Тренинговое занятие с педагогами:
«Стабилизация эмоционального состояния»
Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния.
Задачи:
Научить педагогов практическим навыкам стабилизации эмоционального состояния
Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу
Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния, некоторые из которых мы попробуем на себе. Данные техники можно применять в работе с детьми.
Голландский танец. Запись №6 хоровод
8 шагов вправо
8 шагов влево
1 шаг в круг
3 притопа
1 шаг из круга
3 притопа
3 хлопка
3 шлепка по своим коленям обеими руками
поворот вокруг себя (на 4 счета)
п. 3-9 повторить
Танец помогает выстроить адекватное поведение «особых» детей, помочь решению эмоциональных и познавательных проблем, а также проявить свою творческую потенцию. т. е. танец это особая среда, в которой особый ребенок может творчески реализоваться.
Нарушения и причины их разрешения/компенсации в танце
Эмоционально-волевые проблемы (неадекватность поведения, сложности социализации), Проблемы познавательной сферы
Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся"
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Описание: Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Упражнение № 2. Приветствие «Сказочный герой»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу.
Психолог: Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Описание: Участники по кругу называют свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Упражнение № 3 "На что похоже мое настроение сейчас?"
Цель: осознание собственного эмоционального состояния
Описание: Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.
Упражнение № 4 Релаксация «Путешествие на облаке».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов, активизация внутренних ресурсов.
Психолог: Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.
Упражнение № 5 Психогимнастика «Волшебный дождик».
Цель: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, настрой на удачу, счастье, добро и успех; повышение групповой сплоченности.
Психолог: А теперь встаньте все в круг друг за другом. В сказочной стране пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…
Описание: Все участники двигаются по кругу и, в соответствии со словами ведущего, с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
Упражнение № 6 «Хор»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения
Описание: Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные вспоминают строчку из стихотворения, или пословицу, или поговорку. Среди участников распределяются слова этой пословицы (поговорки или строчки из стихотворения). Когда водящий возвращается в кабинет, участники дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Водящий должен отгадать, что загадали участники, с трех попыток.
Упражнение № 7 «Гусеница»
Цель: закрепления мотивации групповой работы, развития групповой сплоченности
Описание: Команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.
Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки социального взаимодействия.
Упражнение № 8 «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений.
Описание: Я предлагаю вам продемонстрировать игру «Волшебный стул»
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами и родителями на собрании. С помощью куска ткани и ленты можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. В определенном месте группы, в центре ставится «Волшебный стул», можно изготовить корону. Приглашаются участники. Участники двигаются, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносят слова:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорей появись-
на Волшебный стул садись.
Участник, который оказался перед сиденьем стула, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности, сообщает о своих чувствах.
Упражнение № 9 «Волшебные мешочки».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, повышение стрессоустойчивости, снятие тревожности, насыщение внутренних ресурсов.
Описание: Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали
Прощание «Спасибо за приятное занятие»
Цель: Повышение настроя на удачу, счастье, добро и успех; групповой сплоченности, уверенности в себе.
Психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Описание: Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: . Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
«Формула на сегодня» Д. Карнеги.
1. Именно сегодня!
Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.
2. Именно сегодня!
Я позабочусь о своём организме.
3. Именно сегодня!
Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.
4. Именно сегодня!
Я ко всему буду доброжелательно настроен.
5. Именно сегодня!
Я намечу программу своих дел.
6. Именно сегодня!
Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!
Релаксация «Путешествие на облаке».
Закройте, пожалуйста, глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Расслабьтесь. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Оно спустилось с небес и ждет вас. Прыгните на него. Облако белое и нежное, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… Теперь вы снова на своем белом облаке, и оно доставляет вас назад, на ваше место. Спуститесь с облака и понаблюдайте, как оно медленно тает в воздухе. Сделайте глубокий вдох, выдох. Откройте глаза. Потянитесь.