой, начинается следующий этап игры.

Один делегированный представитель из малой группы подходит в центр комнаты и называет любой общий признак этой группы, произнося:

«Мы похожи между собой потому, что…например – мы спортсмены или мы коммуникабельные, мы лояльно относимся к людям и тд. Каждая последущая группа также после принятия своих членов группы выбирает одного участника для ее представления для всех в кругу.

Постепенно участники завязывают разноцветные длинные ленты в один большой общий круг. Ведущий предлагает сделать участникам вывод: «Все мы разные, индивидуальные личности, с различными взглядами и принципами, с различными увлечениями и характером, привычками, но нас можно объединить вместе, несмотря на многочисленные различия».

Ведущий. Предлагаю всем участникам, стоящим в кругу найти несколько символичных признаков для объединения в одну общей для всех «цветов» группу.




Ведущий. Нас объединяет возраст, класс, школа, город Валуйки, т.к. мы его жители, наша Белгородская область и наша страна-Россия!


Рис.1 Культуры толерантности учащихся




3. упражнение «Картофель» (время выполнения 5-7 минут).

Материал: блюдо с картофелем по числу участников.

Ведущий. Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-нибудь группу, например этническую, как целое и не задумываеся над тем, что каждый ее представитель - уникальный и неповторимый. Например, нам может казаться, что у всех китайцев одинаковое лицо, что все немцы-педанты, а все фины – молчуны. Но если мы познакомимся ближе с их культурой, ближе с конкретным человеком, узнаем больше о нем, то его индивидуальность станет очевидной для нас. Давайте попробуем проиллюстрировать уникальность всего существующего на практике. Вряд ли кто из вас считает, что картофель обладает индивидуальностью. Возьмите каждый по одной картофелине, хорошо ее рассмотрите, «особые приметы» запомните. Затем картофель свова перемешивается на блюде и каждый должен найти именно свой картофель по особым приметам, объясняя свой выбор.





4.упражение «Сделай правильный выбор» (время выполнения 10 минут)

Материал: для учащихся написаны на отделых листах основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

Ведущий. Предлагаю каждому сделать свой выбор и собрать портрет «толерантного человека» и «интолератного».

Табл. 1

Основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.


1. Знание самого себя

Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

(способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.


После окончания выполения задания, участники зачитывают свои «портреты». Идет осуждение правильности выборов и их краткое обоснование. Далее ведущий делает вывод, что толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.


Рефлексия. Ведущий задает вопросы участникам:

- Что понравилось?

- Что вызвало проблемы при выполениии упражнений?

- Какие чувства вы сейчас испытываете?

- Получили ли вы удовлетворение от коллективной работы?


Занятие №2 .

Второй этап. Формирующий.

Цель: дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).


1 упражнение « Белая ворона» (время выполнения 7-10 минут).

Цель: осознание чувств, эмоций другого человека, путем невербальной коммуникации.

Материал: музыка, карточки для игры по числу участников.

Правила. Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий предлагает вытащить по 1 карточке каждому. На одной будет написано «Белая ворона». Участник, получивший «белую ворону», обязан сохранить это в секрете и не подать вида, что он не такой как все. Все участники стараются быть внимательными. Смотрят друг на друга и пытаются определить «белую ворону». Каждый называет одного участника считающего, что он «белая ворона».

Рефлексия упражнения.

Ведущий задает вопросы:

-Что чувствовал участник «белая ворона»?

- Каково быть не похожим на остальных?





-По каким признакам вы определяли «белую ворону»

-Что значит выражение «белая ворона»?

2 упражнение « Мои качества» (время выполнения 15 минут)

Правила. Участникам, сидящим в кругу, предлагается представиться, назвав по первым буквам своего имени и фамилии свои личностные качества (черты, свойства характера), присущих только ему. Например: «естественность», «миролюбие» и др. Когда все представления будут сказаны, ведущий прелагает подумать и ответить на вопросы:

- Что объединило, в этих представлениях участников?

-Какие качества толерантной личности были у нескольких участников?

Для того чтобы выявить уровень своей толерантности, предлагаю небольшую анкету, которая поможет вам более точно определить уровень развития важных черт личности. Участники отвечают на вопросы анкеты «Уровень сформированности этнической толерантности старшеклассников» (приложение 3).

Вывод. Все мы разные, но нас объединяют некоторые качества, например качества толерантного человека.


3 упражнение «Иные» (время выполнения 20-25 минут)

Материал: по колличеству участников фотографии людей трех человеческих расс, музыка.

Ведущий. Наверное, из уроков биологии, географии вы знаете, что человечество разделяется на три основные рассовые группы: монголоидную (узкие глаза, уплощенное и широкое лицо, сильно выступающие скулы, кожа с желтоватым оттенком, темные прямые волосы); негроидную (полные губы, курчавые темные, жесткие волосы, темная кожа); европоидную (светлая кожа, мягкие волосы, широко открытые глаза, выступающий нос) и др. (иллюстративный материал к упражнению «иные» приложение 4). И это только внешние различия, а еще религия, географическое положение, традиции, одежда, питание, вгляды и многое другое.

Ведущий. Предлагаю поиграть в игру «иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас.

Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «изгоем», т.е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-рассы». Участники ошибочно определившие «свою расу» остаются в центре круга - они «изгои».

Далее идет обсуждение. Все участники открывают свои фотографии в группах объедененных по рассовым признакам.





Рефлексия упражения. Ведущий задает вопросы.

- Легко ли было быть «изгоем»?

- По каким признакам вы определились и объединились в группы?

-Тяжело ли быть не похожим, «иным»?

-Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?

Ведущий подводит итог:

- Да, мы все разные, но мы должны уважать индивидуальность другого человека, потому, что мы все ЛЮДИ, и каждый из нас не повторим. Нужно научиться жить, не ущемляя как свои интересы, так и интересы других людей.

4 упражнение «Планета толерантности» (время выполнения 20 минут)

Материал: цветные карандаши, фломастеры, лист ватмана, столы для общей работы в центре помещения, музыка.

Коллективная работа. Участникам необходимо подумать и всем вместе решить, как изобразить «планету толерантности». После окончания работы, идет ее обоснование.

-Почему ее можно считать такой планетой?

-Какие признаки, принципы ее отличают от «интолерантной планеты»?

-Легко ли было договориться и принять общее решение как ее нарисовать?

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

5 упражнение-игра «Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Правила игры: Дети разбиваются на пары.

Ведущий. Представьте себе, что перед вами стеклянная комната. Один из вас сидит внутри этой комнаты. Партнерам ничего не слышно. Вам необходимо жестами, мимикой объяснить своему партнеру по игре, доснести смысл сказанного вами. Каждый из пары игроков получает карточку с заданием для передачи информации. После истечения отведенного времени, партнер объясняет, правильно ли он понял суть информаци.

Рефлексия.

-Легко ли невербальными способами договориться, объясниться с человеком?

-Помогают ли такие способы нам при общении донести лучше информацию до оппанента?

Вывод. При обоюдном желании людей договориться, даже если они не могут общаться на понятном, одном языке, можно проявить понимание, терпимость и договориться.





Занятие № 3

Этап заключительный (аналитический)

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях. Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию и сопереживанию. Воспитание любви к людям разных национальностей, терпимости, взаимопонимания.

1 упражнение «Общий ритм» (время выполения 5 минут)

Материал: участники сидят на стулья в кругу, взявшись за руки.

Ведущий объясняет правила. Все свободно держат друг друга за руки и по цепочке передают сигнал (сжатие руки) соседа справа. Каждый участник может дать сигнал (сжатие руки) партнера справа два раза. После этого рукопожатия должны сразу повернуться в другую сторону и передаваться всеми дальше, пока следующий игрок не поменяет направление пожатий. Необходимо быть внимательным. Глаза участников закрыты во время игры.



2 упражнение «Пойми меня» (время выполнения15-20 минут)

Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения путем сопереживания, эмпатии.

Правила. Участники сидят в парах. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Партнер в паре, должен внимательно слушать и пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства и переживания рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность перессказа.

Рефлексия:

-Трудно ли понять человека, его позицию?

-Какими качествами нужно обладать человеку, для того чтобы понять другого?


3 упражнение «Новенький» (время выполнения 20 минут)

Правила. Все участники сидят в кругу. Посередине круга стоит один стул. Каждый сидящий в кругу может задать 1 вопрос сидящему в центре, для того, чтобы узнать о нем больше, познакомиться.

Ведущий. В нашей школе учатся дети различных национальностей (таджики, армяне, цыгане и т.д). Все они приехали к нам жить. У всех различный менталитет, традиции, взгляды, привычки и т.д. Конечно, они хотят быть принятыми остальными, хотят подружиться. Порою это им дается нелегко. Как вы думаете почему? Что мешает их сразу понять и принять остальным?





Ответы детей.

Ведущий. Я предлагаю вам побыть на месте этих детей, почувствовать, то, что могут они испытывать, адаптируясь в коллективе. Для этого мы должны подумать, как построить диалог с ними? Какие вопросы можно задавать, а от каких лучше воздержаться. По желанию один из участников садится в центр на «горячий стул», он должен отвечать на вопросы остальных участников рассказывая о себе и постараться запомнить ощущения, чувства, эмоции которые он испытывал, когда сидел в центре круга. Задавая вопросы «новенькому», остальные постепенно устанавливают, откуда он приехал, его интересы, традиции, вкусы и др. Все то, что поможет его расположить к остальным и подружиться.

Рефлексия:

- Какие чувства вы испытывали в роли «новенького»?

-Нужно ли проявлять толерантность по отношению к новому члену коллектива, отличному в чем-то от вас?

-Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

-Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Вывод. Относитесь к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам.


4 упражнение «Правила толерантности» (время выполнения 5 минут)

Правила. Ведущий предлагает участникам бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все учащиеся.

Ведущий с участниками подводит итог. Признаком толерантной личности можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем толерантного взаимодействия. Проявлять терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям. Уважать другую личность, пониманимать то, что существуют взгляды, отличные от собственных.



5 упражнение « Нас объединяет» (время выполнения 5-7 минут)

Цель: найти общие черты, которые объединяют кадого участника.

Правила: участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Меня объединяет с тобой то, что...». Например: что живем в городе Валуйки, учимся в одном классе, у нас схожие интересы и др.



Участники внутреннего круга отвечают: «Меня разъединяет то, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, хобби и др. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия.

-Каковы ваши впечатления от выполнения этого упражнения?

-Могут ли существенно разъединять людей их взгляды, интересы, национальность, рассовая принадлежность?

Вывод. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

6 упражнение - дискуссия « Толерантности - да!»

Материал: на доске презинтация многообразия заповедей различных религий.

Ведущий. Во времена СССР, в стране проживали люди различных национальностей и религий. Несмотря на свои различия, все народности жили в мире и согласии, проявляя толерантное отношение друг к другу. Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия. Любая религия, основополагающая философия и этичес­кая система призывают свех к толерантности и взаимному уважению. Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда одна и та же, что подтверждает­ся этическими принципами десяти мировых религий, которые мы с вами обсудим.

Заповеди:

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хо­тел бы от других».

Христианство: «Поступайте с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой».

Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе».

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не по­любит своего брата, как себя самого».

Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего пло­хо тебе».

Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а поте­рю соседа своей потерей».



Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой».

Ведущий. Предлагаю участникам прокомментировать суждения, акцентируя единс­тво этических принципов в многообразии религий и народов.

Рефлексия.

-Что общего в различных религиях вы услышали?

-Соблюдаешь ли ты принципы толерантности при общении?

(в итернете, в реальной жизни?)

-Следуют ли этим заповедям одноклассники?

- Следуют ли этим заповедям твоя семья, СМИ?

-Легко ли следовать этим заповедям?

Вывод. Как мы видим, все религии призывают к одному и тому же - терпимости и уважению к человеку. Я желаю всем хороших, теплых, искренних отношений и встречать на своем жизненном пути только толерантных людей!


Заключительное слово ведущего:

«Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.



Опросник для родителей (авторский)

Инструкция. Вам предожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оцените

«++» - сильное согласие (конечно, да);

«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);

«0» - ни да, ни нет;

«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

«--» - сильное несогласие (конечно нет).



Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты.

1.Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.

2.Национальная принадлежность – это то, что всегда разъединяет людей.

3.Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение.

4.К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.

5.Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим.

6.Я четко знаю, что моему ребенку будет лучше иметь друзей своей 7.национальности.

8.Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

9.В моей семье дети воспитываются в духе толерантности (терпимости) к эмигрантам, беженцам, людям другой национальности.

10.То, что Россия – многонациональная страна, только обогощает её культуру.

11.Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия готов пойти на уступки.

12.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.



Диагностика уровня межэтнической толерантности (автор Щеколдина С.Д.)

Инструкция. Вам будет предожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

«++» - сильное согласие (конечно, да);

«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);

«0» - ни да, ни нет;

«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

«--» - сильное несогласие (конечно нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

1.Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2.Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3.Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.

4.Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

5.Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6.Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7.Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями и обычаями.

8.Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

9.Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

11.Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

12.Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13.Улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.

14.Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

15.Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16.Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17.Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.

18.Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

19.Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

20.Все чеченцы по своей натуре одинаковы.


21.Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22.Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.

23.Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24.Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25.То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26.Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27.Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28.Истинной религией может быть только одна религия.

29.Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30.То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31.Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.

32.Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.

33.Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34.Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.

35.Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36.Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37.Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38.Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.

39.Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41.Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42.Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43.Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44.Идти на уступки – это значит проявлять слабость.




45.Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.


Обработка и интерпретация результатов.

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла.

Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

От 90 до 45–высокий уровень развития интолерантности;

От 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности;

От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности;

От 45 до 90 –высокий уровень толерантности.






































Рис.1 Иллюстративный материал к упражнению «Иные»

Негроидная расса










Монголоидная расса

Рис.2







Рис.3

Европоидная расса










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинговое занятие "В поисках толерантности"

Автор: Ерёмина Татьяна Владимировна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа кружка "Этика-азбука добра" "
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia-proghramma-kruzhka-etika-azbuka-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "139257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417692023"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса фгос"
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaiaprogrammadlia2klassafghos"
    ["file_id"] => string(6) "291858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455193544"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства